Согласно требованиям законодательства все организации, которые управляют многоквартирным жилым фондом, до 1 мая 2015 года должны получить лицензию. После 1 мая управлять жильем без лицензии будет нельзя. В рязанском регионе работают 110 управляющих компаний, 56 из них – в областном центре. С февраля их руководители начнут сдавать квалификационные экзамены. Это – первый шаг к получению лицензии. О том, какие изменения принесет лицензирование компаний в сферу жилищно-коммунального хозяйства, на прошедшем брифинге рассказал заместитель Председателя Правительства области Шаукат Ахметов.
Р.В. – Для чего нужно лицензирование управляющих компаний и что оно даст жителям?
Ш.А. – Ключевая задача лицензирования – защита интересов собственников жилья. Оно позволит обеспечить более жесткий государственный контроль в жилищной сфере, повысить качество обслуживания домов и избавиться от недобросовестных управляющих компаний. Работать плохо будет просто невыгодно. К примеру, если по конкретному многоквартирному дому управляющую компанию дважды в течение одного года привлекут к административной ответственности за неисполнение предписания жилищной инспекции, данный дом исключается из реестра лицензии управляющей организации.
Р.В. – Какова дальнейшая судьба такого дома?
Ш.А. – Есть два варианта: либо собственники на общем собрании выбирают другую управляющую организацию, имеющую лицензию, либо, если такое собрание не проведено, за них соответствующее решение принимают органы местного самоуправления. Кстати, за управление домами без лицензии предусмотрена серьезная административная ответственность: на должностных лиц – штраф до 100 тысяч рублей или дисквалификация до 3 лет, на юридических лиц – штраф до 300 тыс. рублей.
Р.В. – Кто будет выдавать лицензии?
Ш.А. – Государственная жилищная инспекция на основании решения лицензионной комиссии. Последний срок подачи соискателями лицензии заявления о предоставлении лицензии – 1 апреля этого года.
Р.В. – На какой стадии находится процесс лицензирования в Рязанской области?
Ш.А. – Лицензионная комиссия сформирована. Ее организационно-техническую деятельность будет осуществлять жилищная инспекция. Начинается совместная деятельность комиссии и инспекции по приему квалификационных экзаменов у должностных лиц управляющих организаций и выдаче квалификационных аттестатов. Необходимое программное обеспечение для приемки экзаменов, бланки квалификационных аттестатов и лицензий приобретены. Экзамены будут приниматься на базе Учебного центра ЖКХ области, график приема экзаменов в ближайшие дни будет опубликован в средствах массовой информации и на сайте Госжилинспекции.
Р.В. – Могут ли собственники жилья в многоквартирном доме быть инициаторами отзыва лицензий у своей управляющей компании?
Ш.А. – Собственники не могут быть инициаторами отзыва лицензии. В соответствии с требованиями Жилищного кодекса лицензия аннулируется по решению суда и на основании заявления жилищной инспекции, которое подается после решения лицензионной комиссии. Основание для такого заявления – исключение из управления домов, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади всего управляемого компанией жилья. Однако процедура по смене управляющей компании для собственников значительно упрощена. До 1 апреля 2015 года собственники должны быть проинформированы об обращении их управляющей организации за предоставлением лицензии. В течение месяца они имеют право принять решение о расторжении договора управления или выборе иного способа управления, после чего в течение 3 рабочих дней уведомить жилищную инспекцию заказным письмом с приложением копии протокола общего собрания.
Р.В. – На что бы вы хотели обратить внимание жителей в связи с предстоящим лицензированием УК?
Ш.А. – В связи с изменениями законодательства способ непосредственного управления домами может быть сохранен только там, где не более 16 квартир. Если в доме больше 16 квартир, то их собственники до 1 апреля должны провести общее собрание и принять решение о смене способа управления. Если они это не сделают, орган местного самоуправления будет обязан провести конкурс.
Р.В. – Что будет с домами тех управляющих организаций, которые не получат лицензию?
Ш.А. – Ни один дом без управления не останется. Выбрать другую компанию поможет администрация муниципалитета, даже если жильцы дома не проведут общее собрание и не примут самостоятельное решение, администрация проведет конкурс среди компаний, победитель которого возьмет в управление этот дом.
Р.В. – Шаукат Габдулхатович, на каком этапе сегодня находится программа капитального ремонта многоквартирных домов?
Ш.А. – В этом году по краткосрочному плану предполагается провести капитальные работы более чем в 490 многоквартирных домах в 20 муниципальных образованиях области. Финансирование этих работ предположительно составит более 700 миллионов рублей, из которых чуть более 630 миллионов – деньги собственников. Сбор взносов на капитальный ремонт по региональному оператору за сентябрь-ноябрь 2014 года составил 65% от начисленных, всего поступило 219 миллионов рублей. В первую очередь будут заменены лифты в 31 доме, сейчас идет выбор подрядных организаций. С наступлением тепла начнутся капитальные работы на кровлях, фасадах, фундаментах. Среди первоочередных домов, в которых будут капитально отремонтированы фасады, – дома на центральных улицах областного центра, в частности, на Циолковского и Первомайском проспекте.
Р.В. – Могут ли быть изменены сроки проведения капитального ремонта?
Ш.А. – Во-первых, законодательно предусмотрено, что сроки проведения работ будут в обязательном порядке согласовываться с собственниками помещений в домах. При необходимости они могут быть изменены по решению общего собрания собственников и внесения соответствующих изменений в программу.
Р.В. – В закон о капитальном ремонте внесены некоторые изменения, которые, в частности, касаются владельцев специальных счетов. Кто теперь вправе быть их владельцем?
Ш.А. – С 1 января 2015 года в качестве владельца специального счета собственники вправе выбрать и управляющую организацию. Таким образом, теперь владельцами спецсчетов могут быть товарищества собственников жилья, жилищные или специализированные потребительские кооперативы и региональный оператор.
Р.В. – Предоставляются ли льготы по оплате взносов на капитальный ремонт?
Ш.А. – Взнос на капремонт – часть совокупного платежа за жилищно-коммунальные услуги. Мы знаем, если этот платеж превышает установленную норму в пропорции от дохода, то гражданин вправе получить субсидию. При этом необходимо иметь в виду, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Р.В. – Шаукат Габдулхатович, какую роль в происходящих в жилищной сфере процессах играет общественный контроль?
Ш.А. – Представители общественного контроля в сфере ЖКХ есть во всех районах области, в том числе созданы 54 общественных совета в городских и сельских поселениях, там, где есть многоквартирные дома. В городе Рязани, помимо общественного совета по контролю в сфере ЖКХ, создан институт общественных жилищных инспекторов (21 человек), проведено их обучение, выданы удостоверения. Представители общественного контроля постоянно взаимодействуют с государственной жилищной инспекцией, принимают активное участие в обсуждении текущих задач, контроле за работой управляющих организаций. Помощь от общественников ощутима.