НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль"|25.06.2017
  • Мы в социальных сетях

Социология, Волгоградская область 

Share
Противодействие проявлениям коррупции в Волгоградской области является значимой задачей в рамках повышения эффективности деятельности органов государственного управления и местного самоуправления, а также повышения уровня доверия населения к органам власти. Без преодоления данного явления невозможно говорить о достижении тех целей и задач, которые ставит перед властью население области и высшее политическое руководство страны.

Прежде чем перейти к обобщению основных результатов исследования необходимо остановиться на тех факторах, которые повлияли на оценки респондентов в 2011 году.

Во-первых, за истекшее после исследования 2010 года время в г. Волгограде был отстранен от занимаемой должности Глава города, в г. Волжском прошли акции протеста против коррумпированности местной власти.

Проведенные исследования показали, что освещение деятельности по борьбе с коррупцией зачастую не только побуждает граждан к сотрудничеству в области антикоррупционного поведения, но также ухудшает образ государственной и муниципальной службы как коррумпированных институтов. Освещение проблем в управлении г. Волгоград и г. Волжский в общественном сознании респондентов городов областного значения повысило значимость коррупции как таковой, а также ухудшило отношение к органам местного самоуправления. При этом в пропорциональной выборке настоящего исследования респондентов указанных муниципальных образований было больше половины, что определенным образом отразилось на данных по исследованию в целом. В рамках данного исследования восприятие коррупции рассматривалось не только в целом, но и по отдельным образованиям, что позволило повысить его объективность.

Во-вторых, на рост обеспокоенности проблемой коррупцией, а также ее отдельными проявлениями, повлияли разоблачения коррупционеров, прошедшие за последние полгода в Волгоградской области и широко освещавшимися в СМИ региона. Например, существенным информационным поводом, повлиявшим на общественное мнение, стало разоблачение коррупционной сети во 2-м отдельном батальоне дорожно-патрульной службы УГИБДД.

В-третьих, свое влияние на результаты исследования оказало и время его проведения. Часть респондентов вероятнее всего перенесли время исполнения бюрократических формальностей на относительно свободное время отпусков, потому для исследования в целом характерен рост отношения к коррупции как к способу решения своих задач, то есть коррупция большинством респондентов зачастую воспринимается именно в разрезе бытовой.

Так, если в 2010 году в целом по исследованию представление о коррупции как возможности решить собственные проблемы граждан разделялось только 11,0% респондентов, то по результатам исследования 2011 года эта доля составила 19,5%. Причем наиболее заметный рост представления о коррупции именно как о бытовом ее проявлении характерен для респондентов г. Камышин (рост с 23,0% в 2010 году до 37,5% в 2011 году), г. Михайловка (с 13,0% до 26,5% соответственно), г. Фролово (с 15,0% до 31,5%) и рп. Иловля (с 5,3% в 2010 году до 24,7% в 2011 году).

В совокупности три указанные фактора вполне могут сформировать представление респондентов о том, что ситуация с распространением коррупции в Волгоградской области усложняется.

В целом по исследованию 2011 года коррупция продолжает волновать жителей Волгоградской области. В 2010 году в качестве наиболее значимых проблем, стоящих перед современных российским обществом, 24,1% респондентов назвали коррупцию, в рамках данного исследования это сделали 28,2% опрошенных.

При этом ее значимость снизилась в оценках респондентов г. Урюпинск (с 40,0% в 2010 году до 28,0% в 2011), г. Камышин (с 27,0% в 2010 году до 17,5% в 2011).

Рост обеспокоенности коррупцией наблюдается в г. Волгограде (38,1% респондентов в данном исследовании и 22,6% в предыдущем выбрали данную проблему в качестве существенной) и г. Волжском (23,3% и 19,3% соответственно). Данная тенденция является закономерным отражением скандалов, связанных с муниципальным управлением городов областного значения Волгоградского региона за последние полгода (главным образом, с отстранением главы администрации Волгограда). Аналогичная тенденция при оценке коррупции сохраняется в результатах исследования по г. Фролово, г. Дубовка и рп. Иловля.

