Разговор на эту тему прошел 15 июля в формате вебинара между общественниками, занимающимися решением жилищно-коммунальных проблем в регионах, и федеральными экспертами, непосредственно участвующими в формировании правил, по которым работает рынок ЖКХ.
15 июля 2014 года на сайте интерактивного телевидения http://www.onlinetv.ru прошел почти двухчасовой вебинар на тему «ЖКХ: виден ли свет в конце тоннеля?». Полную запись видеотрансляции мероприятия можно посмотреть по ссылке http://www.onlinetv.ru/video/1710/?autostart=1
Его организатором стало НП «ЖКХ Контроль», которое пригласило выступить и ответить на вопросы регионов Андрея Чибиса – заместителя министра строительства и ЖКХ РФ и Сергея Степашина – председателя Наблюдательного совета Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, председателя Общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ РФ. Модератором вебинара стала Светлана Разворотнева – исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль», заместитель Председателя Общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ РФ.
В режиме онлайн они рассказали, как идет исполнение поручений, которые дал Правительству РФ по итогам Форума «ЖКХ – новое качество» партии «Единая Россия» прошедшего 6 июня 2014 года в Челябинске премьер-министр Дмитрий Медведев, о том, какие проблемы в настоящее время решаются, и о том, какие законодательные нововведения ждут потребителей услуг ЖКХ в ближайшее время.
В начале вебинара была поднята тема аварийного жилья. К сожалению, зафиксированы факты, когда региональные власти подозреваются в коррупции, саботируют реализацию программы по переселению из аварийного жилищного фонда, пытаются заселить граждан в бараки и недострои, включить в программу неаварийные дома, и, напротив, исключить из нее не пригодные для жилья трущобы. Эксперты призвали граждан информировать НП «ЖКХ Контроль» и Фонд содействия реформированию ЖКХ через приемные и горячие телефонные линии о таких фактах. По всем им будут проведены проверки и нарушения будут устранены.
«Впервые на моей практике из бюджета было выделено 34 млрд рублей, причем в сложных экономических условиях, для того, чтобы реализовать планы по ликвидации аварийного фонда, тут грех жаловаться, – сказал Сергей Степашин. – И мы будем принимать жесткие меры к тем ключевым руководителям, которые не хотят брать на себя ответственность за реализацию этих планов. Осенью пройдет специальное заседание Госсовета по этой тематике, и тем, кто не справляется с обязанностями, спуска не будет». По его мнению, за растрату бюджетных средств, надо привлекать к уголовной ответственности.
Андрей Чибис сообщил, что на сайте Фонда содействия реформированию ЖКХ есть информация по всем регионам России, с указанием нерешенных проблем по каждому дому. «Как жители, так и журналисты могут посмотреть, что происходит с тем или иным домом», – сказал он. Так как не все граждане пользуются Интернетом, до конца сентября на каждом аварийном доме должна появиться табличка с месяцем переселения и адресом нового дома, который готовится к заселению.
Представители региональных центров общественного контроля (из Новгорода, Астрахани, Курской области, Омска и других городов) задали вопросы, связанные с лицензировании деятельности управляющих организаций, развитием системы общественного контроля в жилищно-коммунальной сфере, проблемой платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
Из Новгорода поступил вопрос о повышении профессионализма работников ЖКХ. Отвечая на него, Сергей Степашин сообщил, что в 2012 году был ликвидирован единственный профильный вуз, который готовил кадры для ЖКХ. 14 июля на заседании Наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ было определено подразделение и утверждена программа по выработке стандартов обучения, которые будут готовы к концу года. На уровне премьер-министра будут рассматриваться вопросы по организации системы подготовки кадров для ЖКХ.
Андрей Чибис также сказал, что за последние полгода на федеральном уровне был утвержден профессиональный стандарт, определяющий понятия специалиста, управляющего и требования к их квалификации. На основании стандарта будут разработаны образовательные программы и запущен процесс образования.
В сентябре 2014 года пройдет Всероссийский экзамен для государственных жилищных инспекторов, а также начнет работать Федеральный проект «Школа грамотного потребителя», и до конца года будет выпущен единый российский учебник по ЖКХ для потребителей.
Представительница Воронежского городского центра общественного контроля задала вопрос о плате собственников за расходование ресурсов на общедомовые нужды (ОДН), которая иногда в три раза выше, чем плата за индивидуальное потребление.
