Сокращать расходы бюджета на жилищно-коммунальную сферу и перекладывать всю ответственность за нее на региональные и местные власти нельзя, — к такому выводу пришли в Общественной Палате РФ, где 5 ноября прошло обсуждение проекта бюджета на 2014-2015 годы в части, касающейся сферы ЖКХ.
5 ноября в Общественной палате обсудили проект бюджета на 2014-2015 годы в части, касающейся сферы ЖКХ. Помимо общественной экспертизы на проект бюджета в целом, ОП решила подготовить отдельное заключение, касающееся именно жилищно-коммунального хозяйства, поскольку этот сектор экономики больше всего беспокоит население страны. По данным социологов, проблемы ЖКХ являются сегодня наиболее болезненными для граждан Российской Федерации. Около 60% опрошенных ставят их по значимости на первое место.
Как отметила председатель Комиссии ОП по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике, исполнительный директор НП “ЖКХ Контроль” Светлана Разворотнева, в Общественной палате уже проходило обсуждение бюджета с участием заместителя министра финансов Татьяной Нестеренко.
«Как нам пояснили, Минфином успешно были найдены источники для сокращения расходов бюджетов. И сфера ЖКХ стала именно этим источником», — рассказала с сожалением член ОП.
«Когда мы спросили, а разве у нас там все хорошо? Сфера и так минимально финансируется, было сказано, что это ответственность субъектов, а те обязательства, которое взяло на себя государство по обеспечению жилья для ветеранов — оно выполнит», — заявила Разворотнева.
Но в сфере ЖКХ огромное количество проблем, требующих внимания государства: обеспечение граждан жильем, в том числе молодых семей, повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения, капитальный ремонт (в следующем году запланировано его масштабное проведение по всей стране), обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности и др.
«Региональные бюджеты с этим всем не справятся, потому что у них очень много других обязательств», — уверена глава Комиссии. А убеждение государственных органов власти, что часть программ можно будет выполнить за счет привлечения частных инвесторов, подвергается большому сомнению со стороны руководителя НП “ЖКХ Контроль”. «Программы по переселению из аварийного жилья, модернизации коммунальной инфраструктуры частные инвесторы реализовывать не будут», — считает она.
Первый заместитель председателя комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева согласна, что бизнес вряд ли ринется инвестировать коммунальную сферу. «Когда мы спросили Минфин, чем мотивируется секвестирование таких вещей как вода? По цифрам получался ноль. Оказывается, по их словам, бизнес ломанулся в инвестирование воды, хотя мы такого не знаем и сильно подвергли это утверждение сомнению. В итоге после долгих дебатов удалось вернуть на воду 2 млрд. руб.», — рассказала она.
Солидарна депутат Государственной Думы и в том, что денег у субъектов на реализацию множества программ в жилищно-коммунальной сфере просто нет, и государство не должно бросать финансирование этих программ. «А есть программы, которые недофинансировать — просто аморально», — заявила она. Однако не принимать бюджет тоже нельзя, уверена эксперт. В условиях нынешней экономики это будет просто «непозволительная роскошь».
«Наша задача — постараться максимально профессионально и экспертно показать коллегам в министерстве финансов и Правительстве, что недофинансирование этой отрасли в ближайшие три года, гораздо дороже обойдется бюджету. Я понимаю, что сейчас, ко второму чтению, мы вряд ли добьемся каких-то феноменальных успехов, но такая риторика позволит нам более убедительно отстаивать интересы отрасли и всего направления, которое дает в совокупности до 25% ВВП, а это очень существенная часть нашей экономики», — подчеркнула Николаева.
В свою очередь председатель Комиссии ОП по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов Российской Федерации Иосиф Дискин заявил, что бюджет, принятый в первом чтении не адекватен экономической ситуации. «Мы находимся на грани попадания в спираль длительного экономического кризиса», — считает член ОП. В этой ситуации, по его мнению, просто непрофессионально сокращать расходы. Для спасения ситуации, по словам Дискина, надо стимулировать бюджетные расходы и частные инвестиции.
«Региональные бюджеты трещат по швам, а некоторые из них находятся на грани введения внешнего управления, — продолжил эксперт. — В такой ситуации наращивать резервные фонды — чистое безумие».
Он уверен, что уже в первом квартале следующего года тот бюджет, который прошел 1 чтение в Думе, придется пересмотреть. «Не позднее апреля будут вводиться поправки в бюджет», — сказал он.
Подводя итоги слушаний, Светлана Разворотнева еще раз подчеркнула, что государство не должно снимать с себя ответственность за состояние в сфере ЖКХ.
«Государство не должно воспринимать отрасль ЖКХ как бездонную дыру, в которую деньги просто улетают. Нужно увеличивать государственное финансирование жилищно-коммунальной сферы: это позволит избежать ситуации социального напряжения и обеспечит экономическое развитие страны», — сказала она.
И в проекте рекомендаций ОП отмечается: «Модернизация коммунальной отрасли должна рассматриваться как сфера стратегических государственных инвестиций. Успешная и интенсивная реализация инвестиционных проектов в коммунальной сфере позволит не только гарантировать возврат вложенных бюджетных средств, но и станет мощным стимулом для развития местной и региональной экономики, позволит существенно повысить качество жизни граждан».
По итогам слушаний будут доработаны рекомендации, которые ОП направит в органы исполнительной власти и Государственную Думу ко второму чтению.
Проект рекомендаций по итогам слушаний:
[document file=”http://gkhkontrol.ru/wp-content/uploads/2013/10/РЕКОМЕНДАЦИИ-ИТОГ.doc” width=”100%” height=”690″]По материалам Общественной палаты РФ