Общественные жилищные контролеры благодаря новому федеральному закону получат больше полномочий в своей деятельности, а муниципальные и государственные органы будут обязаны оказывать им содействие.
В России создаются условия для деятельности общественных объединений в жилищной сфере и сфере коммунальных услуг. В день официального опубликования 30 июня 2014 года вступил в действие Федеральный закон от 28.06.2014 № 200-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 25 июня 2014 года он был одобрен Советом Федерации РФ, ранее принят Госдумой РФ 17 июня 2014 года. (ссылка: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164851/)
Теперь в короткие сроки органы государственной власти (Минстрой России) должны в соответствующем постановлении Правительства РФ определить полномочия общественных контролеров и порядок осуществления общественного жилищного контроля.
Как сказала 1 июля 2014 Светлана Разворотнева, исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль», на Всероссийском совещании «Перспективы развития сети общественного контроля в сфере ЖКХ в регионах Российской Федерации», при подготовке постановления Минстроем России будет учтен опыт руководителей региональных центров общественного контроля. «Теперь вы имеете право на содействие со стороны органов муниципального самоуправления по закону. Согласно ст.165 (ч.1. п. 4) Жилищного кодекса РФ, они должны содействовать созданию и деятельности в муниципальном образовании общественных объединений, иных некоммерческих организаций. Как это содействие будет происходить, должно быть прописано в постановлении профильного министерства, и вы тоже примете участие в подготовке этого документа», – сказала она.
Сергей Колесников, начальник Управления ГК – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, также подчеркнул, что участие в разработке постановления дает общественникам возможность установить порядок и полномочия общественных контролеров в таком виде, в каком они их видят. «Я много взаимодействую с регионами, и вижу, что многие из вас – это настоящие профессионалы, люди с большим опытом работы, Поэтому я уверен, что результаты вашей работы надо документом будут эффективными», – сказал он.
С принятием закона, вносящего изменения в Жилищный кодекс РФ, отношения в сфере ЖКХ между собственниками, управляющими компаниями, ТСЖ и поставщиками ресурсов будут регулироваться на законных основаниях тремя видами контроля: новым общественным (общественные объединения и иные некоммерческие организации, советы МКД), муниципальным (в Ижевске – Управление ЖКХ Администрации города) и государственным надзором (Госжилинспекция при Минстрое УР). После того как в ближайшее время будет принят закон о лицензировании управляющих организаций, к ним добавится 4-й контролер, а именно Главный федеральный жилищный инспектор, который будет координировать работу госжилнадзора.
В части 8 статьи 20 Жилищного кодекса РФ определены субъекты общественного жилищного контроля: «В целях обеспечения прав и законных интересов граждан общественный контроль может осуществляться:
– общественными объединениями,
– иными некоммерческими организациями,
– советами многоквартирных домов,
– другими заинтересованными лицами в соответствии с законодательством РФ.
Обращения субъектов общественного контроля будут являться основаниями для внеплановой проверки.
Еще одно из нововведений ЖК РФ, касающееся общественного контроля в ЖКХ – это дополнение в ст.20 Жилищного кодекса РФ перечня оснований для проведения внеплановой проверки организаций, оказывающих жилищные услуги (УК и ТСЖ). Теперь в качестве основания могут выступать факты нарушений требований:
– к порядку содержания общего имущества собственников в МКД;
– к осуществлению текущего ремонта;
– к осуществлению капитального ремонта;
– в области применения максимальных индексов изменения размеров платы, которую вносят граждане за коммунальные услуги.
В этих случаях внеплановая проверка органами госжилнадзора и муниципального жилищного контроля проводится без согласования с прокуратурой и без предварительного уведомления проверяемой организации. По сути, они имеют право провести проверку по любому обращению потребителя.
Понятие и история общественного жилищного контроля
Общественным контролером можно считать любого жилищного активиста, собственника помещений в многоквартирном доме, который хочет разбираться в вопросах ЖКХ и контролировать свою УК или ТСЖ и совершает для этого какие-то действия, например, входит в совет МКД или правления ТСЖ/ЖСК. Система общественного контроля начала выстраиваться в России полтора года назад, когда было создано НП ЖКХ «Контроль», возглавляемое Светланой Разворотневой. В настоящее время, в принятием закона, постановлений, общественный контроль получает нормативное обеспечение. Ведется работа по определению порядка деятельности общественных контролеров и их взаимодействия с муниципальными и государственными инспекторами.
Развитию общественного контроля способствует просвещение граждан. Так, Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев дал поручение Минстрою России организовать в регионах «Школу грамотного потребителя». Проект должен быть запущен до 9 сентября 2014 года, для чего будут определены требования к программе обучения, меры по стимулированию работы таких школ.
В Удмуртии довольно много активных общественных организаций, занимающихся общественным контролем, советов домов, правлений ТСЖ. Один из самых активных участников этой сферы – Общественная организация потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республики». В настоящее время она участвует в процессе нормотворческой работы, прорабатывая основные моменты, которые должны войти в основу жилищного контроля, такие, как правила взаимодействия граждан и объединений, осуществляющих общественный контроль, со служащими региональных госжилинспекций и муниципалитетов.
Одна из участниц этой общественной организации, Александра Овчинникова, председатель Совета дома в г.Ижевске по ул. 30 лет Победы, д. 25, отмечает: «Я бы хотела, чтобы с развитием общественного контроля председателю совета дома была дана возможность объединяться с участковым, представителями технадзора, миграционной службы, сотрудниками других служб и ведомств. Тогда многие проблемы будут решаться быстрее. Например, такие, как проблемы неплательщиков, отсутствия счетчиков в квартирах, проживание незарегистрированных граждан и другие. Она надеется, что работа экспертных групп и общественных комиссий при ведомствах, которая с принятием закона должна будет активизироваться, приведет к тому, что в законодательную сферу попадут и проблемы, которых сейчас решить невозможно, хотя они тоже очень острые. Например, проживание в муниципальных квартирах граждан, злоупотребляющих спиртным, которые не ухаживают за своей жилплощадью, тем самым доставляя неудобства соседям и снижая качество их жизни в доме.
Комментарий Марата Исмагилова, председателя Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР»:
– Предоставить общественным контролерам законные основания для деятельности нужно было уже давно. Мы выступали с такой инициативой еще полтора года назад. Теперь статус общественного контролера отражен в Жилищном кодексе РФ. Далее требуется детально проработать порядок их деятельности. Мы приложим максимум усилий для этого. Сейчас мы принимаем участие в разработке проекта постановления российского правительства, совместно с НП «ЖКХ «Контроль». Чтобы эта сфера общественной деятельности развивалась, нужны инициативы общественности, как отдельных граждан, так и их первичных объединений – советов домов. Общественные советы и экспертные группы будут работать при органах государственной власти и местного самоуправления. Контроль наиболее эффективен тогда, когда активисты находятся не в конфронтации, а в диалоге как с государственными и муниципальными органами, так и с бизнесом. У них одна общая цель – эффективно решать проблемы в сфере ЖКХ и создавать комфортные условия проживания людей в многоквартирных домах.