Андрей Чибис сообщил, что Минстрой России внес в Правительство предложения, и осенью будут приняты изменения законодательства по исключению ОДН из состава коммунальных услуг. ОДН необходимые для влажной уборки, работы лифта, освещения подъезда и придомовой территории, промывки систем, в переходный период будут включены в состав платы за содержание общего имущества. «Вопрос будет решен и собственникам станет проще понимать, за что они платят – за небаланс или за соседей, у которых нет приборов учета», – добавил он. Чтобы простимулировать установку приборов учета, будут упрощены процедуры по выявлению незарегистрированных граждан, проживающих в квартирах без счетчиков. Председателям советов домов и ТСЖ будет достаточно подписать акт о проживании, чтобы он стал основанием для выставления счета. Также будет значительно увеличен коэффициент роста нормативов за бесприборное потребление ресурсов, который уже сейчас составляет 10% в полугодие и начнет применяться с 1 января 2015 года.
Управляющие компании получат право организовывать систему учета с применением приборов с дистанционным считыванием показаний и включать ее в состав общего имущества. Эти изменения будут приняты уже осенью. Минстрой России также предложил, заручившись поддержкой правительства, узаконить прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, с передачей управляющим компаниям ответственности по разрешению споров по качеству коммунальных услуг. С согласия собственников можно будет вводить отдельные или единые квитанции, которые могут выставлять как сторонний расчетный центр, так и управляющая организация.
По просьбе Светлана Разворотневой Андрей Чибис перечислил все новации в сфере ЖКХ и проблемы, над решением которых работает сейчас Минстрой России, в том числе инициируя принятие новых законов:
– новые механизмы расселения аварийного жилья;
– повышение ответственности управляющих организаций за предоставление некачественных услуг собственникам;
– упрощение процедур по проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах;
– ужесточение ответственности собственников за ненадлежащую оплату жилищно-коммунальных услуг;
– плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды;
– стимулирования установки индивидуальных приборов учета;
– развитие общественного контроля в ЖКХ;
– введение лицензирования управляющих организаций;
– кредитование проведения капитального ремонта многоквартирных домов;
– привлечение частных инвестиций в сферу ЖКХ;
– и другие.
До конца 2014 года в России завершится реформирование жилищного законодательства. «В дальнейшем мы будем очень аккуратно относиться к любым его изменениям, допуская только лишь только его донастройку, если будут наблюдаться сбои, – сказал замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис.
В завершение вебинара Светлана Разворонева отметила: «То, что Минстрой России готов разъяснять свою политику гражданам, в том числе, и в общении с журналистами, – это новое слово в нашей истории, я не помню, чтобы другие министерства так работали когда-либо. Между тем, информирование о государственной политике в решении проблем ЖКХ – наша общая задача».
Следующая встреча НП «ЖКХ «Контроль» с региональными центрами общественного контроля состоится 30 июля 2014 года. На нее будут приглашены представители Федеральной службы по тарифам и других ведомств и организаций с тем, чтобы поговорить о вопросах начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. Выбор темы обусловлен тем, что в августе граждане начнут получать новые платежки после планового повышения тарифов.
Как сообщил Марат Исмагилов, председатель Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республики», член Общественной палаты города Ижевска, жители Удмуртии могут задать вопросы, касающиеся платы за жилищно-коммунальные услуги, по телефону «Горячей линии по вопросам ЖКХ» – (3412) 97-07-93. Им ответят подготовленные специалисты. Кроме того, за детальным анализом платежных документов можно обратиться к юристам в Общественную приемную по адресу г. Ижевск, ул. Тельмана, д. 16, предварительно записавшись по телефону (3412) 56-36-09.
Комментарий Марата Исмагилова, председателя Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республики»:
– Первый вебинар, который прошел 15 июля, стал живой площадкой, на которой региональные жилищные общественники могут общаться вживую с федеральными экспертами, обмениваясь мнениями, задавая вопросы. Важно то, что теперь, с открытием этой постоянной площадки, население в регионах сможет из первых рук получать информацию о нововведениях и тенденциях в реформирующемся ЖКХ, о развитии законодательства.
Благодаря Светлане Разворотневой найден качественный канал для просвещения граждан в вопросах ЖКХ. Такие эфиры, посвященные информированию и пояснению актуальных тем, станут регулярными и будут проводиться 1-2 раза в месяц. Они важны и для региональных жилищных общественных активистов, которым приходится много ездить, чтобы всегда быть в курсе изменений. Так, например, я в 2013 году 15 раз побывал в Москве и 9 раз в других городах (Самара, Саратов, Калининград, Казань, Пермь, и других), где проводились конференции, семинары, совещания, форумы, посвященные ЖКХ.