По результатам исследования доля респондентов, указавших, что в определенной ситуации почувствовали, что проблему без взятки решить нельзя, уменьшилась с 52,3% в 2010 году до 34,9% в 2011 году. Это в целом положительно характеризует антикоррупционные мероприятия, проводимые в Волгоградской области.

Согласно анализу данных СМИ по проблемам освещения коррупции, проведенной библиотекой русскоязычных СМИ Public.Ru (информация опубликована РИА «Новости»), Волгоградская область по данным 2010 года занимала место в первой десятке Российских регионов по упоминаниям коррупционных скандалов в средствах массовой информации. При этом отмечалось, что средняя сумма взятки выросла за 2010 год в 5 раз и составила 45 400 рублей. Отметим, что основанием для таких выводов было контент-аналитическое исследование средств массовой информации. Сопоставляя данные социологических опросов по «Оценке восприятия населением проявлений коррупции в органах власти и местного самоуправления на территории Волгоградской области» за 2010-2011 годы можно, напротив, отметить положительную тенденцию снижения среднего размера взятки.

Хотя в целом по исследованию размер максимальной взятки вырос до 400 000 рублей с 300 000 рублей в исследовании прошлого года, но среднее значение размера взятки снизилось до 8012,9 рублей (с 10931,4 рублей в 2010 году). При этом исследование снимало показатели размеров взяток в рамках бытовой коррупции наиболее распространенной среди населения. Снижение среднего размера взятки, возможно, объясняется тем, что ее размеры при бытовой коррупции меньше, нежели при решении вопросов связанных, к примеру, с ведением бизнеса или уклонением от карательных санкций органов правопорядка.

Как и в исследовании 2010 года, наиболее коррумпированными по мнению респондентов являются:

  • служба безопасности дорожного движения (33,0% респондентов в целом по исследованию считают ее наиболее коррумпированной; в 2010 году на это указали 36,8% респондентов);
  • правоохранительные органы (23,4% респондентов отметили согласно результатам проведенного исследования и 34,2% сделали это в ходе опроса 2010 года);
  • Армия (13,3% в 2011 году и 17,7% в 2010 году соответственно).

Наибольший рост оценок службы безопасности дорожного движения как коррумпированной наблюдается в г. Волжском, г. Фролово.

В г. Волгоград, г. Урюпинск, г. Дубовка, рп. Иловля наблюдается незначительное снижение доли оценок данной службы в качестве коррупционной, выходящее за пределы статистической погрешности.

В целом по исследованию наблюдается незначительное снижение оценок правоохранительных органов в качестве наиболее коррумпированных (с 34,2% респондентов в 2010 году до 23,4% в 2011 году). В г. Волгоград и г. Фролово наблюдается сохранение тенденции оценивать органы правопорядка как коррумпированные. В г. Волжском доля респондентов, указывающих на существование в правоохранительных органах значительной коррупции, возросла. Тенденция к снижению доли респондентов, полагающих правоохранительные органы в значительной степени коррумпированными наблюдается в г. Камышин, г. Михайловка, г. Урюпинск, г. Дубовка и рп. Иловля. Вместе с тем, значительная часть опрошенных, участвовавших в коррупционных отношениях с чиновником в г. Михайловка, г. Урюпинск, г. Дубовка и рп. Иловля, отметили в качестве наиболее коррумпированных именно органы правопорядка.

Эксперты также указывают на наибольшую распространенность коррупции в сегментах службы безопасности дорожного движения (7 экспертов), правоохранительных органов (7 экспертов) и военных комиссариатов (7 экспертов), что подтверждает результаты массового опроса.

Исходя из результатов исследования масштабов распространения коррупции, можно сделать вывод об общем росте частоты случаев бытовой коррупции, связанное с решением тактических задач населения (устройство в школы, регистрация собственности и так далее) в летний период времени.

Наиболее коррумпированными организациями являются (по убыванию частоты дачи взяток):

Служба безопасности дорожного движения, автоинспекция. Занимает в опросах 2011 года (33,0% по исследованию в целом) и 2010 года (36,8% по исследованию в целом соответственно) «лидирующие позиции».

