Обычно так говорят тогда, когда предвидят какую-то угрозу или готовятся к чему-то опасному: войнам, катастрофам, стихийным бедствиям или эпидемиям. В нашем случае, при обсуждении системы жилищно-коммунального хозяйства, подобное отношение в сложившейся в этой сфере ситуации, к сожалению, вполне себя оправдывает. Новоявленный класс собственников приватизированного жилья сегодня вынужден с самым пристальным вниманием следить за всеми зигзагами жилищной реформы, с волнением ожидая её очередного поворота, справедливо опасаясь появления неизбежных осложнений. Причём беспокойство вызывало даже не появление возможных проблем, а их количество, их неуклонный рост, а главное – явная неспособность государства с ними справиться. Да оно, собственно, и не планировало заниматься этим изначально, поскольку, считало, что запустив рыночные отношения в сфере ЖКХ, все проблемы будут регулироваться и устраняться по их законам, сами собой. Отредактированный в 2004-м году «советский» Жилищный кодекс выдавал карт-бланш всем субъектам жилищно-коммунального рынка, но как-то странно – всё бремя содержания и управления имуществом легло на плечи собственников, а механизмов для эффективного осуществления такого рода деятельности, создано не было. В конце концов, напряженность в обществе достигла таких пределов, что не обращать на неё внимание уже было нельзя. Подтверждением тому является то, что за десять лет новый Жилищный кодекс стал значительно толще, впитав в себя целый ряд поправок, внесённых тридцатью шестью федеральными законами, которые серьёзно усилили госконтроль над этой сферой. А поскольку процесс продолжается, людям необходимо знать, что и как будет изменено в законодательстве в ближайшее время и чего, прямо, скажем, следует опасаться.

Предупредить о грядущих возможных изменениях в жилищном законодательстве, а значит, и вооружить представленной информацией всех заинтересованных, постаралась Лариса Пономаренко, доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса юридического факультета Забайкальского государственного университета, выступив в начале апреля на III-м краевом жилищном форуме «10 лет реформе Жилищного кодекса. Итоги и перспективы».

Так, Министерство строительства и ЖКХ РФ внесло в Госдуму законопроект № 500-410-6, суть которого заключается в ужесточении платёжной дисциплины в сфере ЖКХ. Согласно этому документу, в случае его принятия в два раза увеличатся штрафы для жильцов многоквартирных домов за каждый день просрочки платежей. Начисление этих штрафов будет производиться с 91-го дня задержки оплаты за коммунальные услуги. Этот же законопроект предусматривает наказание рублём и исполнителей коммунальных услуг за то, что они не исполняют оговоренные обязательства или не предоставляют какие-либо услуги населению дольше установленной продолжительности. Плюс к этому ресурсоснабжающим организациям придётся держать ответ и за попытки обмана населения, в частности – за неправильный расчёт оплаты коммунальных услуг.

Озаботились в правительстве и о положении тех, кто добровольно взвалил на себя обязанности председателей Советов МКД. Теперь, на законодательном уровне, общим собраниям собственников жилья предлагается решать вопросы о материальном стимулировании работы этих людей: жильцы вправе будут определять его размеры, порядок и условия. При необходимости для участия в денежном или каком-нибудь другом материальном вознаграждении могут быть привлечены управляющие организации. Это явный признак того, что общественный статус председателей Советов МКД повышается.

Ещё одно изменение в законодательстве касается управляющих организаций и ТСЖ (ТСН). Их планируется обязать проводить общие собрания жильцов по любому значимому вопросу любого инициатора из числа собственников жилья или члена ТСЖ (ТСН) в течение 45-ти дней с момента подачи соответствующего обращения, то есть в строго определённый срок, а не «когда-нибудь потом». Также отмечается, что решения и протоколы общего собрания жильцов будут являться официальными документами, отмахнуться от которых в каких-либо спорных ситуациях теперь будет очень непросто. Это, в свою очередь порождает и определяет права и обязанности всех сторон, чьи установочные данные внесены в эти документы. Определяется порядок их оформления, хранения и передачи в управляющие организации, где с документов снимаются копии и передаются в Государственную жилищную инспекция, которая обязана хранить их на протяжении 3-х лет, в том числе, с использованием формата Государственной информационной системы (ГИС).

Расширены возможности способов проведения общих собраний жильцов. С этой проблемой в настоящее время сталкиваются практически все жильцы многоквартирных домов: сегодня практически невозможно оповестить и собрать нужное для регламента количество собственников жилья для обсуждения и решения насущных вопросов. Как известно, на данный момент их два – очный и заочный способ проведения собраний. Решено добавить ещё одну, так сказать, гибридную форму – очно-заочную. В этом случае жильцы о своём решении могут сообщать, используя любой способ связи: почтовую, телефонно-телеграфную, интернет-почту или же прийти лично со своим заявлением в соответствующую организацию.

Помимо профильных министерств и ведомств, свою лепту в изменения законодательства вносят и депутаты Госдумы. Так, по инициативе руководителя Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галины Хованской подготовлен законопроект № 662-198-6. Он направлен на совершенствование процедуры проведения капитального ремонта. В частности, предлагается установить единые критерии очередности проведения капремонта по всей стране, а не так, как это наблюдается сейчас, когда в каждом регионе сроки ремонтов разнятся годами и десятилетиями. Этот же законопроект предлагает снизить количество голосов, необходимых при выборе способа формирования фонда капитального ремонта. Авторы инициативы посчитали, что обязательные 2/3 голосов от общего количества жильцов избыточно для принятия достаточно взвешенного решения, в случае, если жильцы не считают приемлемым для себя, так называемый «котловой» способ, тем более, что собрать эти голоса является практически невыполнимой задачей. В то же время, открытие общего счёта проходит не в пример легче – люди вообще могут не принимать участие в голосовании. И в итоге они получают неприемлемую для себя форму накопления средств на капитальный ремонт. Виноваты в этом сами жильцы, явилось ли тому причиной стечение объективных обстоятельств, но факт остаётся фактом – ситуация требует, чтобы обязательное количество участников голосования разумнее всего уменьшить.