Немаловажно и то, что не только общественники, но и журналисты и руководители региональных и муниципальных органов власти смогут также принимать участие и повышать свою информированность о том, чем занимаются «жилищники», в том числе общественники.
Журналисты смогут почерпнуть свежие темы для статей, программ и новостей, ведь известно, что и сейчас сфера ЖКХ волнует жителей страны больше, чем другие проблемы.
Ожидается введение многих законодательных новшеств. Сегодня о многих из них рассказал ключевой федеральный эксперт Андрей Чибис. На следующих трансляциях каждое направление будет детально обсуждаться.
Приятно сознавать, что наработанный нами опыт пригождается людям. Общественники из Удмуртии часто выдвигают инициативы, которые учитывается при разработке новых законов. Например, так произошло с актами фактического проживания, введением вознаграждения председателей Советов домов, кредитованием капремонта.
Что касается последней инициативы, то Удмуртия стала одним из 7-ми пилотных регионов, где в течение 2014-2015 годов кредитованию капремонта будет запущено в рамках региональной системы.
Активные собственники уже на протяжении 5-7 лет собирают деньги на капитальный ремонт своих домов, частично работы уже выполнены. Большинство понимает, что дом – это их собственность, если ее отремонтировать сегодня, то и дальше можно будет жить в комфортных условиях. При этом стоимость квартиры вырастет. К тому же в Удмуртской Республике хорошо работает ипотека – кредитование покупки квартир, а также развиты механизмы авансирования работ за счет подрядчиков. Собственникам известно: чтобы отремонтировать дом в кратчайшие сроки, нужно собрать необходимую для оплаты работ сумму. Сделать это можно тремя способами: увеличивая размер взноса на капремонт, привлекая кредитные деньги, договариваясь с подрядчиком об отсрочке платежа.
Если говорить о ведении вознаграждения общественников, то мы всегда считали, что труд активистов должен поощряться – у председателя дома должен быть не только моральный, но и материальный стимул, потому что он ведет общественную деятельность в интересах сообщества собственников и для достижении общедомовых целей.
Нам интересен Федеральный проект «Школа грамотного потребителя», реализация которого начинается Минстроем Росиии совместно с партией «Единая Россия» с целью повышения уровня образованности потребителей – массовых участников рынка управления жилым фондом. Образованными должны быть и работники УК, и госслужащие, и, главное, собственники жилья. Тогда мы сможем реально изменить ситуацию в ЖКХ. Сейчас одновременно запускаются и аттестация руководителей УК, и проведение экзаменов для государственных жилищных инспекторов, и «Школа грамотного потребителя». Колоссальное значение для населения страны будет иметь издание Единого учебника по ЖКХ – книги «для семейного чтения» и передачи опыта. В нашей общественной организации тоже имеются наработки, мы издали несколько методических пособий: справочно-методическое пособие для пожилых собственников жилья «Мой дом», «Азбука ЖКХ для молодых собственников жилья», «Организация проведения капитального ремонта в многоквартирных домах». В подготовке проекта «Школа грамотного потребителя» мы также планируем принять активное участие, поделиться своим опытом и перенять что-то из опыта коллег со всей России.
У нашей организации имеется богатый опыт взаимодействия с удмуртскими и ижевскими СМИ, которые оказывают огромную поддержку в просвещении населения, поднимая волнующие жителей темы. При реализации «Школы грамотного потребителя», я думаю, наше сотрудничество будет еще более плодотворным, так как потребителей эти темы не могут оставить равнодушными. О сфере ЖКХ можно выпускать не только злободневные репортажи, но интересные с практической точки зрения передачи.
Нами предложена концепция «Школы грамотного потребителя», ориентированная на каждого потребителя услуг ЖКХ, с одной стороны, и на активистов-общественников, с другой. Она предполагает, как очные формы участия, так и семинары и видеоуроки, с элементами практических занятий. Думаю, наиболее активными в ее посещении и тут станут председатели и члены советов домов и правлений ТСЖ. И это хорошо – такие активисты есть в каждом доме, и они будут в дальнейшем делится знаниями с другими собственниками. Надеемся, что нас поддержат органы муниципальной власти, и смогут предоставить Советам домов и Правлениям ТСЖ муниципальные помещения для проведения обучающих мероприятий – залы в школах и клубах.
Если у всех нас будет единое понимание того, как обстоят дела в сфере ЖКХ, если мы будем говорить на одном языке, то достигать нашей общей цели – защиты и реализации прав потребителей – нам будет намного проще.