Наибольший рост оценок службы безопасности дорожного движения как коррумпированной наблюдается в г. Волжском (с 35,3% в 2010 году до 50,0% в 2011 году). При этом данные в целом подтверждаются и ответами респондентов, которым приходилось давать взятки. Из них 70,5% опрошенных взяткодателей отметили именно данную службу, при том, что в 2010 году это сделали 30,5% респондентов, дававших взятку. Также высок рост оценок коррумпированности службы БДД в г. Фролово (с 26,0% в 2010 году до 38,0% в 2011 году). В г. Волгоград, г. Урюпинск, г. Дубовка, рп. Иловля наблюдается незначительное снижение доли оценок данной службы в качестве коррупционной, выходящий за пределы статистической погрешности. Вероятнее всего, разоблачение коррупционной сети сотрудников безопасности дорожного движения, которое произошло в период между двумя опросами, существенно на это повлияло.

Правоохранительные органы. В целом по исследованию наблюдается незначительное снижение оценок правоохранительных органов в качестве наиболее коррумпированных (с 34,2% респондентов в 2010 году до 23,7% в 2011 году).

В г. Волгоград (32,4% — в 2010 году и 31,1% по данному исследованию) и г. Фролово (26,0% опрошенных в 2010 году и 28,0% в 2011 году) наблюдается в целом сохранение тенденции оценивать органы правопорядка как коррумпированные. В г. Волжском доля респондентов, указывающих на существование в правоохранительных органах значительной коррупции, возросла с 18,7% согласно исследованию 2010 года до 38,3% по данным 2011 года.

Тенденция к снижению доли респондентов, полагающих правоохранительные органы в значительной степени коррумпированными наблюдается в г. Камышин (с 36,0% в 2010 году до 17,0% в 2011 году), г. Михайловка (с 49,0% в 2010 году до 32,0% в 2011 году), г. Урюпинск (с 42,0% в 2010 году до 30,5% в 2011 году). г. Дубовка (с 48,0% в 2010 году до 28,7% в 2011 году) и рп. Иловля (с 61,6% в 2010 году до 27,3% в 2011 году).

Армия. Как и в исследовании 2010 года прослеживается, что наиболее коррумпированным институтом Вооруженные Силы считают жители г. Волгограда и г. Волжского – изменение показателей в них описывается статистическими колебаниями. Это объясняется тем фактом, что молодые люди крупных областных городов не считают службу в ВС необходимой. Респонденты связывают категорию «Армия», как и прежде, в основном с деятельностью военных комиссариатов, хотя эти структуры постепенно передаются в гражданское подчинение Министерства Обороны. Наибольшее количество респондентов, дававших взятки, указали коррумпированной Армию в г. Волгограде (23,2% в 2011 году и 19,1% в 2010 году), г. Волжском (26,3% в 2011 году и 26,3% в 2010 году). В целом по другим муниципальным образованиям престиж военной службы и уважение к призыву в ряды ВС более высок.

В ходе исследования оценивались сегменты, в которых наиболее распространены коррупционные услуги. При оценке сегментов коррупции вопрос ставился следующим образом: «Как часто, по Вашему мнению, жителям Волгоградской области приходится сталкиваться с взяточничеством, коррупцией в отдельных сферах повседневной жизни, перечисленных ниже?». В отличие от характеристики «коррупционности» той или иной структуры здесь респондентами оценивалась коррупционность услуг, предоставляемых ими.

На основании данных исследования можно сделать вывод о том, что по степени убывания коррупционности сегменты «коррупционного рынка» расположены следующим образом:

  • В целом по исследованию, сохраняется тенденция относить к наиболее активным сегментам рынка коррупционных услуг автоинспекцию. 53,7% респондентов отметили высокую активность автоинспекции как агента коррупционных отношений в рамках опроса 2011 года, 45,0% сделали это в 2010 году.
  • Второе место по активности предоставления коррупционных услуг также занимает сфера здравоохранения – 43,5% респондентов опрошенных в 2011 году указывают на это (в 2010 году – 42,0% соответственно).
  • Деятельность военных комиссариатов является коррумпированной по мнению 37,7% респондентов (34,0% респондентов указали на коррумпированность военкомов в 2010 году – изменения в целом характерны для статистических колебаний).
  • Как и в прошедшем ранее исследовании, в рамках данного примерно равную долю занимают сегменты вузовского образования (31,1% опрошенных в 2011 году и 33,0% респондентов в 2010 году отметили его коррумпированность), правоохранительных органов (33,3% в 2011 году и 33,0% в 2010 году) и судебной системы (37,0% в 2011 году и 32,0% в 2010 году соответственно).
  • Продолжают оставаться значительными в своем объеме услуги по оформлению прав на жилье (23,4% в 2011 году при 29,0% в 2010 году) и земельных участков (21,5% респондентов указывают на это в рамках исследования 2011 года и 25,0% сделали это в 2010 году).
  • В целом в рамках статистических колебаний остаются оценки коррумпированности услуг по ремонту и эксплуатации жилья (с 25,0% в 2010 году до 20,7% в 2011 году) и карьерного продвижение по государственной службе (с 29,0% в 2010 году до 35,0% в 2011 году).

