Если ваша квартира пострадала от залива следует знать несколько важных правил, при соблюдении которых вы сможете без труда добиться возмещения причиненного ущерба. Если же виновником протечки явилась управляющая компания, то ваши взаимоотношения с последней также подпадают под действие Закона РФ «О защите прав потребителей».
При заливе квартире следует незамедлительно принять необходимые меры. В первую очередь необходимо устранить источник залива для того чтобы уменьшить ущерб. Для этого о случившимся необходимо немедленно сообщить в аварийно-диспетчерскую службу вашей управляющей организации или ТСЖ.
После устранения причины залива необходимо факт залива, а также повреждения, причиненные в результате залива, должны быть зафиксированы документально. Речь идет о составлении актов залива, фото и видео-фиксации. Обязательно нужно выяснить причины залива. Пострадавший от залива должен действовать четко и быстро, при этом помнить, первое – это фиксация факта залива. Откладывать на следующий день вызов аварийной службы или представителей управляющей компании и составление необходимой документации по заливу не рекомендуется. Все нужно делать по «свежим следам», иначе возмещение ущерба может стать затруднительным.
Порядок действий при заливе квартиры:
- Вызов аварийной службы (при аварии), или работников управляющей организации (ТСЖ, Жилкомсервис, ЖЭК, ЖКС и т.п.);
- Фиксация залива и установление его причины (составление сотрудниками аварийно-диспетчерской службы или управляющей компании акта о заливе);
- Фиксация повреждений: (фото и/или видео-фиксация, подробное описание перечня и характера повреждений в акте о заливе);
- Оценка стоимости поврежденного имущества и восстановительного ремонта. Для этого нужно пригласить независимого эксперта (оценщика);
- Предъявление виновнику досудебного требования о возмещении ущерба (после получения результатов оценки);
- Обращение в суд с иском к виновнику залива о возмещении причинённого ущерба (при неудовлетворении им досудебного требования добровольно).
Аварийная служба вызывается в случае аварии, вследствие которой произошел залив, сотрудники аварийно-диспетчерской службы должны устранить аварию и зафиксировать ее последствия путем составления соответствующего акта. Если авария произошла из вышерасположенной квартиры, доступ в которую отсутствует (жильцов нет дома), сотрудники аварийной службы обязаны полностью отключить систему водоснабжения соответствующего стояка (в необходимых случаях – дома), до устранения аварии. Если аварии нет, для составления акта следует вызывать работника управляющей организации, который также обязан составить акт по факту залива.
В акте залива аварийщики или управляющая компания должны подробно отразить следующие сведения:
- Дата, время, место и причины аварии, меры, принятые для устранения аварии (если произошла авария);
- Причины и место возникновения протечки;
- Сведения о пострадавшей квартире;
- Сведения о квартире, из которой произошла протечка;
- Все повреждения имущества в пострадавшей квартире.
Обратите внимание: При составлении акта о заливе необходимо проследить за тем, чтобы в нем подробно были указаны все возникшие в результате протечки повреждения стен, потолка, полов, мебели и другого имущества. Сотрудник, составляющий акт, должен указать в каких помещениях квартиры (назначение, площадь) имеются следы протечки, их масштабы (площадь следов протечки на стенах, потолке, полах), перечень имущества, которое пострадало. Разумеется, в акте указываются все видимые повреждения, однако, к примеру, вздутие паркетного пола или отслоение обоев от стен, может произойти и позже. В этом случае нелишним будет составление дополнительного акта, с указанием вновь проявившихся последствий залива.
Экспертиза ущерба после залива квартиры.
Для того, чтобы оценить последствия протечки и выставить требование о возмещении ущерба виновнику залива, пострадавшему необходимо обратиться в независимую экспертную организацию, которая специализируется на оценке восстановительного ремонта после залива. Эксперт производит осмотр пострадавшего имущества, после чего проводит оценку стоимости восстановительного ремонта.
Обратите внимание: О вызове сотрудника экспертной организации и времени проведении осмотра следует уведомить виновника залива. Это можно сделать путем направления уведомления или телеграммы с уведомлением о вручении. Отчет об оценке ущерба составляется в среднем в течение 3 дней. После его получения пострадавший уже может выдвинуть письменное досудебное требование виновнику залива.
Кто виноват?
В большинстве случаев виновником протечки являются жильцы из вышерасположенных квартир.
Причины залива могут быть разные:
- Неисправность сантехники внутри квартиры (смесителей, стояков и т.д.);
- Не выключенный кран водоснабжения;
- Разрыв вентиля горячего водоснабжения или радиатора отопления;
- Поломка стиральной / посудомоечной машины и течь из нее;
- Течь из переполненной раковины / ванны Неправильно проведенные работы по установке/замене системы водоснабжения в квартире;
- Повреждения труб внутри квартиры, идущих после запорно-регулировочных клапанов.
- Иные причины.
Сотрудники коммунальной / аварийной службы и УК должны провести осмотр квартиры, из которой произошел залив и установить по какой причине произошла протечка.
