НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль"|11.12.2017
  • Мы в социальных сетях

Опыт социологического исследования коррупции как барьера предпринимательской деятельности 

Share
Понятие «коррупция» редко используется  обыденном языке – подарки, «поощрения» выступают частью бытовой и деловой жизни россиянина. Являясь столь привычным средством «улаживать» дела, коррупция представляет собой значимый административный барьер, позволяя существовать параллельному рынку – так называемому рынку «деловой коррупции».

Комплексная борьба с коррупцией уделяет особое внимание правовому просвещению граждан, созданию антикоррупционного стандарта поведения. Для этой задачи чрезвычайно важно анализировать повседневные практики коррупции. Этому во многом способствуют социологические исследования. Благодаря анонимности опросов, население охотнее рассказывает о случаях, когда обстоятельства вынудили дать взятку, дает рекомендации по способам борьбы с коррупцией.

В ежегодных исследованиях по оценке населением социально-экономических преобразований, которые проводятся ЦПЭИ по заказу Центра экономических и социальных исследования Кабмин РТ проблема коррупции выступает как одна из наиболее актуальных, из года в год входя в пятерку наиболее тревожащих население после высоких цен, низкого размера оплаты труда, наркомании и алкоголизма. Более того, именно коррупция, по мнению  41,1 % опрошенных в 2011 году, выступает первостепенной причиной роста цен и тарифов в республике.

Особым барьером коррупция выступает в предпринимательской деятельности. В 2008 году ЦПЭИ АН РТ проводил исследование, задачами которого было раскрыть понимание коррупции предпринимателями и выявить ситуации, при которых обстоятельства вынуждают использовать взятки[1].

Поскольку коррупция – социальное явление, важно выяснить, что люди вкладывают в это понятие, какого повседневное понимание данного феномена. Мы исходили из анализа повседневности как целостного социокультурного жизненного мира, предстающего как самоочевидное условие человеческой деятельности [8].

Более половины опрошенных предпринимателей (59,6 %) считают, что большинство должностных лиц в Татарстане берут взятки, чуть более одной трети (36,1 %) – что взятки берут среднее количество должностных лиц («ни большинство и не меньшинство»).Для более чем одной пятой доли опрошенных предпринимателей коррупция и вымогательство составляют наиболее существенные трудности в их бизнесе (22,4 %).

Предпринимателям был задан вопрос: «Среди каких должностных лиц, каких служб, организаций, учреждений чаще встречается коррупция?». Ответы показывают, что по представлению бизнесменов, коррупция встречается практически во всех государственных учреждениях, работающих с населением. Наибольшее число опрошенных — 73,5 % отметили, что чаще всего коррупция встречается в ГИББД, 56,8 %  — в местных органах власти, 53 % — в милиции, таможне, правоохранительных органах, одинаковые доли предпринимателей отметили, что коррупция чаще всего встречается в образовании и здравоохранении (по 44,7 %), 40,9 % — в судах и прокуратуре, 34,8 % — в высших органах власти. Наименьшие «обвинения» в коррупции получили ЖКХ (28,8 %) и армия (27,3 %).

Предприниматели, участвовавшие в опросе, сами не раз сталкивались с коррупцией. Так, 58,1 % опрошенных давали взятку пожарной инспекции, 45,8 % — экологической инспекции, 44,8 % — санитарно-эпидемиологической инспекции, 41,2 % давали взятку при отводе земли под строительство, 28, 6 % — при кадровой проверке, 25, 5 % — при регистрации и лицензировании и 16, 3 % — при аренде и покупке жилья (см. Рис.1).

 

Новый рисунок

Рис. 1. Случаи взяток при обращении в государственные органы (%)

Половина опрошенных предпринимателей отметили, что коррупция среди должностных лиц за последние два года увеличилась (51,9 %), 23, 3 % считают, что она осталась, как прежде и всего 6,2 % считают, что она уменьшилась (см. Рис.2).

Новый рисунок

Рис.2. По Вашему мнению, коррупция за последние год-два увеличилась, уменьшилась или осталась на прежнем уровне? (%)

Около половины опрошенных считают, что коррупция будет усиливаться (46,6 %), 3,8 % уверенны, что она будет уменьшаться, одна десятая, отметили, что «скорее, уменьшаться», а 18,5 % не прогнозируют ее сохранение на имеющемся уровне.

Для того, чтобы выяснить, что именно предприниматели вкладывают в определение «коррупции», им был заданы вопросы, представляющие типичные ситуации коррупции, с просьбой указать – считают ли они их случаями коррупции или же нет. Выяснилось, что ситуация, в которой, чтобы ускорить принятие решения по регистрации фирмы, предприниматель приносит чиновнику подарок, толкуется весьма неоднозначно. Так, только 40,5 % опрошенных указали, что «это точно случай коррупции», 47,6 % — «это спорная ситуация – может быть, коррупция, а может быть — нет», а для более чем одной десятой (11,9 %) данный случай не представляет собой коррупции.

Ситуация, в которой фирма получает заказ от органа власти на поставку оборудования по цене в полтора-два раза больше, чем принято на рынке, 66,7 % опрошенных расценивается как случай коррупции. 27,9 % отметили, что «это спорная ситуация», и лишь 5,4 % опрошенных не считают данный факт коррупцией.

Наиболее категоричны предприниматели были в отношении коррупции в судах. Так, случай, в котором судья решает хозяйственный спорт между двумя фирмами в пользу той, которая дала взятку, 96,1 % расценили как коррупцию, и лишь 3,9 % — как «спорный случай».

Какие же меры, по мнению предпринимателей, помогут сдерживать развитие коррупции в обществе? Большинство бизнесменов приветствуют ужесточение наказаний для тех, кто берет взятки (73,8 %). 34,4 % считают, что сдерживающим фактором коррупции может стать введение практики анонимных сообщений о случаях коррупции. 23 %  отметили, что таким фактором может стать повышение заработной платы чиновникам. Для одной пятой (21,3 %) важной мерой для ограничения коррупции выступает распространение наказаний для тех, кто дает взятки.

Мнения о коррупции значительно поляризованы – если для половины опрошенных (48,1 %) коррупция представляется как фактор дестабилизации власти и общественных отношений, то 38,9 % предпринимателей считают, что «этого можно избежать, но со взятками легче делать дела», а 13 % уверены, что «это необходимая часть жизни, без этого ничего не сделать» (Рис.3).

Новый рисунок

 

Рис.3. Какие меры, на Ваш взгляд, могут сдерживать развитие коррупции в нашем обществе? (%)

Необходимо помнить, что коррупция представляет собой своеобразный рынок с предложением и спросом, искоренить который можно только при воздействии как на получателя взятки, так и на сознание тех, кто использует этот механизм для успешного ведения бизнеса, одновременно снижая административные барьеры для эффективной предпринимательской деятельности.

[1] Проект проводился по заказу журнала «Право и жизнь» в рамках реализации Республиканской программы по антикоррупционной политике Республики Татарстан на 2006-2008 гг., утвержденной постановлением Кабинета Министров от 16.10.2006 г. (№ 516). Выборка – 130 предпринимателей г. Казани.

Публикации схожей тематики:

Share