В рамках опроса экспертов был определен показатель наибольшей распространенности коррупции, с которой сталкивается предприниматель в ходе профессиональной деятельности. При осуществлении предпринимательской деятельности наиболее часто бизнес проверяют сотрудники пожарной инспекции (7 экспертов), МВД (5 экспертов) и Роспотребнадзора (5 экспертов). При этом они же и являются наиболее коррумпированными. В ходе экспертного опроса 44,4% экспертов отметили наибольшую коррумпированность работников МВД, 33,3% — пожарной инспекции, 22,2% — Роспотребнадзора.

Таким образом, к коррупционным сегментам, отмеченным в ходе массового опроса, можно добавить сегменты пожарной инспекции и Роспотребнадзора как наиболее коррумпированные для предпринимательского сообщества.

Наименее коррумпированными в представлении респондентов, опрошенных в ходе массового этапа исследования, являются услуги по оформлению пенсий. Только 9,7% опрошенных указали, что в ходе оформления пенсий часто или почти всегда приходится даваться взятки. В 2010 году это отметили 18,0% опрошенных, что свидетельствует о еще большем снижении коррупционности данных государственных и муниципальных услуг, так как выходит за пределы статистического отклонения. Такое же снижение наблюдается и в отношении оформления права на социальные выплаты. Если в 2010 году на высокую коррупционность данных услуг указывали 19,0% опрошенных, то в 2011 году только 10,6%.

При этом общее снижение коррупционности автоинспекции, правоохранительных органов и судебной системы наблюдается в рп. Иловля, в котором в прошлом году показатель по этим сегментам достигал критических значений. Но в данном населенном пункте растет уровень бытовой коррупции.

Такая же тенденция наблюдается в г. Дубовка, где высокая коррупционность теперь отмечается респондентами лишь сегменты автоинспекции и медицинского обслуживания.

Существенный рост негативных оценок респондентами частоты коррупции по всем сегментам наблюдается в г. Михайловка, что может свидетельствовать об общем росте обеспокоенности коррупцией в данном муниципальном образовании.

Результативность коррупции в решении проблем населения, по мнению респондентов, в целом остается высокой, но в отдельных муниципальных образованиях коррупционное решение подчас является единственно возможным (об этом свидетельствует динамика показателей г. Фролово и г. Дубовка).

Коррупция остается допустимым средством решения, но, преимущественно, бытовых проблем, отношение же к коррупции как нарушению чиновником своих обязанностей воспринимается как негативное.

В ряде малых населенных пунктов (г. Михайловка, г. Фролово, г. Дубовка, рп. Иловля) выросла доля негативных оценок антикоррупционного поведения чиновника, что свидетельствует об уменьшении антикоррупционного потенциала в данных муниципалитетах.

В целом ситуация с доверием власти в Волгоградской области за 2010 -2011 гг. существенно  не изменилась. Несколько снизилось доверие к местным органам власти и губернатору, в связи с конфликтом этих структур. Незначительно изменился уровень доверия к Правительству и Президенту, который продолжает оставаться достаточно высоким.

При этом за год выросло количество респондентов, которые не желают обращаться в органы, ответственные за борьбу с коррупцией. Антикоррупционные методы в динамике оцениваются респондентами как частичные, так как за прошедшие полгода у граждан не сформировался комплексный подход к проблеме.

