На прошлой неделе в Москве состоялась наша рабочая встреча со Светланой Викторовной Разворотневой – членом Наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ, членом Общественной палаты РФ. Темой обсуждения стало развитие института общественного контроля над деятельностью организаций в ЖКХ. Нужно повышать активность как собственников жилья, так и управляющих компаний.
За считанные годы в нашей стране стихийно прошла приватизация жилья. Сегодня 80 процентов жилищного фонда находится в частной собственности граждан и только 20 процентов – остается в собственности муниципалитетов (тогда как, например, в европейских странах – обратное соотношение). И если мы опросим тех, кто приватизировал жилье, – готовы ли они отказаться от права собственности? – думаю, что ответ будет отрицательный. И в то же время, к сожалению, мы постоянно убеждаемся, что наши граждане недостаточно осведомлены, какие у собственников права и обязанности. И когда у них возникают какие-то претензии к обслуживающей организации, – они, как в советские времена, сразу требуют ответа и действий от органов власти. Последние же не имеют прямых полномочий вмешиваться в вопросы частной собственности, и многие проблемы не решаются так быстро и эффективно, как всем хотелось бы, – прежде всего, из-за неправильно выстроенных отношений между собственниками жилья и обслуживающими организациями.
Как помочь нашим гражданам выстроить эти отношения, как придать им уверенности, что они реально могут самостоятельно – оперативно и успешно – решать большинство проблем? Со Светланой Викторовной Разворотневой мы обсудили методы информирования граждан, опыт других регионов в этом деле. Как минимум на каждом входе в домах должна быть информационная табличка с разъяснениями, куда обращаться по тем ли иным вопросам. Должны быть организованы и другие различные формы доведения информации практически до каждого собственника жилья.
Помимо прочих текущих проблем, очень скоро добавятся те вопросы, которые поставит перед собственниками жилья закон о капремонте многоквартирных домов. Именно собственники должны всерьез контролировать работы, им нужно будет осуществлять и приемку работ. Естественно, они должны знать, как это делается, а для этого быть компетентными в строительных и финансовых вопросах.
Мы разбираемся и с платежами – теми, что многие собственники отчисляли управляющим компаниям в предыдущие годы. Сейчас обнаруживаются факты, что деньги, которые отдельные компании годами собирали на капремонт, ушли в неизвестном направлении. В интересах собственников – проявить активность, призвать к ответу организации, которым они платили за капремонт, потребовать отчитаться, какие работы и где были выполнены на эти средства. Если ответа не будет или он будет неудовлетворительным, нужно обращаться в компетентные органы, включая прокуратуру. И наш комитет, и лично я – мы готовы оказывать нашим гражданам консультации, куда и как обратиться, готовы сами передавать материалы в правоохранительные органы.
Многие проблемы, вероятно, снимутся, когда будет проведено лицензирование управляющих компаний. До июля этого года на федеральном уровне должна быть разработана вся нормативная база. Процесс лицензирования возглавит наш областной Комитет по строительному и жилищному надзору. Будет создана и специальная
комиссия. Посредством лицензирования должны быть отметены компании, которые не выполняют взятых на себя обязательств и с которых спросить-то нечего.
Кстати, всего на сегодняшний день в Псковской области насчитывается 89 управляющих компаний. Хотел бы отметить, что и сейчас уже весьма актуальна тема их объединения, может быть, в ассоциацию, официальные представители которой могли бы защищать их интересы, решать различные вопросы.
Мы получили важные рекомендации от Светланы Викторовны Разворотневой – опираясь на эту теоретическую базу, мы в ближайшее время собираемся при нашем Комитете по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства создать Общественный совет. И в этом Совете надеемся увидеть как активных представителей собственников жилья, так и активных представителей управляющих компаний. Нам не интересно, чтобы этот Совет был какой-то декорацией. Важно, чтобы он реально служил для обратной связи с населением и способствовал решению огромного количества проблем жилищно-коммунального хозяйства.