Невысказанные выводы

4 апреля в Чите состоялся очередной, уже третий по счёту, жилищный форум. И на протяжении всей последующей недели проводился, что называется, разбор полётов мероприятия: анализ информации выступлений, обработка 140 анкет, учёт и классификация рекомендаций, замечаний, пожеланий, подготовка и написание итогового документа с конкретными предложениями к властям края – как исполнительной, так и законодательной. Работа сама по себе достаточно сложная, кропотливая и не в пример прошлым годам, более ответственная – в этом году форум стал солидней. Об этот говорит хотя бы тот факт, что, если своё первое собрание в феврале 2013 года, люди, озабоченные проблемами в сфере ЖКХ, проводили в городском формате, то на этот раз в краевой центр, заинтересовавшись, приехали представители собственников жилья и муниципальных образований из районов. Всё это говорит о значимости проблем, вынесенных на обсуждение. А они, в сжатом виде были сформулированы в название мероприятия: «10 лет жилищному кодексу Российской федерации – итоги и перспективы». Кроме того, особенностью мероприятия явилось и то обстоятельство, что к организаторам форума – Министерству территориального развития края, Государственной жилищной инспекции и Общественной палате – присоединился созданный сравнительно недавно Центр общественного контроля в сфере ЖКХ. Принцип работы на такого рода мероприятиях предполагает, что на основе предоставляемой разносторонней информации, его участники формируют своё видение проблемы, соглашаются или нет с предложенными данными, сопоставляют их со своим видением ситуации. Этому служила первая составляющая форума. Далее следовала его вторая часть – «Круглый стол», на котором должно было развернуться обсуждение ключевых затронутых направлений, и выработка методов работы по ним на перспективу. Именно по такому пути и постарались пройти организаторы форума. И, по идее, всё должно было получиться. Только вот на вопрос «Удалось ли это?», ни у организаторов, ни у участников, ни у приглашённых однозначного ответа нет.

Возможность донести до аудитории ту информацию, которую они посчитают нужной, затронуть наиболее острые и спорные вопросы и познакомить собравшихся со своим видением поднимаемых проблем получили представители госструктур, ресурсоснабжающих и общественных организаций, представители собственников жилья. Однако ценность таких выступлений была неоднозначна, а их содержание многих из присутствующих откровенно разочаровало. Причём в большей степени это касалось сообщений, подготовленных делегатами форума от государства. К примеру, в заслугу вступительного слова Константина Суздальского, заместителя министра территориального развития, можно отнести только то, что оно было выдержано, что называется, идеологически. Да, отметил Константин Борисович, процессы приватизации заставили власти привести в соответствие с требованиями момента жилищное законодательство. Да, увязывая Жилищный кодекс с Конституцией страны, в нём обозначились права и обязанности собственников жилья. Да, оговорился замминистра, есть в новом документе проблемные моменты (при этом – какие это проблемные моменты и сколько их, сказано не было!). Но, уверен чиновник, Жилищный кодекс сегодня успешно действует и в необходимости каких-либо радикальных изменений, нет. А поэтому, невольно напрашивается невысказанный вывод: проводить подобные форумы, по большому счёту, напрасная трата времени. А те многочисленные несуразности в законодательстве, которые порой взаимоисключают требования целого ряда пунктов закона, можно отнести к неувязкам чисто рабочих моментов. Или, в ряде случаев, все недоразумения можно отнести к «эксцессу исполнителя», когда чиновник либо перестраховался, превысив свои полномочия, либо истолковал отдельные пункты закона исключительно так, как они видятся только ему. И на практике такое случается сплошь и рядом. Так уместно ли, помня и зная это, утверждать, что нынешнее жилищное законодательство не нуждается в серьёзной корректировке? Тем более, что изменения в самом кодексе накопились в таком количестве, что он сам по себе переходит в иное качество… Впрочем, по первому докладу опрометчиво было бы расценивать позицию госструктур как полностью поддерживающую действующее законодательство – всё-таки это было «Вступительное слово», но дальнейшие выступления представителей власти, контролирующих органов и естественных монополистов лишь подтвердили, что общественникам и собственникам жилья с такими партнёрами и с таким пониманием ситуации в сфере ЖКХ взаимопонимание будет даваться с трудом.