При оценке антикоррупционного потенциала населения можно отметить, что в целом за 2010-2011 год его показатели существенно не изменились. При общем недоверии органам власти, граждане перекладывают ответственность на них, а сами уклоняются от активного участия в решении коррупционных проблем. В частности, при общем развитии Интернета, отмечается снижение доли глобальной сети в сфере антикоррупционной информации. С учетом того, что Интернет – это своего рода информационная сфера гражданского общества, где идет активное обсуждение коррупционных скандалов.

Что касается общей информированности респондентов  по защите от коррупции, то за год в общем по исследованию ситуация практически не изменилась. В целом по исследованию информированными себя считали  в 2010 году 30,8%, а 2011 — 31,4%, что является достаточно низким показателем. Не знают, куда обратиться за защитой от коррупции, в целом по исследованию в 2010 году 61,7% респондентов, а в 2011 – 61,6% респондентов (что укладывается в пределы статистических отклонений). Знание об органах по борьбе с коррупцией заметно повысилось в г. Михайловка; информированность граждан здесь значительно увеличилась:  с 22,0% респондентов (2010 год) до 76,5% респондентов (2011 год). Похожая ситуация наблюдается в г. Урюпинск – информированность об органах противодействующих коррупции и способах защиты от нее увеличилась с 45,0% в 2010 году до 72,0% в 2011 году. Но в целом информированность населения о способах противодействия коррупции должна быть повышена. Это подтверждается и данными экспертного опроса. Лишь по одному эксперту отметило, что в случае возникновения перед предпринимателями проблем со стороны бюрократической машины, он предпочтет обратиться в союзы предпринимателей или направить жалобу в вышестоящие инстанции. При этом шесть экспертов сказали, что в случае возникновения проблем, предприниматель обратится к знакомому чиновнику и трое, что он предпочтет заплатить взятку.

На данный момент профилактика коррупции активно освещается на интернет-порталах Волгоградской области, но опрос показал, что специально ищут информацию о противодействии коррупции меньшинство респондентов, хотя многих она интересует. Дело в том, что коррупция, как и любое противоправное деяние, привлекает внимание респондентов лишь в рамках просмотра телевизионных передач и печатных СМИ, то есть целенаправленно респонденты ее не ищут. Поэтому целесообразно увеличить количество публикаций в печатных СМИ, а также эфирного времени телевидения, в которых будут освещены проблемы коррупции, меры противодействия ей и рекомендации гражданам по противодействию коррупции.

Доля эффективных решений коррупционных проблем выросла за год: 16,1% респондентам удалось преодолеть коррупционное вымогательство в 2010 и 24,5% в 2010 году, а количество «затрудняюсь ответить» сократилось – с 62,8% до 27,2%. В г. Фролово в 2011 году отсутствие решения проблемы отметили 85,7% респондентов, хотя жалоба была представлена в компетентные органы лишь 7 респондентами. Данная ситуация говорит о недоверии к органам власти или незнании опрошенных об антикоррупционных мероприятиях в г. Фролово. В г. Михайловка существенно увеличилось количество тех респондентов, чьи проблемы были решены компетентными органами: с 7,1% в 2010 году до 50,0% в 2011.

Отдельно стоит отметить, что в г. Фролово в 2011 отсутствие решения проблемы составило 85,7% случаев, хотя жалоба была представлена в компетентные органы лишь 7 респондентами. Данная ситуация говорит о недоверии к органам власти или незнании об антикоррупционных мероприятиях. В г. Михайловка существенно увеличилось количество тех респондентов, чьи проблемы были решены органами: с 7,1% в 2010 году до 50,0% в 2011.

В ходе массового опроса было установлено, что в целом по исследованию к такой защите от коррупции прибегало лишь 18,0% респондентов.

В 2010 и 2011 году респондентам было предложено оценить возможные антикоррупционные действия, которые были бы достаточно убедительными и заслуживающим доверия свидетельством того, что власти действительно решили бороться против коррупции. В целом в течении года оценка респондентами действенности антикоррупционных мер не изменилась. Самым популярным ответом остается ужесточение уголовного наказания за взятку: в 2010 году – 42,9 %, а в 2011 году – 47,0%. Значение, близкое к половине указывает, на то, что большая часть респондентов не рассматривает коррупцию, как комплексную проблему и предполагает всего лишь один, радикальный способ решения.  В этом смысле контрастом выглядит исполнение существующих закона – всего лишь 11,8% в 2010 году и 8,5% в 2011 году. В тоже время, некоторая часть граждан в качестве действенной меры указывает на устранение причин возникновения коррупции: в 2010 году 19,2%, в 2011 году 28,0% респондентов.

