Анализ обращений, поступающих в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области по вопросам нарушения прав потребителей, показал, что потребители обращают внимание на размер шрифта в подписываемых ими договорах, не позволяющий в полной мере ознакомиться с содержанием документа, что ущемляет их право на получение необходимой и достоверной информации.
По общему императивному правилу законодательства о защите прав потребителей каждый потребитель вправе требовать предоставления ему необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и реализуемых им товарах (работах, услугах), которая в наглядной и доступной форме должна доводиться до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, в целях обеспечения возможности правильного выбора товаров (работ, услуг).
При этом право потребителей на получение в наглядной и доступной форме необходимой и обязательной информации о товарах в настоящее время защищается не только положениями статей 8, 10 и 12 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» в их причинно-следственной связи, но и нормами соответствующих технических регламентов, а также в административном порядке – в частности, на основе правоприменения статьи 14.7, части 1 статьи 14.8, статей 14.43-14.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, согласно пункту 1 части 4.12 статьи 4 технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011), вступившего в силу с 1 июля 2013 года, «маркировка пищевой продукции, предусмотренная пунктом 1 части 4.1 и пунктом 1 части 4.2 настоящей статьи, должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка».
Однако, как показывает практика, названная норма в условиях отсутствия объективных критериев оценки упоминаемых в ней терминов не позволяет в полной мере обеспечить должный уровень защиты потребителей от недобросовестных действий отдельных хозяйствующих субъектов, так или иначе использующих при доведении информации о пищевой продукции мелкий и нечитаемый шрифт, что приводит к справедливым жалобам потребителей.
Что же касается противодействия явно не клиентоориентированной практики использования мелкого шрифта хозяйствующими субъектами при заключении письменных договоров с потребителями (прежде всего, в сфере предоставления финансовых услуг, услуг связи и др.), который очевидно затрудняет визуальное восприятие текста договора и осмысление его содержания в целом, то на законодательном уровне этот вопрос решен лишь частично.
Так, в части 1 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» закреплено положение, согласно которому полная стоимость потребительского кредита (займа) «размещается в квадратной рамке в правом верхнем углу первой страницы договора потребительского кредита (займа) перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа), и наносится прописными буквами черного цвета на белом фоне четким, хорошо читаемым шрифтом максимального размера из используемых на этой странице размеров шрифта. Площадь квадратной рамки должна составлять не менее чем пять процентов площади первой страницы договора потребительского кредита (займа)».
С учетом вышеизложенного и в целях совершенствования правового регулирования отношений с участием потребителей и создания более эффективных механизмов противодействия и недопущения недобросовестных действий со стороны хозяйствующих субъектов, которые ведут (могут привести) к введению потребителей в заблуждение и неблагоприятным для них последствиям, вопрос правовой регламентации размера шрифта, используемого для доведения необходимой информации о товарах (работах, услугах), а также в договорах с потребителями, требует соответствующего законодательного разрешения.
Данный вопрос обсуждался на уровне государственно-правового департамента Нижегородской области. При этом Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области участвовало в формировании предложений по внесению изменений в Закон РФ «О защите прав потребителей» и статью 1098 Гражданского Кодекса РФ по вопросу ограничения размера шрифта.
О размере шрифта в договоре и праве потребителя на получение достоверной и читаемой информации
-
В Нижнем Новгороде состоялось обсуждение проблемы брошенных многоквартирных домов
, Мероприятия, Нижегородская область
7 ноября 2016 года руководитель регионального центра общественного контроля жкх Нижегородской области Александр Рыжов выступил
-
В Нижегородской области началось лицензирование организаций, управляющих многоквартирными домами
, Мероприятия, Нижегородская область
Александр Рыжов: "Мы будем добросовестно участвовать в этом процессе"
-
В Вадском районе Нижегородской области проверили освещение подьездов
, Мероприятия, Нижегородская область
В целях мониторинга надлежащего состояния освещения подъездов Вадское местное отделение Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» создало
-
Нижегородский дворовый спорт сплотит соседей
, Мероприятия, Нижегородская область
Как и во всей стране, в Нижегородской области активно проводится подготовка к Всероссийскому Дню дворового спорта,
-
Руководитель ЦОК ЖКХ принял участие в заседании лицензионной комиссии
, Нижегородская область
31 мая 2021 года в заседании лицензионной комиссии для обеспечения деятельности органа государственного жилищного надзора
-
Систему общественных жилищных инспекторов планируют создать в Нижегородской области
, Нижегородская область
На заседании коллегии по подведению итогов работы государственной жилищной инспекции Нижегородской области в 2019 году
-
Акции «Соседская стенгазета» и «Соседский телеграф» проведены в Бутурлино
, Нижегородская область
27 мая празднуется «День_Соседей». В рамках этого праздника педагоги #МБУ_ДО_Бутурлинского_ДДТ Цухт Юлия Артуровна, Зиновьева Мария
-
Контроль цен на жилищно-коммунальные услуги — гарантия социальной стабильности в Нижегородской области
, Нижегородская область
Постановлением Правительства Нижегородской области от 23 июля 2015 года № 467 в целях формирования бюджета