Чуть больше пищи для размышления присутствовало в сообщении начальника жилищной инспекции Забайкальского края Александра Иткина. Он поднимал проблему раскрытия информации управляющими компаниями. Строго говоря, к сути изложения претензий нет, всё чётко разложено по полочкам – в какие сроки, как и какую информацию должны раскрывать управляющие компании, руководствуясь Постановлением Правительства РФ № 731 от 23.09.2010 года. Тут же отмечено, что контроль над соблюдением стандарта раскрытия управляющими организациями оговоренной законами информации возложен на Государственную жилищную инспекцию, чьи полномочия в этом вопросе оговорены в приказе Министерства регионального развития РФ № 162 от 9.04.2012 года. Попутно начальник ГЖИ края отметил, что ориентироваться, строго говоря, только на эти документы не стоит – в декабре 2014 года общероссийские стандарты раскрытия информации были дополнены другими формами отчёта, разбираться в которых надо отдельно. Этот приказ был разработан уже другим ведомством – Министерством строительства и ЖКХ РФ. В силу его положения вступают с 1 мая этого года. Согласно его требованиям раскрытие информации для людей будет осуществляться либо на профильных сайтах региональных министерств и ведомств, либо её будут предоставлять людям в офисах управляющих компаний по требованию. Но и эти новые формы будут работать недолго – до июля 2016 года, то есть до того момента, когда в стране в полную силу заработает Государственная информационная система ЖКХ (ГИС ЖКХ), где в обязательном порядке вся информация должна быть размещена. Сложно сказать, была ли польза от столь сухого и академического перечисления принятых документов и поправок к ним, но судя по тому, что впоследствии начальнику ГЖИ было задано в общей сложности около двадцати вопросов – собственники жилья запутались во всех этих бюрократических хитросплетениях окончательно. И это несмотря на то, что Александр Иткин заверил всех присутствующих, что во всей этой общей схеме всё очень просто. Однако Александр Залманович невзначай проговорился, что практически сразу же после выхода всех поправок из Министерства строительства и ЖКХ России начали поступать, и поступают до сих пор, многочисленные дополнения, уточнения, комментарии, пояснительные записки с тем, чтобы специалисты на местах сами как-то сумели разобраться в принятых нововведениях. Что же касается непосредственно деятельности ГЖИ края по контролю над работой управляющих компаний, то их эффективность, по мнению специалистов, целиком и полностью зависит от активности жильцов: проверки они могут проводить в основном исключительно по письменным обращениям собственников жилья. Плановые же проверки, на которые ГЖИ имеет безоговорочные права, проводятся достаточно редко. Тем не менее, за 2014-й год выявлено 55 фактов нарушений по раскрытию информации в двадцати пяти управляющих компаниях и шестнадцати ТСЖ, в этом году проверено шесть управляющих организаций и во всех обнаружены нарушения. Для справки – на территории края зарегистрировано 115 УК. В том же, 2014-м году, было рассмотрено 44 административных дела с взысканием штрафов на сумму почти 1 миллион 300 тысяч рублей. Вот такой, исключительно общий и безликий перечень фактов и цифр. Какая-то привязка к конкретным примерам, ошибкам, недочётам отсутствовала. И опять же вывод остался невысказанным. А он, видимо, такой: общих и универсальных алгоритмов решения проблем с раскрытием информации нет, и ещё долго не будет. Поэтому каждый собственник жилья должен будет сам, продираясь через частокол бюрократических рогаток добывать для себя необходимую ему информацию: куда и на что потрачены его деньги, справедливы ли предъявленные начисления и как государство защищает его права. А при нынешнем положении дел, судя по всему, разобраться ему в этом не поможет и сама Государственная жилищная инспекция.

