– Как появилась идея создания Центра общественного контроля в сфере ЖКХ в Кировской области?
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600 фактически обязал регионы создать Центры общественного контроля, но сформулировано это было очень расплывчато, и поэтому в разных регионах они появились по-разному. Где-то, как у нас, при Общественной палате, где-то – как некоммерческие организации. За 2013 год Центры появились практически во всех регионах. В сентябре этого года на ежегодном собрании ЦОКов в Москве мы пришли к выводу, что ЦОК ЖКХ при Общественной палате является наиболее правильной формой.
– Какими документами регламентируется работа ЦОК ЖКХ в Кировской области?
Поскольку мы являемся неотъемлемой частью Общественной палаты, то руководствуемся в своей деятельности регламентом Общественной палаты. У нас есть своё положение о Центре общественного контроля, в котором поставлен ряд целей и задач. Наше положение, фактически опирается на соглашение, которое было заключено между Губернатором Кировской области и Некоммерческим партнёрством “ЖКХ Развитие”.
– А устава, как у любой НКО, у вас нет?
– Мы не являемся некоммерческой организацией в чистом виде.
– Тогда вопрос: в каком статусе тогда вы работаете?
– Рабочая группа Общественной палаты Кировской области.
– А какие задачи выполняет ЦОК?
В большей степени это просвещение населения в вопросах ЖКХ и мониторинг проблем в сфере ЖКХ Кирова и Кировской области. Вот – две главные задачи, которые стоят перед ЦОК. Из них вытекают другие задачи – такие, как анализ законодательства, подготовка предложений, круглые столы по актуальным вопросам ЖКХ, горячие линии, которыми мы занимаемся. Есть ещё подзадачи, например, приём обращений и работа с обращениями граждан. Здесь у нас очень чёткая политика, ведь у ЦОК, как и у Общественной палаты, не так много полномочий, как, например, у Госжилинспекции(ГЖИ) или прокуратуры, и, чтобы не подменять их, мы, в рамках просветительской деятельности, говорим людям, которые обратились к нам, примерно следующее: “Уважаемый Иван Иванович, вы при возникновений таких-то вопросов должны поступить так-то и так-то. Если сейчас Вам это сделать неудобно, то мы можем Ваше письмо перенаправить в полномочную структуру – прокуратуру или ГЖИ, но в дальнейшем рекомендуем вам поступать таким образом”. Очень часто мы отмечаем, что люди просто не знают, как поступить в достаточно стандартной ситуации.
– Какова, по-вашему, сейчас ситуация на рынке предоставления услуг ЖКХ в Кирове и области?
Мы считаем, что в сфере ЖКХ в Кирове сложилась рыночная ситуация, определились основные игроки и крупных изменений с точки зрения участников рынка и законодательства в ближайшее время мы не ожидаем. Вряд ли ситуацию изменит существенно и лицензирование управляющих компаний. Самая наполненная слухами ситуация лишь в УК Ленинского района. Полагаю, и надеюсь, что даже при смене собственника население сильной разницы не почувствует. А что касается населения, то последняя горячая линия по “хлопающей двери” показала, что, практически никто из 87 человек, которые нам позвонили, не знают, какая управляющая компания обслуживает их дом. Приходилось для анализа ситуации самим искать управляющую компанию по адресу, который указывал жилец. Правда и здесь мы не обошлись без просветительской деятельности (лукаво улыбается) – просили звонившего читать построчно квитанцию, заодно находили и название компании и разъясняли непонятные строки.
Однако проблемы в сфере ЖКХ есть не только у собственников, они есть и у управляющих компаний. Одна из проблем управляющих компаний – это принятие решений на общих собраниях. Несколько лет подряд, когда Киров проводил финансирование асфальтирование дворовых проездов и ремонт детских площадок, часть домов не получили деньги просто потому, что они не смогли провести общее собрание! Вдумайтесь, на простой призыв к тому, что давайте ремонтировать двор бесплатно сейчас или завтра за свои деньги, они не могли найти время прийти на 30 минут на собрание. Парадокс! К людям приходят и говорят: “Вам надо денег на ремонт дома? Так соберитесь и скажите “Да, надо”. Но людей нет… Половина людей считает, что это сложно и им это не надо, вторая половина считает, что это не сложно, но их всё равно обманут, и отказываются участвовать. Именно поэтому в рамках Гражданского Форума мы проводим секцию, чтобы обсудить, какие формы, какие инструменты и какие полномочия есть у общественности, чтобы управлять многоквартирным домом. Это наша основная тема, к нам приедут представители из Москвы, и я считаю, что получится очень интересный диалог. Пользуясь площадкой, приглашаю всех заинтересованных на нашу секцию Гражданского форума в субботу 22 ноября.
