НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль"|25.06.2017
  • Мы в социальных сетях

Система управления МКД нуждается в модификации 

Share
«Система управления многоквартирными домами нуждается в модификации», — такое мнение высказала  руководитель НП «ЖКХ Контроль», председатель комиссии по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева в интервью изданию «Эксперт-Урал».

— Премьер Медведев заявил, что правительство РФ будет решать проблемы ЖКХ, опираясь на мнения людей. Работают ли сегодня инструменты общественного контроля в отрасли? Как жильцы могут повлиять на состояние коммуналки?

— На глобальные проблемы, с которыми сталкивается ЖКХ, довольно трудно воздействовать не только потребителям, но и региональным, местным органам власти. В модернизацию отрасли деньги не вкладывались почти 30 лет: инфраструктура изношена на 90%. Что касается контроля, то Жилищный кодекс дал собственникам широкие права воздействовать на ситуацию в сфере управления собственным жильем. Но люди эти возможности почти не используют. А те, кто пытается это делать, сталкиваются с громоздкими и трудоемкими процедурами смены УК, например. Желание навести порядок в собственном доме оборачивается хождением по мукам. Управляющие организации тоже не торопятся блюсти закон. К примеру, знаменитое 731-е постановление правительства РФ, которое предписывает УК раскрывать информацию, не исполняется в полном объеме. На сайте Фонда содействия реформированию ЖКХ (www.reformagkh.ru), который определен официальным ресурсом для размещения такой информации, УК показывают около 40% от тех данных, которые требует стандарт раскрытия.

— Ко второму чтению в ГД готовится законопроект о саморегулировании в сфере управления многоквартирными домами: в первом он принят еще год назад. Какие изменения претерпел документ? Насколько актуально саморегулирование для УК?

— Законопроект сильно модифицирован, недавно была согласительная комиссия по этому поводу. Документ предусматривает обязательную разработку квалификационных требований к деятельности УК, контроль за этой деятельностью, ежегодное прохождение экзаменов для членов СРО. Не знаю, решит ли он все проблемы, но определенным стимулом для цивилизации рынка управления жильем он должен стать. При этом Общественная палата выступает против обязательного включения ТСЖ в СРО. Товарищества — это добровольные объединения граждан, которые уже взяли на себя ответственность, не может же сторонняя организация решать за них управлять их домом или не управлять. Кроме того, для многих ТСЖ остро стоит вопрос о взносах в СРО. На слушаниях по этому поводу кипели нешуточные страсти. По версии разработчиков закона, для ТСЖ взносы будут небольшими, но при этом СРО предоставит им доступ к большому финансовому ресурсу.

Теперь о перспективах СРО. Сейчас существуют добровольные объединения, в том числе управляющих компаний. Некоторые из них действительно создают поле для обмена информацией и повышают квалификацию членов. Но пока практика саморегулирования, существующая, например, в сфере строительства или энергосервиса, не дает оснований для серьезного оптимизма. Другое дело, что механизм контроля все равно должен быть. Когда государство продекларировало, что это сфера ответственности собственников, как хотите, так и разбирайтесь, это было тяжелым временем: масса злоупотреблений, пропавшие деньги и исчезнувшие УК, обанкротившиеся ресурсоснабжающие организации.

Одним законом всех проблем регулирования деятельности управляющих организаций не решить, нужен комплекс мер. СРО, к примеру, не будет заниматься конфликтами между собственниками, а именно с ними, судя по обращениям, связано большинство проблем ТСЖ. На экспертных площадках мы обсуждаем серьезную модификацию управления домами. Предлагается проводить собрания собственников по типу конференции, где необязательно присутствовать 50% жителям. В то же время звучат мнения об ужесточении ответственности за подделку протоколов.

— А как вы относитесь к предложению о гослицензировании УК?

— Перед нами стоит обратная задача — сократить объемы государственного вмешательства, в том числе в деятельность бизнеса, работающего в отрасли ЖКХ. Уже созданы Госжилинспекция, которая занимается проверками УК, есть муниципальный контроль жилищной сферы. Не факт, что надо еще и гослицензирование вводить. Тем более вопрос о том, являются ли УК бизнесом или это публичная услуга, до сих пор в плоскости дискуссии. Де-юре это бизнес, а де-факто, если что случись, отвечают власти. Хотя где-то именно при их попустительстве эти компании нарушали законы.

— Свердловская Госжилинспекция обнародовала список недобросовестных УК, нарушавших правила содержания жилфонда в 2013 году. Насколько эффективен такой механизм для повышения качества работы управляющих организаций?

— Это очень действенный инструмент. Мы рекомендуем всем общественным организациям, с которыми работаем, создавать такие рейтинги. Важно до людей донести информацию о том, с какой компанией договор они подписали, а дальше пусть сами решают. Такие списки составляют в Новосибирской области. А в Карелии есть группа общественников, они ходят на все собрания собственников и рассказывают, с какой компанией стоит иметь дело, а с какой нет. Но надо понимать, что здесь существует серьезная опасность злоупотребления. Нужен тщательный контроль за методикой формирования рейтингов.

— Счетная палата РФ выступила с инициативой заморозить тарифы ЖКХ. Насколько это возможно без ограничения тарифов на энергоресурсы?

— С одной стороны, тарифы на энергоносители растут опережающими темпами, с другой — Федеральная служба по тарифам рассказывает, что хотя бы до 2014 года будет минимизирован рост цен на газ. На мой взгляд, надо отказываться от повышения тарифов во всех регионах страны одновременно, потому что это создает дикие инфляционные ожидания и социальное напряжение. Если бы это происходило точечно в увязке с региональными инвестиционными программами, было бы правильнее.
При этом все равно нужен федеральный регулятор, который формировал бы долгосрочную инвестпрограмму субъекта, определял доходные источники для нее, в том числе и тариф, который не должен меняться на протяжении определенного времени.

Подготовлено Артемом Коваленко для «Эксперт-Урал»

Публикации схожей тематики:

Share