НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль"|25.06.2017
  • Мы в социальных сетях

Михаил Вдовин: ЖКХ — под общественный контроль 

Share
Президент Российской Федерации Владимир Путин на совещании о мерах по улучшению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг предложил взять работу ЖКХ под контроль общественных организаций. Эта сфера не должна быть кормушкой для сомнительных лавочек, предупредил он.

На совещании было отмечено также, что налаживание работы по обновлению жилищно-коммунального комплекса — приоритетная задача для региональных и муниципальных органов власти. «Вот мы бубним-бубним по поводу повышения качества услуг, а мало что меняется. Но если мы не будем этим заниматься, то столкнёмся не с улучшением, а с деградацией», — предостерёг Владимир Путин.

В Орле — 200 бесхозных домов

— Слова президента особенно актуальны для города Орла, — считает первый заместитель председателя Орловского облсовета Михаил Вдовин. — Ситуация в областном центре в системе ЖКХ, на мой взгляд, требует срочного вмешательства. Более 200 необслуживаемых домов, недобросовестное отношение управляющих компаний к своим обязанностям, непрозрачность общедомовых расходов, проблемы во взаимоотношениях между «Орёлгортеп­лоэнерго» и «Орёлтеплогазом», систематические жалобы жителей на выставление непонятных счетов за неоказанные услуги, особенно по электроэнергии… А между тем уже на пороге введение оплаты за холодную воду на общедомовые нужды. Всё это со стороны населения вызывает откровенное возмущение, со стороны же некоторых чиновников, заучивших один абзац Жилищного кодекса, только и слышится, что это не их полномочия.

Обосновать необоснованное? Легко!

— Михаил Васильевич, а что вы думаете по поводу недавно опубликованного сообщения о повышении тарифа на содержание многоквартирных домов в Орле до 25%?

— На мой взгляд, эта мера является весьма спорной. Установленная прямая зависимость уровня тарифа от возраста дома фактически приводит к ущемлению прав орловцев, волею судьбы живущих в старых домах. Как правило, это люди с невысоким достатком — и на них возлагаются дополнительные финансовые обязательства. А главное, что при этом увеличение тарифа не подразумевает улучшения качества услуг и расширения перечня производимых работ. По моему мнению, это решение лоббирует интересы управляющих компаний, не предоставляя гражданам адекватного возмещения понесённых затрат.

По прежней депутатской деятельности помню случай, когда в горсовет поступило предложение от администрации города Орла и «Орёлводоканала» о повышении тарифа сначала на 40%, затем на 35, 30, 25%… Все эти предложения, на взгляд инициаторов, были экономически обоснованными. В результате горсовет принял к согласованию тариф в размере… 22%. Что-что, а некоторые чиновники и управленцы из ЖКХ хорошо умеют обосновывать необоснованные тарифы.

Хорошая УК — честная

— Михаил Васильевич, проблемы ЖКХ можно перечислять бесконечно долго, однако от этого ситуация не изменится в лучшую сторону. Что же, на ваш взгляд, нужно делать, чтобы коренным образом улучшить положение в этой сфере?

— Первое и, на мой взгляд, самое главное — нам необходимо вернуть систему государственного и муниципального контроля за деятельностью ЖКХ. Мне могут возразить, что это не рыночный подход и что такие меры отбросят реформирование ЖКХ назад. Но давайте честно признаем, что бездумное внедрение рыночных отношений в систему ЖКХ привело к плачевным результатам, всеобщей безответственности и воровству. Подтверждением этого может служить масштабный увод денег в электроэнергетике, а о том, как обманывают жителей управляющие компании, не говорит только ленивый.

Второе. Необходимо вернуть существовавшее ранее бюджетное финансирование, направляя его на те виды расходов, которые жители никогда не покроют из своей скудной заработной платы. Кто бы меня ни убеждал, но я не представляю, как жители могут профинансировать капитальный ремонт кровли, который стоит 3—4 миллиона рублей, заасфальтировать внутридомовый проезд за 300—400 тысяч или заменить лифт стоимостью 1,3 миллиона рублей.

Несомненно, необходимо принимать региональные, муниципальные программы, однако они в большей своей части должны финансироваться из бюджета.

Третье. Необходимо привлекать инвестиции, и в софинансировании проектов мог бы участвовать Фонд содействия реформированию ЖКХ. Однако инвесторы не должны выкачивать деньги, оставляя за собой ржавые трубы и обанкроченные, ранее успешно работавшие муниципальные предприятия. Они должны реализовывать долгосрочные инвестиционные программы. К сожалению, пока это не получается — все хотят побыстрее заработать и переслать деньги в офшоры.

Четвёртое. Система ЖКХ должна быть под постоянным и полным гражданским контролем. Необходимо поддержать идею создания общественных организаций, которые будут отслеживать выполнение структурами ЖКХ своих обязательств, контролировать работу управляющих компаний, следить за тарифной политикой. Кстати, такой опыт в городе Орле есть — мы знаем многих активных жителей. Их необходимо всемерно поддерживать. Сегодня же управляющие компании относятся к ним очень настороженно — будто активные, неравнодушные люди заглядывают в их личный кошелёк.

Пятое. Необходимо поставить под жёсткий контроль работу управляющих компаний. Для этого необходимо доработать существующее законодательство.

Несомненно, главными контролёрами должны быть жители, но так как они ра­зобщены, имеют слабую юридическую подготовку, этот контроль должен быть усилен представителями власти, особенно муниципального уровня.

Шестое. Необходимо обеспечить прозрачность формирования тарифов. Существующий механизм далеко не совершенен. Все затраты управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций перекладываются на жителей, а расходы на управление постоянны — управляющие организации не стремятся снижать собственные издержки. При такой ситуации мы скоро дойдём до того, что, условно говоря, с дома будет собираться 1000 рублей, из которой половина будет уходить на содержание аппарата управления. Кстати, у нас в городе это наглядно демонстрирует одна из ведущих управляющих компаний.

Седьмое. Необходимо создать условия для конкуренции. У нас она достаточно слабая. Попробуйте уйти от одной управляющей компании к другой. Зачастую это можно сделать только через суд. Казалось, чего проще — прошёл год, жители собрались, заслушали отчёт управляющей компании и, если её работа не понравилась, пригласили другую. Однако в реальности это сделать чрезвычайно сложно. И, понимая это, некоторые УК с жителями ведут себя так, как помещики с крепостными.

И, наконец, восьмое. Необходимо коренным образом менять ситуацию с нормативной базой, регулирующей деятельность ЖКХ. Предельно чётко и жёстко эту проблему обрисовал Владимир Путин: «Воду в ступе толчём: гоняют проекты из одного ведомства в другое, а нормативная база находится в крайне неудовлетворительном состоянии».

http://орел-регион.рф/5575-mihail-vdovin-zhkh-pod-obschestvennyy-kontrol.html

Публикации схожей тематики:

Share