В Ставропольском региональном центре «ЖКХ Контроль» состоялось обсуждение проекта Постановления Правительства РФ в соответствии с поручением Д.А. Медведева по итогам форума «ЖКХ – новое качество» в Челябинске. Расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, планируется исключить из состава платы за коммунальные услуги.
В обсуждении приняли участие председатели советов МКД и ТСЖ (более 20 человек), которые на практике знают, что такое ОДН и имеют чёткое представление о нюансах этого вопроса. Что означает исключение затрат на коммунальные услуги (КУ) на общедомовые нужды (ОДН) из платы за коммунальные услуги и включение их в состав платы за содержание общего имущества для всех участников жилищных отношений?
В докладе Председателя совета МКД Н.М. Ениной отмечено, что при анализе последствий включения затрат на коммунальные услуги на общедомовые нужды в состав платы за содержание общего имущества необходимо помнить, что Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N417-ФЗ введен механизм ограничения повышения стоимости коммунальных услуг. В целях реализации положений указанного закона Правительством РФ принято Постановление от 30.04.2014 года N400, и издано Распоряжение от 30.04.2014 года N718-р, которым утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов. Необходимо отметить, что речь идет именно о коммунальных услугах. Стоимость же жилищных услуг, к которым относится и содержание общедомового имущества, не ограничена никакими индексами и может быть изменена решением общего собрания собственников помещений МКД до любого уровня, который собственники сочли необходимым.
Исключение платы за КУ на ОДН из состава стоимости коммунальных услуг позволяет снизить стоимость «общего пакета» коммунальных услуг, что влечет за собой возможность повышения стоимости КУ на индивидуальные нужды на бóльшую в абсолютном значении величину, не выходя при этом за рамки предельного индекса в относительных величинах.
В то же время, расходование на оплату КУ на ОДН части средств, предусмотренных на содержание и ремонт общего имущества, естественно, приведет к дефициту этих самых средств, и организация, осуществляющая работы по содержанию и ремонту, вынуждена будет обратиться к собственникам для повышения действующего тарифа как минимум на величину стоимости КУ на ОДН, либо отказаться от исполнения части работ по содержанию и ремонту.
Необходимо при этом учесть то обстоятельство, что стоимость коммунальных услуг на ОДН может быть весьма значительной – при перерасчете на 1 квадратный метр она составляет несколько рублей и в некоторых МКД достигает 5-10 рублей с квадратного метра, а в некоторых превышает и это значение. Следовательно, обслуживающая дом организация (УО, ТСЖ, ЖСК) вынуждена будет предложить собственникам повысить тариф на содержание и ремонт в среднем на 5-10 рублей с квадратного метра.
С учетом того, что подавляющее число утвержденных собственниками тарифов на содержание и ремонт в Ставрополе варьируется от 12 до 20 рублей с квадратного метра, повышение этого тарифа на 5-10 рублей представляется более чем существенным, а в немалом количестве МКД — просто грандиозным. И это при том, что повышение тарифа вовсе не повлечет за собой увеличения количества потребляемых услуг или повышения их качества. Несложно предугадать реакцию населения на такие вот «предложения» управляющих организаций.
Конечно же, при отсутствии роста стоимости каждой отдельно взятой жилищной или коммунальной услуги, общая плата за ЖКУ не изменится – просто стоимость КУ на ОДН войдет в состав стоимости содержания и ремонта, не изменяя итоговую сумму в квитанции. Но все прекрасно понимают, что рост стоимости ЖКУ неизбежен! Кроме того, необходимо учесть, что повышение тарифа на жилищные услуги (в отличие от коммунальных) происходит по решению собственников, а убедить их принять такое решение, даже имея веские основания, весьма проблематично.
Следует также отметить, что в случае утверждения собственниками тарифа на содержание и ремонт в виде некоторой постоянной стоимости в рублях с квадратного метра, и вхождении в этот тариф оплаты коммунальных услуг на ОДН, стоимость которых является величиной переменной, у управляющей организации возникают проблемы с прогнозом поступления средств и планированием бизнес-процессов.
Таким образом, отрицательными последствиями включения стоимости КУ на ОДН в тариф по содержанию общего имущества для управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК можно считать высокий риск снижения доходов, ухудшение качества планирования бизнес-процессов, высокая вероятность роста негатива со стороны собственников, увеличения количества жалоб, а, следовательно, количества проверок надзорными инстанциями со всеми вытекающими последствиями. Необходимо также заметить, что прямую обязанность УО оплачивать в пользу РСО стоимость КУ на ОДН независимо от собираемости этих средств с собственников тоже нельзя назвать положительным фактором. Положительных последствий для УО, ТСЖ, ЖСК вообще как-то не видится.
Для собственников и нанимателей помещений негативными последствиями можно считать необходимость повышения тарифа на содержание и ремонт и высокий риск повышения стоимости коммунальных услуг на индивидуальное потребление, что в совокупности приведет к весьма существенному повышению общей стоимости потребляемых жилищно-коммунальных услуг. Собственники и наниматели жилья вместо того, чтобы совместными общими усилиями МКД (а не только председателей) принимать меры по уменьшению ОДН, выявлять и иметь возможность в законном порядке влиять на недобросовестных (занижающих реальное потребление) собственников разжигают споры и конфликты.
Для ресурсоснабжающих организаций можно отметить такое положительное последствие, как возможность повышения стоимости коммунальных услуг выше установленных предельных индексов. Кроме того, в домах с непосредственным управлением РСО теряют необходимость взыскивать стоимость КУ на ОДН с собственников и нанимателей помещений и получают возможность взыскивать эти средства с организации, осуществляющей содержание и ремонт таких домов. Отрицательных последствий для РСО, в общем-то, нет.
Тарифные комиссии получают возможность проводить более гибкую политику тарифного регулирования, при необходимости превышая установленные предельные индексы при утверждении тарифов. Кроме того, ввиду исчезновения из квитанций строк с указанием стоимости КУ на ОДН, пропадёт недовольство населения и многочисленные споры по вопросу этих самых ОДН. Получается, что КУ на ОДН есть, но они спрятаны, чтобы их собственники в платёжках не видели, но ведь исчезнуть КУ на ОДН НЕ МОЖЕТ!!!!
Таким образом, тарифные комиссии и ресурсоснабжающие организации переключают всё недовольство граждан на управляющие организации, что не изменит ситуацию и через непродолжительное время потребует новых изменений в структуре с ОДН.
Для понимания вопроса с ОДН необходимо вникнуть в его природу, зависимость данного показателя от наличия/отсутствия счетчика и его инвентаризации, от одновременности снятия показаний, от наличия/отсутствия незаконных подключений, от наличия утечек и банального воровства. И так как все эти вопросы, прежде всего, касаются собственников помещений, то и инициатива по сокращению ОДН должна исходить от собственников, а для этого показатели ОДН необходимо видеть ВСЕМ жильцам дома отдельной строкой в своих платёжках.
В связи с вышеизложенным, участники обсуждения единогласно одобрили вариант существующей практики вынесения КУ ОДН в отдельную строку платёжных документов.
Хотелось бы видеть федеральные и региональные законы, подзаконные акты в жилищной сфере более продуманными, учитывающими интересы всех участников жилищных отношений и способствующими именно развитию сферы ЖКХ, всеобщего блага граждан РФ.