Нередко бывает закрыт доступ в квартиру, из которой произошла протечка. Это может быть связано как с отсутствием жильцов дома, так и их отказом обеспечить доступ в квартиру. В этом случае работники управляющей компании обязаны либо составить отдельный акт о недопуске в жилое помещение, либо указать на это в акте о заливе. Самое главное — зафиксировать тот факт, что протечка происходит из вышерасположенной квартиры. Бывают случаи, когда залиты несколько квартир по стояку.
В любом случае, сотрудники управляющей компании должны принять все необходимые меры к установлению причины и виновника залива, и отразить это в акте о заливе.
Помните, что согласно статье 1064 Гражданского кодекса РФ, обязанность по возмещению вреда, причиненного имуществу гражданина, лежит именно лице, которое причинило вред. Именно для установления причинно-следственной связи между действиями виновной стороны и возникшим ущербом необходимо составление акта, из которого видно, по чьей вине произошел залив.
Виновата управляющая компания
Если залив квартиры по вине управляющей организации Виновником залива может стать управляющая компания. Как известно, управляющая организация отвечает за управление, содержание и обслуживание общедомового имущества в многоквартирном доме, она должна следить за исправностью коммуникаций, относящихся к общему имуществу дома, и несет ответственность перед собственниками за своевременное выполнение всех необходимых для надлежащего содержания общего имущества работ. Это исходит из содержания статьи 161 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, помимо ремонтных работ по заявкам жильцов, она также обязана своевременно проводить плановые ремонтные работы в отношении общедомового имущества, следить за исправностью всех коммуникаций и инженерных сетей в доме, тем самым обеспечивая их надлежащее функционирование. Только в этом случае можно избежать аварийных ситуаций.
В каких случаях ответственность по возмещению ущерба лежит на организации, управляющей домом:
- Прорыв трубы системы отопления / водоснабжения / канализационной трубы;
- Прорыв стояков, кранов и т.д., находящихся в общедомовой собственности жильцов (вне квартир);
- Протекание кровли вследствие несвоевременно / некачественно проведенных ремонтных работ;
- Протекание / разрыв трубы в чердачном помещении:
- Прорыв трубопровода на крыше;
- Неисправность стояка канализации;
- Другие неисправности общедомовой системы коммуникации;
- Некачественное (с нарушением технологии) выполнение работником управляющей компанией ремонтных сантехнических работ внутри квартиры, в которой впоследствии произошла авария
Защита прав потребителя при споре с управляющей организацией
Жильцы многоквартирного дома являются потребителями жилищных и коммунальных услуг, а обслуживающая организация осуществляет содержание жилищного фонда и его техническое обслуживание, следовательно, помимо норм Гражданского кодекса РФ, взаимоотношения жильцов (собственников) дома и управляющей компании регулируются также и нормами Закона РФ «О защите прав потребителей». Соответственно, если управляющая организация ненадлежащим образом выполняет свои обязанности по обеспечению надлежащего технического состояния общего имущества дома, в том числе кровли, коммуникаций водоснабжения и т.д., она должна нести ответственность за причинение ущерба собственнику, причинённого в связи с неисправностью общедомового имущества.
Закон РФ «О защите прав потребителей» позволяет истцу требовать не только возмещения ущерба в связи с протечкой, но также:
• Неустойку, в случае неудовлетворения досудебного требования потребителя в установленный законом срок;
• Штраф за несоблюдение требований потребителя в добровольном порядке (50% от присужденной судом суммы);
• Возмещения морального вреда.
Претензия виновнику
Закон не возлагает на лицо, пострадавшее от залива, обязанность предъявления досудебной претензии виновнику, однако по общему правилу соблюдение досудебного порядка урегулирования спора является желательным.
Что нужно учесть при предъявлении претензии:
- Претензию о возмещении ущерба следует направлять после получения отчета об оценка ущерба и стоимости восстановительного ремонта, опираясь на цифры, выставленные в отчете оценщика;
- К претензии следует приложить копию отчета об оценка стоимости; восстановительного ремонта, а также копию акта о заливе, чтобы виновник видел, из чего сложилась сумма, заявленная в претензии;
- В претензии нужно указать срок, в течение которого должны быть выплачены денежные средства;
- Претензию следует направлять заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении;
- Пострадавший о заливе вправе потребовать от виновника залива также возмещения затрат на проведение независимой оценки ущерба.
Если виновник залива не возместит причинённый ущерб добровольно в установленный срок, можно воспользоваться правом на судебную защиту. Направление досудебной претензии виновнику залива не обязательно
Иск в суд
Для обращения в суд необходимо знать несколько основных правил, в частности это:
Подсудность: Такой иск подается в суд по месту жительства ответчика. Если иск предъявляется к управляющей организации, то истец, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», вправе подать иск в суд по месту своего жительства.
Госпошлина: Поскольку заявляется требование имущественного характера, оно подлежит оплате госпошлиной, исчисленной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ. Не забывайте, в случае, если ответчиком является управляющая организация, истец освобождается от уплаты госпошлины в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей».
Срок исковой давности: На требование о взыскании материального ущерба распространяется общий срок исковой давности, составляющий 3 года с момента, когда истцу стало известно о нарушении его прав.