– А есть в городе другие общественные организации, которые также работают в области контроля ЖКХ и выполняют практически те же самые функции, что и вы?
Да, есть. Они принимают участие в нашей работе, и мы с ними достаточно активно и интересно взаимодействуем. Вот есть, к примеру, организация, которую возглавляет Андрей Воробьёв. Основной задачей собранной им инициативной группы граждан, которая сформировалась на одном из круглых столов, который проводил ЦОК ЖКХ, как раз заключается в том, чтобы доработать вопросы законодательства в сфере капитального ремонта жилья. Сейчас туда входят в основном старшие по домам, они работают, с одной стороны, достаточно автономно, но, с другой стороны, мы всегда держим руку на пульсе, и Андрей Васильевич у нас вошел в состав ЦОК на последнем заседании. Все организации, которые с нами работают, не входят в сеть региональных ЦОК и являются самостоятельными общественными организациями, но их не так много. Если говорить о системной работе, то наибольшим числом опробованных инструментов обладает ЦОК. Что-то получилось, что-то нет. Это нормально. Мы готовы делится этим опытом не только с другими региональными ЦОК, но и с любой профильной общественной организацией. Я уже говорил, что представители ЦОК ежегодно собираются для обмена лучшими практиками, которые потом используют все регионы. Это здорово. К примеру, мы сами не будем разрабатывать презентацию для урока ЖКХ в школе, потому что наши соседи в Татарстане её успешно сделали. Московские коллеги посмотрели казанскую презентацию, одобрили, и теперь на всю страну её распространят. Ведь начинать-то надо с молодёжи, им это наверняка будет интересно, им это пригодится, и они обязательно расскажут обо всём родителям. А родители уже задумаются о том, как относится к каждой строчке в квитанции. У нас уже есть договорённости с департаментом образования и в 2015 году такие уроки точно пройдут в 2-3 школах и в некоторых техникумах.
– Обладают ли дополнительными правами по сравнению с другими гражданами члены ЦОК?
Безусловно, у них есть право тратить своё личное время на общественную деятельность, звонить, просить, требовать. Но, к сожалению, как и в любой общественной деятельности, обязанностей практически нет.
– Обязанностей нет или прав?
Ни прав, ни обязанностей нет. Общественник никому ничем не обязан. Держится всё только на внутренней мотивации. Поэтому, каждый работает по-разному. И одна из наших задач, как и в любой общественной деятельности заключается в том, чтобы людям было интересно и у них не пропадала внутренняя мотивация. Нет обязанностей, нет прав, нет всемогущих корочек от вида которых все двери открываются. Есть человеческий интерес который открывает многие двери.
– Какие обязанности есть у членов ЦОК и несут ли они ответственность за свои действия или бездействие?
Ответственность они несут перед членами ЦОКа, которым они давали обещание что-то сделать. На самом деле в ЦОК очень многое строится на личных обязательствах. Если я обещал людям, обещал ЦОКу, и мои слова были внесены в протокол, могу я это не сделать? Да никогда! Ответственные люди стараются никогда не брать на себя обязательства, которые заведомо не смогут выполнить, а если берутся за что-то, то делают это до конца. А в качестве наказания мы теоретически можем исключить из работы ЦОКа его членов. Будем ли мы этим заниматься? Если человек не работает, то будем.
– У вас есть какой-нибудь внутренний рейтинг активности наподобие того, что Андрей Усенко ввёл в Общественной Палате?
Нет, мы этим не занимаемся. У нас есть специализация. Если кто-то больше работает с управляющими компаниями, то мы ему поручаем вопросы, связанные с УК, чтобы он поработал с управляющими компаниями. Вот занимается у нас Дмитрий Сергеев совместно с народным фронтом вопросами переселения и мониторинга. Разумеется, вопросы переселения курирует он. И когда случился инцидент на Боровой, мы поехали и вместе всё решили. Говорить о том, что все вместе встали и побежали в одном направлении не приходится. Наоборот, каждый делает то, что лучше всего умеет. Так, вопросами многодетных семей занимается Саламатов, который ходит и пробивает все вопросы.
– А есть ли у ЦОК договорённости с органами государственной власти? С какими органами и в каком формате вы взаимодействуете?
У нас нет формализованных отношений, соглашений о сотрудничестве, договоров о намерениях и мы на этом этапе считаем, что они нам не нужны. Мы очень благодарны Законодательному Собранию, департаменту ЖКХ, ГЖИ и прокуратуре, потому что каждый раз, они откликаются на наши просьбы и предложения. Очень помогает Татьяна Коковихина из Фонда капитального ремонта, когда мы её зовём, она обязательно приходит, а мы помогаем ей с проведением различных мероприятий. Выстроены очень хорошие деловые отношения, поэтому закреплять их на уровне каких-то документов мы пока не видим потребности.