В рамках исследования динамики изменения оценок антикоррупционных действий по населенным пунктам Волгоградской области, самая популярная мера – ужесточение уголовного наказания – изменилась существенно в г. Волжский (с 27,7% до 50,3 %), г. Фролово (с 52,0%, до  86,5%) и г. Дубовка (с13,3% до 50,0%).

Что касается динамики оценок респондентами возможности искоренения коррупции, то в целом по исследованию за год картина практически не изменилась. Наиболее высоки надежды опрошенных на успешность антикоррупционного сотрудничества органов власти и граждан (в 2010 году — 43,4%, в 2011 году —  44,9%), что подтверждается и результатами экспертного опроса (5 экспертов отметили, что коррупцию можно победить лишь при взаимодействии власти и граждан). Связывают преодоление коррупции с деятельностью Президента и Председателя Правительства 26,6% респондентов (в 2010 году – 26,1%). При этом все также значительна доля респондентов, скептически относящихся к возможности преодоления коррупции (24,9% в 2010 году, 25,6 % в 2011 году). Доля респондентов, надеющихся на сотрудничество с властью с целью преодоления коррупции, за год существенно уменьшилась в г. Михайловка (с 59,0% до 30,0%), увеличилась во Фролово (с 61,0 % до 79,0 %). Надежда респондентов на эффективность предпринимаемых Президентом и Председателем Правительства мер увеличилась за год в Волжском (с 14,0% до 32,0%) и Михайловке (с 26,0% до 52,5%), уменьшилась во Фролово (с 23,0% до 4,5%).

Основными причинами возникновения коррупции по мнению респондентов являются:

  1. Плохой пример, подаваемый высокопоставленными чиновниками – 50,9% опрошенных (36,8% по данным исследования 2010 года).
  2. Коррумпированность власти на высшем уровне – 50,0% респондентов отметили данную причину в качестве основной (32,9% респондентов отметили данный факт в 2010 году).
  3. Нечеткость законов, дающая возможность их широкого толкования чиновником – 46,5% (при 36,5% в 2010 году соответственно).
  4. Аморальность чиновников – 43,9% (35,5%).
  5. Противоречия в законодательстве – 40,3% (при 31,0% в 2010 году).
  6. Широкая свобода усмотрения чиновника – 37,5% (при 24,5% в 2010 году).
  7. в г. Волжском (52,3% — весьма заметный рост с 20,1% в 2010 году) и рп. Иловля (30,7%) значительная часть респондентов видят в качестве важной причины возникновения коррупции плохую работу правоохранительных органов. Неудовлетворительные оценки работы правоохранительных органов, отмечавшиеся в исследовании 2010 года респондентами г. Урюпинска и г. Михайловка имеют тенденцию к уменьшению, что может свидетельствовать об усилении антикоррупционной деятельности данных органов в указанных городах.

В ходе опроса экспертов было установлено, что основными причинами коррупции, по их мнению, являются:

  1. коррупционная среда, создаваемая руководящими сотрудниками администраций всех уровней (7 экспертов отметили «плохой пример, подаваемый высшими чиновниками» и 5 экспертов – «коррумпированность власти на высшем уровне»);
  2. противоречия в законодательстве отмечены в качестве причины возникновения коррупции большинством экспертов (по 8 экспертов в качестве причин возникновения коррупции указали «нечеткость законов» и «противоречия законов друг другу или противоречия в одном законе», а также в качестве следствия первых двух причин 7 экспертами отмечена «широкая свобода усмотрения чиновника»);
  3. 7 экспертов в качестве причины коррупции усматривают слабость судебной системы, 6 экспертов – плохую работу правоохранительных органов;
  4. смыкание власти и бизнеса также является значимой причиной возникновения коррупции по мнению 6 опрошенных экспертов.

В целом результаты экспертного опроса подтверждают данные массового опроса.

