Вступает в силу федеральный закон, вводящий штрафы для управляющих компаний за отказ передавать собственникам документацию на дом при смене управляющей организации. Ожидается, что благодаря новой законодательной норме собственникам станет проще проходить процедуру   выбора новой УК.  Пока же практически ни одна смена одной УК на другую не обходится без судебного разбирательства. В Арбитражном суде УР иски по поводу документации составляют более половины всех исков по направлению ЖХК.

      16 мая 2014 года в действие вступил Федеральный закон от 05.05.2014 №121-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Он был принят Государственной Думой 18 апреля, одобрен Советом Федерации 29 апреля, подписан Президентом РФ 5 мая 2014 года.

   Теперь управляющие организации, отказывающиеся передавать техническую документацию на многоквартирный дом собственникам или другим управляющим организациям, будут подвергаться административному наказанию в виде штрафа в размере от 150 тысяч до 200 тысяч рублей — на юридических лиц, от 30 тысяч до 40 тысяч рублей — на должностных лиц, от 2 тысяч до 5 тысяч рублей —  на граждан. Должностное лицо, повторно совершившее такое правонарушение, будет дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет.

     Проводить проверки и составлять протоколы об административных правонарушениях будут органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный жилищный надзор. В Удмуртии это Государственная жилищная инспекция при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики УР.

Для справки

   Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях  дополнен новой статьей, под номером 7.23.2,  следующего содержания:

«Статья 7.23.2. Нарушение требований законодательства о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов

1. Воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.»;

      Комментарий для пресс-релиза Александра Козлова, заместителя исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль», эксперта Общественной палаты Российской Федерации:

– Этот закон – логичный шаг на пути законодательного оформления процедур по смене управляющей организации, изменению способа управления домом. Отказ ТСЖ или УК передавать документы порождал за последние 5 лет массу проблем. Например, рост долгов перед коммунальными предприятиями, двойные и тройные квитанции, которые получали жители многих муниципальных образований.

  Законодательство, которое развивалось в сфере управления многоквартирными домами, регулировало смену управляющих организаций, но не содержало ответственности за нарушения, хотя декларируемые нормы были.   Вступление в силу этого закона – некий завершающий этап. Он был необходим, и он позволит решить некоторые проблемы. Так, Можно надеяться, что теперь снизится количество двойных квитанций, а также тяжб, связанных с передачей документов.

Такое административное воздействие, как крупные штрафы, будет хорошим стимулом для управляющих организаций, которые занимаются волокитой, к тому, чтобы вовремя передавать документацию. Новые управляющие организации смогут приступать к   деятельности по управлению домами в более ранние сроки, реализуя волеизъявление собственников и не тратя время на долгие судебные разбирательства. Главное, чтобы эта мера реализовывалась на практике, а не осталась продекларированной.

       Юристы Объединения советов домов УР давно выступали за введение таких санкций. Еще в 2010 году Марат Исмагилов в рамках своей деятельности в Молодежном парламенте при Госсовете УР обращался к депутатам Госсовета УР и Госдумы РФ с предложением ввести ответственность за подобные правонарушения со стороны управляющих организаций. После детальной проработки депутатами, входящими в постоянную комиссию Государственного Совета Удмуртской Республике по экономической политике, промышленности и инвестициям, возглавляемую Андреем Гальциным, законодательная инициатива о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях в части регулирования правоотношений в сфере управления многоквартирными домами была рассмотрена Государственным Советом Удмуртской Республики и направлена в Государственную Думу Российской Федерации. Законопроект был зарегистрирован на сайте www.duma.gov.ru за № 36438-8, но на заседании профильного Комитета Госдумы РФ был отклонен и на рассмотрение депутатами Госдумы РФ в первом чтении не поступил.

    Комментарий Марата Исмагилова, председателя Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республики», члена Общественной палаты города Ижевска:

—  Новый закон направлен на совершенствование жилищного законодательства РФ и предусматривает ответственность за воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом. Он был давно ожидаем нами.

    Для нашего региона эта норма была крайне необходима. В Удмуртии хорошо развита конкуренция по управлению МКД, и собственники жилья часто становятся заложниками законодательства, в котором, хотя и прописана обязанность управляющих организаций по передаче документации, но никаких санкций за ее неисполнение до сих пор не было.  Дело дошло до того, что за последние годы практически отсутствовали случаи добровольной передачи технической и иной документации на дом при смене одной управляющей организации на другую. Как правило, прежний хозяйствующий субъект всячески препятствует деятельности  новой управляющей организации, выбранной по решению общего собрания собственников. При этом отсутствие документации не является препятствием для управления домом.

      Такие недобросовестные организации надеются на то, что собственники допустили какие-либо неточности или ошибки при проведении голосования. С помощью «своего человека» – одного из жителей этого дома – они оспаривают в суде протокол о выборе новой УК, чтобы возвратить в свое управление МКД, который рассматривают, прежде всего, как источник дохода.

      Как правило, вопрос о передаче технической документации решается в рамках судебного разбирательства в Арбитражном суде УР.  Оно требует значительных затрат времени, — до вступления решения в законную силу проходит, как минимум, 6 месяцев.  Сегодня более половины всех исков в сфере ЖКХ, которые рассматриваются Арбитражным судом УР, составляют именно иски по передаче технической и иной документации!

    Новая норма вводит достаточно серьезную ответственность за правонарушение и позволит упорядочить отношения по передаче документации. Хозяйствующий субъект дважды подумает, стоит ли ему нарушать порядок и сроки передачи документов, согласно законному решению собственников. Если даже состоится суд, и он его проиграет, то ему придется заплатить штраф до 200 тысяч рублей как юридическому лицу, а в дальнейшем такая управляющая компания лишится руководителя на срок от 1 до 3 лет.

   Мы прогнозируем, что количество подобных нарушений значительно сократится. Собственники смогут с меньшими моральными и материальными издержками производить смену управляющей организации.

 

Tags:
Share
Нет комментариев

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2019 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль". Сайт разработан AdLife Studio

Log in with your credentials

Forgot your details?