– Имеются ли какие-то результаты взаимодействия именно с государственными органами?
Конкретными результатами считаю положительное решение части вопросов после наших писем в органы ГЖИ, прокуратуры. Если на все наши письма нам пишут не отписки, а нормальные письма, то это результат взаимодействия. То, что по возможности людям ещё и помогают, это ли не результат?
Однако, кроме госорганов мы неплохо поработали, чтобы донести мнение жителей по изменению законодательства в вопросах капремонта. У нас была петиция от инициативной группы. Той, что разработали старшие по домам. Петиция, состояла из 12 пунктов. И когда мы сели её обсуждать сразу были привлечены заинтересованные стороны. Представители и юрист из Заксобрания, представители прокуратуры, ГЖИ, эксперты Общественной палаты. Оказалось, что из выделенных проблем, многие оказались и не проблемами вовсе. Дело в том, что у нас очень сложное законодательство, которое обычному человеку трудно понять. В итоге из 12 пунктов петиции осталось всего 5, которые мы и направили в Заксобрание. Есть вопросы, по итогам обсуждения которых мы пишем в ЦОК федерального уровня. Регулярно к нам приходят запросы дать оценку или провести анализ нормативного акта, проектов документов. Садимся и обсуждаем: это поддерживаем, это не поддерживаем. Например, недавно обсуждали вопрос о том, можно ли деньги из фонда капитального ремонта использовать не просто для ремонта, но и различных улучшений – не просто отремонтировать стену, но и утеплить её, не просто отремонтировать крышу, но и сделать её скатной с утеплением. Наша позиция в том, что хотя это дороже, но этим надо заниматься.
– Расскажите о вашем личном вкладе в работу ЦОК.
Свой личный вклад я вижу в том, что уже на протяжении 2 лет удаётся достаточно разных по мышлению, по видению вопросов общественников собирать на одной площадке и помогать им договариваться. Ну, наверное, в этом моя заслуга как руководителя.
– А ведётся ли приём обращений граждан?
Ведётся.
– С какими вопросами чаще всего обращаются чаще всего?
Сейчас чаще всего обращаются по хлопающей двери, но это и понятно – идет акция «Хлопающая дверь», при этом задают очень много дополнительных вопросов. Традиционно Киров жалуется на низкую температуру воды, на то, что горячая вода появляется не сразу, жалуются на то, что холодно, на то, что сосульки висят, жалуются, что до управляющей компании дозвониться невозможно. Вопросы самые разные.
– Появились ли какие-то глобальные позитивные изменения в результате деятельности ЦОК?
За два года такого и быть не могло. Всё равно любая система имеет инерционность, и мы не ожидали за такие сроки получить какой-то WOW-эффект. Если говорить о том, что нас радует в результатах за это время, что у нас выстроены отношения со средствами массовой информации, которые позволяют нам при объявлении акций получать хорошую обратную связь. Я считаю, что все эти звонки на телефоны, достаточно активные звонки, – показатель того, что люди про нас знают и людям интересна тема ЖКХ. Хотелось бы нам, чтобы о нас знали больше? Ну, наверное, да. Хотелось бы нам, чтобы мы какие-то ещё более высокие результаты достигали? Будем стремиться.
– А насущные проблемы, вроде таких, как у жильцов дома на Боровой, у вас решаются?
На Боровой – решаются. Я бы разделил проблемы жителей на две части: вопросы, которые могут быть решены и вопросы, которые не могут быть решены. И иногда в этом виновато законодательство, а иногда сам человек. Самый простой пример вопроса, который не решается – это уровень качества услуг ЖКХ. Например, я специально утрирую: человек хочет, чтобы у него два раза в день мыли лестничные площадки. Но когда управляющая компания говорит, что готова это сделать, только это будет стоить в три раза дороже, вы готовы платить? Человек отвечает “Нет”. А чудес не бывает. Мы пришли к ситуации, когда каждая услуга стоит каких-то денег. Мы хотим услугу лучше? Не вопрос, заплати за это. Когда городская Дума решает вопрос об уборке снега “под скребок”, хотя в нормативке нет такого термина “под скребок”, хорошо, вопрос один – кто за это заплатит. У управляющей компании своих денег нет, и это надо чётко понимать. Она берёт деньги с жителей и эффективно их расходует (по крайней мере должна). Управляющая компания – это представитель жителей. А если собственник говорит, что “а давайте стены красить два раза в год”, то давайте, только вы скидывайтесь и вопросов не будет. И для нас это самая большая проблема, наверное, потому что должно сменится одно-два поколения, прежде чем люди начнут однозначно понимать: хочешь качественную услугу, будь готов за это платить.