О проблемах договорных отношений управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций предложил поразмыслить заместитель коммерческого директора ОАО «Читаэнергосбыт» Виталий Бобрик. И поговорить было о чём, поскольку именно в этой теме кроятся все загадки завышенных сумм по оплате за общедомовые нужды, массовые задолженности за электроэнергию, угрозы ресурсников по отключению от воды, тепла, электричества. В принципе всех вышеперечисленных недоразумений можно было бы избежать, если бы взаимоотношения «жильцы–управляющая компания–ресурсоснабжающая организация» строились по изначально предложенной схеме и договоры на обслуживание домов заключались бы ровно по этой цепочке. Однако широкое распространение приобрела другая система, когда жильцы напрямую расплачиваются за потреблённое тепло, воду, электроэнергию с ресурсоснабжающими организациями. В этом случае ОДН начисляется по предложенным тарифам, что бывает существенно больше реально потребленных ресурсов, управляющие компании, в свою очередь, недобирают средств и не могут выполнять свои обязанности перед жильцами. Как вариант, ресурсники предлагают ещё три способа расчётов. Все они знакомы как УК, так и РСО, но заведомо в том, или ином ущербны, неэффективны и громоздки, по сравнению с выше обозначенной. На чём и акцентировал внимание собравшихся представитель «Читаэнергосбыта». Резюме всего выступления: главное – выбрать высокопрофессиональную управляющую компанию, заключить с ней грамотный договор в строгом соответствии с законодательством. Вот это, собственно, и является возможным выводом по всему сообщению. Но, опять же, – только в общих чертах. В частностях, как всегда придется разбираться отдельно, так как универсального инструмента для разрешения проблем договорных отношений, нет.

И, конечно же, собравшиеся не могли не обсудить тему капитального ремонта. О том, что за прошлый год сумел сделать в этом направлении региональный оператор, собирался поведать заместитель генерального директора Фонда капитального ремонта Забайкальского края Александр Аршинцев. Надо, правда, отметить, что большую часть приготовленной им информации до сведения делегатов форума уже была доведена, поэтому, для экономии времени, Александр Александрович предложил всем подготовить письменные вопросы, на которые он готов ответить на «Круглом столе», который планировалось провести чуть позже. Его аргумент – вполне оправданное предположение, что все вопросы будут носить сугубо частный, локальный характер. А свой выход к микрофону он оформил как ряд замечаний к аудитории. Во-первых, по его убеждению, на столь серьезных собраниях к любой предлагаемой информации надо относиться очень внимательно и по-хорошему критически. Во-вторых, рассматривать и оценивать, и трактовать её исключительно с точки зрения законодательства, а не по желанию или не желанию отдельных представителей сообществ собственников жилья. В-третьих, всё, что здесь обсуждается, является материалом для пристального изучения и обучения, и доведения сформулированных и выверенных выводов до основной массы владельцев недвижимостью. Ну, и, кроме того, как заверил Александр Александрович, специалисты фонда всегда готовы выслушать всех, кто к ним обратится, провести консультации и оказать посильную помощь в решении возникших проблем. Вот, собственно и всё. И если опустить очень эмоциональную составляющую его своеобразного доклада, то это было самое сжатое выступление. Выводы такие же сжатые: слушайте, учитесь, внедряйте.

Алексей Романов – Портал ЖКХ Забайкальского края.

Комментарий Портала ЖКХ Забайкальского края

Организаторы форума отмечают: не смотря ни на что, информация на мероприятии была собрана очень объемная. Её анализ позволяет спланировать дальнейшую работу общественных организаций, Центра общественного контроля сферы ЖКХ Забайкальского края. Конечно, это будут семинары, консультации, другая просветительская работа по самым разным темам, в том числе, по тем, что не нашли своего должного освещения здесь. Кроме этого, есть твердое намерение сводить в диалоге чиновников самых разных министерств и ведомств с общественниками, специалистов самого разного профиля с руководителями управляющих организаций. В каком формате это будет организовано – тоже пища для размышлений и в решении этого вопроса будет очень полезна помощь и предложения всех заинтересованных лиц. И, конечно же, обобщенные выводы лягут в основу при подготовке следующих форумов по проблемам ЖКХ в крае.

Tags:
Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2021 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль". Сайт разработан AdLife Studio

Log in with your credentials

Forgot your details?