Появившиеся в сети призывы не платить за капитальный ремонт заставляют задуматься, кому выгодно помешать государству наводить порядок в ЖКХ.
7
Введение лицензирования управляющих многоквартирными домами организаций, прямое вмешательство государства в капитальный ремонт многоквартирных домов, принудительное ограничение роста платы граждан за коммунальные услуги, укрепляют влияние государства на условия жизни более чем ста миллионов человек. В 2017 году будет введена в строй государственная информационная система ЖКХ, которая дополнительно обеспечит контроль государства за соблюдением законности в жилищной сфере.
Наибольший резонанс в обществе вызвала новая систем капитального ремонта: собственники квартир получили конкретные счета, а срок ремонта дома является ключевым вопросом для сохранения квартиры как ценнейшей собственности семьи.
Этот резонанс, на мой взгляд, полностью оправдан и предсказуем. Увеличение расходов, какие бы оно ни было необходимое, по определению не вызывает радости. Тем более, многим повезло получить капитальный ремонт дома при реализации Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Получение же достаточно конкретной информации, когда возможен ремонт дома с учетом накопления средств, многих собственников квартир обескуражило. Тем более, если очевидно, что ремонт желателен сейчас, а его срок обозначен в 2030 году.
Утвердив сроки ремонта домов, государство взяло на себя ответственность объявить о суровых реалиях. А реалии эти тем более суровы, что недоремонт во многих домах накапливался десятилетиями, некоторые элементы общего имущества уже изношены, срок службы лифтов истекает. В этой напряженной ситуации, в столь значимых для граждан программах, к тому же выявлены ошибки, что особенно неприятно. Это стало как ушат холодной воды после самоуспокоения от неконкретных обещаний управляющей организации, которая, впрочем, и не имела права давать обещания на сроки большие, чем на пятилетний срок договора.
Органы власти составили перечни многоквартирных домов, определили сроки и объемы капитального ремонта в «ручном режиме». Естественно, в этом процессе всплыли все проблемы нехватки документальных данных, с которыми десятилетиями сталкивались собственники помещений в многоквартирных домах и частные организации. В результате, региональные программы с неизбежностью оказались далеки от идеала. Уже анонсирован план, согласно которому всем региональным властям будет предоставлено два года на то, чтобы переписать программы капитального ремонта многоквартирных домов.
В ряде регионов прошли немногочисленные, но обидные для авторов системы капитального ремонта митинги на тему «Не хотим платить за капремонт». Кто-то объясняет эти митинги предвыборной тактикой оппозиционных политических сил, кто-то недостатками информационно-разъяснительной работы, кто-то невыполнением органами местного самоуправления обязанности по проведению общих собраний по выбору способа формирования фонда капитального ремонта дома.
По большому счету, вопрос «платить или нет», это в чистом виде вопрос доверия к системе, дисциплины, а также смутной надежды, что дом как-нибудь сам не развалится.
Основания такого доверия — установленный законодательными актами контроль за средствами фонда капитального ремонта и контроль за выполненными работами. Установлена субсидиарная ответственность регионального бюджета по обязательствам регионального оператора. Без подписи председателя совета многоквартирного дома или иного уполномоченного собранием собственника помещения деньги в оплату работ по капремонту не могут быть перечислены. Некоторые председатели советов домов это оценили и уже предлагают ввести такую же систему контроля при текущем ремонте и содержании общего имущества. Более того, на федеральном уровне будет определен единый порядок отбора региональными операторами подрядчиков на проведение капитального ремонта.
Критиковать региональные программы есть за что. Но нельзя забывать, что дело не только в ошибках, но и в невозможности определить возможности бюджета на десятилетия вперед, а также в том, что установленный сегодня, как правило, весьма умеренный минимальный размер взноса, собственно и предопределяет длительный срок ожидания ремонта.
Возражать против оплаты взноса на капремонт собственного дома недальновидно. Однако настаивать на уточнении программы как гарантии соблюдения наших жилищных прав при наличии оснований, разумно и ответственно. Сейчас федеральные законодатели разрабатывают процедуры корректировки программ и, возможно, в них потребуются еще дополнения. Десятилетних интервалов скоро не будет, в Жилищный кодекс России готовятся изменения, согласно которым периоды программы могут быть максимум три года.
Как говорят специалисты по планированию, «план – ничто, планирование — все». Важно, чтобы система эффективно заработала. Отказываться от решения проблемы, которая сама не исчезнет, недопустимо. Для этого необходимо участвовать в собраниях и как минимум, оплачивать минимальный размер взноса на капитальный ремонт.
Программа капитального ремонта не ограничивает право собственников отремонтировать дом хотя бы сегодня. При наличии накоплений капитальный ремонт возможен досрочно. Программа лишь устанавливает предельные сроки и объем работ, выполнение которых гарантирует государство. Суть этой гарантии в том, что если в установленный программой срок работы не будут выполнены, в дело вступит региональный оператор и отремонтирует дом.
Более того, объявлена программа кредитования управляющих организаций под льготный процент через Банк МСП – дочернюю структуру Внешэкономбанка, имеющую 150 банков-агентов в регионах. Эта программа позволит проводить ремонт в любой срок. Собираемость платежей в доме будет важнейшим критерием, по которому банк решит, стоит ли выдавать кредит.
Авторы системы капремонта проявили мужество, чтобы решить проблему, затрагивающую всех нас. А ведь могли бы ссылаться на несознательность жителей. Органы власти стремятся разрешить накопившиеся проблемы. Если мы хотим наведения порядка в ЖКХ, то должны как морально, так и простым соблюдением законодательства поддержать наведение этого порядка.
Граждане должны поддержать государство в наведении порядка в ЖКХ

Александр Рыжов, руководитель регионального центра общественного контроля в ЖКХ Нижегородской области

1 Comment

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2021 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль". Сайт разработан AdLife Studio

Log in with your credentials

Forgot your details?