Далее. Предлагается исключить из законодательства требование об обязательном заключении договоров между региональными операторами фонда капитального ремонта и каждым собственником помещений. Якобы считается, что этот договор является непреложным основанием для всех платежей. А в случае принятия такой поправки, отсутствие этой строки в законе будет означать, что граждане априори должны вносить положенные суммы на капитальный ремонт. Сегодня в трактовке действующего законодательства легко можно найти формальную основу для отказа от таких платежей, чем люди и пользуются, утверждая, что раз с ними никто никаких договоров не заключал, значит, он и никому ничем не обязаны.

И ещё одна новая инициатива – предусматривается возможность передачи функций технического заказчика работ по капитальному ремонту многоквартирных домов непосредственно управляющей организации. И в этом есть своя логика – именно управляющие организации в конечном итоге будут содержать все «подопечные» дома, и они крайне заинтересованы в том, чтобы капитальный ремонт в них проводился максимально качественно.

Стоит отметить, что все эти предполагаемые изменения явились результатом оценки не только экономического эффекта от проведения реформы ЖКХ, но и отношения к ним в обществе. В основе законодательных инициатив лежит изучение целого потока предложений от общественных организаций, отдельных граждан, управляющих и ресурсоснабжающих организаций. Все нововведения будут рассматриваться на ближайшей сессии Государственной Думы РФ.

Более того, продолжением инициатив федерального уровня является процесс совершенствование законодательства и в регионах. Яркий тому пример – состоявшиеся 20 мая общественные слушания по проблемам капитального ремонта. Сухую информацию до собравшихся довели генеральный директор Забайкальского фонда капитального развития Евгения Кирсанова, начальник юридической службы фонда Владимир Лобанов, начальник Государственной жилищной инспекции Забайкальского края Александр Иткин. Они не давали оценку законодательным актам, не определяли ориентиры в возможных грядущих изменениях. Они просто рассказали, какими положениями закона Забайкальского края № 875 «О регулировании отдельных способов обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края» руководствуются в своей работе, уточнили свои полномочия и возможности и напомнили собственникам в очередной раз об их обязанностях. На их фоне, сообщения Георгия Разгильдеева, заместителя председателя комиссии по вопросам местного самоуправления и ЖКХ Общественной палаты Забайкальского края, и Евгения Зыкова, заместителя руководителя Центра общественного контроля в сфере ЖКХ, смотрелись совсем по-иному. В представленной ими информации 875-й закон разбирался буквально построчно, причём самое пристальное внимание было уделено наиболее противоречивым и лукавым формулировкам. И более чем вероятно – именно их видение реального положения дел будет активно и громко обсуждаться всеми заинтересованными сторонами, в том числе и депутатами законодательного собрания края. И как следствие — ляжет в основу изменений в законодательство. Что косвенно было подтверждено и принявшим участие в общественных слушаниях Анатолием Романовым, председателем Комитета по развитию производственных сил, инфраструктуры и инновациям Думы Забайкальского края. Во всяком случае, в своём выступлении, затронув те же проблемы, что обозначили представители общественных организаций, депутат заксобрания попросил участников слушаний до 29 мая направлять свои предложения и замечания в региональную Думу с тем, чтобы уже 3-го июня они были рассмотрены на очередном заседании забайкальского Парламента.

Алексей Романов – Портал «ЖКХ Забайкальского края».

Комментарий Портала «ЖКХ Забайкальского края».

Какие решения по каждому из предложенных изменений примут депутаты – сказать, конечно, сложно. Но тем, что государство берёт эту систему под свой контроль, правительство страны заявляет недвусмысленно. Более того, разумного и взвешенного подхода к этим проблемам законодательной власти, власть исполнительная ждет в самое ближайшее время. Подтверждение тому — высказывание премьер-министра РФ Дмитрия Медведева хотя бы по отношению к тому же растущему количеству злостных неплательщиков ЖКХ и принятию соответствующего закона. На состоявшемся 22 мая заседании правительства, он высказал такое мнение: «Необходимо ускорить принятие этого закона, чтобы новый механизм заработал с осени этого года», — подчеркнул премьер, отметив, что действие закона распространяется не только на предприятия, но и на население. Остаётся надеяться, что в правительстве страны есть понимание того, почему растёт число должников и учтёт сложившуюся ситуацию в разработке и применении методов сборов платежей. Для ясности картины стоит привести некоторые цифры. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в России в апреле 2015 года выросли на 0,3% после повышения на 0,1% в марте, на 0,4% в феврале и на 0,6% в январе. Согласно данным Росстата, за январь-апрель 2015 года тарифы ЖКХ выросли на 1,4%. По сравнению с апрелем 2014 года тарифы ЖКХ выросли в апреле 2015 года на 10,5%

Tags:
Нет комментариев

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2019 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль". Сайт разработан AdLife Studio

Log in with your credentials

Forgot your details?