Получить грамотного собственника возможно только с помощью всестороннего просвещения, которое должно начинаться в начальной школе. К такому выводу пришли участники общественных слушаний «Развитие системы жилищного просвещения в Российской Федерации», которые прошли в Общественной палате России 16 апреля 2014г.

По итогам прошедшего мероприятия из стен Палаты в адрес глав субъектов будет направлено письмо с предложением ввести жилпросвет в качестве обязательного дополнения к традиционной программе общеобразовательных школ. Это может быть сделано как в виде элективных курсов в рамках школьного компонента учебного плана, так и внедрено в виде системы, охватывающей все предметы базового образования. Во втором случае речь идет, скорее, об образовательной работе с учителями и рекомендации им адаптировать традиционную учебную программу под потребности реальной жизни.

О примерах подобных новаций рассказали участники общественных слушаний.

Профессор НИУ ВШЭ, президент Российской ассоциации нанимателей жилья Елена Шомина рассказала о существующей практике и методике преподавания уроков жилищного просвещения и истории этого предмета. Впервые такой урок появился в г.Чистополь Татарстана в 2004 году. Необходимость его введения была связана с тем, что между жителями, компаниями, занимающимися ЖКХ и местной властью были серьёзные конфликты. Жилищное просвещение позволило решить часть вопросов, у всех сторон появилось осознание того, как нужно управлять организациями и как сложно это делать, уважение, ответственность друг перед другом. А старшеклассники города и сегодня помогают постичь трудную науку ЖКХ и своим младшим сверстникам, и бабушкам-дедушкам, а также помогают поддерживать порядок в подъездах многоквартирных домов.
Шомина уверена, что жилищное просвещение даст не только знания и научит самостоятельно решать жилищные проблемы, но и сформирует культуру взаимоотношений между жителями, управляющими организациями, соседями, то есть научит людей общаться друг с другом и нести ответственность.
Эксперт привела несколько примеров, как преподают вопросы ЖКХ в некоторых школах. Так, в Астрахани про жилищные вопросы рассказывают в рамках экономики, в некоторых школах на математике старшие классы учатся рассчитывать ипотеку (молодым это пригодится), на физике детям объясняют про влажность помещений, конфигурацию крыш и т.д. Почти на каждом уроке можно затрагивать проблемы ЖКХ.
Шомина также представила различные учебные пособия, книги, плакаты, энциклопедии по жилищным проблемам. Есть мультфильм, комиксы и даже жилищные сказки для детсадовского возраста.
Важность введения жилищных уроков подчеркнула и глава комиссии ОП РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева: «дети — будущие собственники квартир, домов, которые тоже будут получать платёжки. Они должны научиться управлять своим жильем, знать свои права и обязанности. Сейчас же большинство собственников абсолютно их не знает и, например, при нарушениях не может защитить себя», — пояснила она.
Дети же не только сами будут понимать, как устроена жилищно-коммунальная сфера, но и смогут донести эту информацию до взрослых, полагает член ОП. «Как говорится, продал детям – продал всей семье», — добавила она.
К сожалению, как констатировали большинство участников слушаний, пока большинство образовательных программ реализуется силами энтузиастов и не имеет серьезной финансовой основы. Как правило, такие проекты бессистемно реализуются некоммерческими организациями на средства грантов или на голом энтузиазме.
В то же время, для проведения жилищных уроков, по мнению члена ОП, директора Дальневосточного Центра местного самоуправления Нины Полички, не требуется выделения дополнительных бюджетных средств.
«Сделать это можно за счет школьного компонента учебного плана, наполнение которого полностью определяется школьным руководством, и составляет почти треть от учебных часов. «Кто-то ставит дополнительные часы математики, кто-то добавляет час русского и т.п.. Школа у нас готовит, в лучшем случае, к сдаче ЕГЭ и поступлению в ВУЗ, а должна готовить к реальной жизни, — уверена Нина Поличка.
«По сути для введения жилищного просвещения в школе нужна только политическая воля директора, — уточняет член ОП. — Что же касается того, где взять учителей, то в бюджете есть деньги на повышение квалификации, за что ответственно региональное министерство. Всё это уже заложено заранее и никаких новых денег выбивать не потребуется», — заявила Поличка.
«Если есть желание и один-два директора, которые это начнут, то и остальные за ними потом подтянутся», — заявила она. Но для начала надо всё-таки подготовить продукт: разработать программу, пособия и т.д.
Так, в Хабаровской области подобным образом удалось ввести две новые дисциплины: «Основы самозанятости и предпринимательства» и «Основы участия молодёжи в общественной деятельности».
В ходе слушаний также была презентована обучающая онлайн-игра «Жэка», которую представила замначальника Управления по связям с общественностью ГК — Фонд содействия реформированию ЖКХ Ольга Гришина. Игра учит тому, как экономить ресурсы. Помимо разработки Фонд активно занимается популяризацией игры среди школьников. Так, в школах Нижнего Новгорода и Омска уже прошли турниры, в ходе которых учащиеся 5 – 6 классов учились азам энергосбережения.
Пока реализован первый этап игры, который доступен в интернете для всех желающих. Вскоре появятся еще два, а за ними – серия мини-игр схожей тематики.
Впрочем, знания по управлению своими домовладениями нужны не только детям, но и взрослым. Постоянные курсы для собственников квартир, председателей советов домов и ТСЖ, просто жилищных активистов, реализуют школы жилищного просвещения, организованные в Ярославле, Нижнем Новгороде, Биробиджане, Астрахани, Москве и некоторых других городах. Как правило, подобная работа начинается с желания изменить жизнь в своем собственном подъезде, доме и дворе. О таком ярком примере рассказал руководитель «Общественного Совета ЖКХ» г.Отрадное Ленинградской области, представивший свою «Технологию наведения порядка в доме».
Впрочем, все участники слушаний сошлись во мнении, что отдельными примерами успешной работы в данном вопросе не обойтись. Нужна система жилищного просвещения, которая будет выстроена на уровне регионов и
Именно это подтолкнуло участников слушаний к составлению коллективного обращения от имени двух комиссий Общественной палаты РФ – по развитию образования и местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике – в адрес глав всех субъектов с предложением конкретных механизмов просвещения граждан, основанных на уже накопленном опыте.

Ознакомиться с материалами общественных слушаний

 

Share
Нет комментариев

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2019 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль". Сайт разработан AdLife Studio

Log in with your credentials

Forgot your details?