Плохая работа руководителей, как и в исследовании прошлого года, является причиной коррупции, по мнению большого числа респондентов:

— г. Фролово (в котором доля респондентов, выбравшая ее, возросла с 54,0% респондентов в 2010 году до 75,5% в 2011 году),

— г. Урюпинска (58,5% по данному исследованию и 44,0% по 2010 году),

— г. Волжского (рост с 43,6% в 2010 году до 52,7% в 2011 году),

— г. Волгограда (наиболее значительный рост с 29,1% в 2010 году до 51,1% в 2011 году),

— рп. Иловля (в котором доля респондентов, полагающих основной причиной коррупции пример высокопоставленных чиновников, заметно снизилась с 62,7% в 2010 году до 49,3% в 2011 году),

— г. Михайловка (рост с 31,0% в 2010 году до 44,5% в 2011 году).

На основании двух проведенных этапов исследования и с целью повышения эффективности антикорупционной политики в Волгоградской области можно рекомендовать следующие меры в сфере информирования населения о борьбе с коррупцией:

  • Целесообразно для побуждения граждан к содействию в борьбе с коррупцией освещать и позитивные примеры должного исполнения чиновником своих обязанностей.
  • Также для повышения антикоррупционной активности граждан и улучшения образа государственных и муниципальных служащих в СМИ необходимо начать формирование негативного образа гражданина, который побуждает чиновника к взяточничеству (предлагает взятку).
  • Целесообразным также является формирование антикоррупционной установки в ходе подготовки и переподготовки государственных служащих в рамках взаимодействия с «Российской академией народного хозяйства и государственной службы», филиал которой появится в Волгограде уже к концу 2011 года.
  • При внесении поправок в КоАП РФ, которые установят штрафы за несвоевременное исполнение чиновником своих обязанностей, целесообразно провести информационную кампанию по освещению этих изменений. Это позволит повысить антикоррупционные компетенции жителей Волгоградской области.
  • Для повышения информированности граждан о профилактике коррупции необходимо увеличить количество публикаций в печатных средствах информации, а также количество эфирного времени телевидения, в которых были бы освещены антикоррупционные мероприятия и способы противодействия коррупции со стороны населения.

Основной задачей информационной политики в рамках противодействия коррупции должно стать формирование устойчивой общественной установки, что ответственность за коррупцию (которая воспринимается большинством респондентов как явление негативное) распространяется как на чиновника, так и на гражданина, участвующего в коррупционной сделке.

Негативный образ самого участия в коррупционных отношениях вкупе с информированностью о возможных методах и средствах борьбы с коррупцией позволит создать фундамент для дальнейшего снижения фактов проявления коррупции на территории Волгоградской области.

В рамках проведения организационных мероприятий и при согласовании с заинтересованными структурами можно рекомендовать:

  • По аналогии с коммерческими структурами проводить анонимные опросы удовлетворенности предоставлением муниципальных и государственных услуг, решениями по обращениям граждан непосредственно в органах власти и местного самоуправления. Возможно также создание дополнительного информационного ресурса на сайте областной Администрации.
  • Открыть доступ граждан к сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководства не только Главы Администрации Волгоградской области но и глав городских округов, а также прочих муниципальных образований. Это же эффективно сделать в отношении сведений о доходах и имуществе руководящих сотрудников Волгоградской области (вице-губернаторов, глав департаментов и т.д.), а также муниципальных чиновников высокого уровня (вице-мэров).
  • В дополнение к регламентам государственной службы разработать порядок исполнения типовых административных процедур при работе с обращениями граждан и организаций. Возможна также их публикация в СМИ (при соблюдении принципа служебной тайны).

В рамках повышения объективности самого исследования «Оценка восприятия населением проявлений коррупции в органах власти и местного самоуправления на территории Волгоградской области» можно рекомендовать пропорциональное увеличение выборочной совокупности с дополнением сельских муниципальных образований. Для сохранения надежности при сопоставлении данных необходимо сохранить выборочную совокупность по исследованным в 2010-2011 годах муниципальным образованиям. Итоговая выборочная совокупность массового опроса составит 3500 респондентов. Рост выборочной совокупности не только позволит более объективно оценить состояние общественного мнения Волгоградской области по проблемам коррупции, но и определить примерный объем «рынка» коррупционных услуг Волгоградской области. В инструментарий исследования уже заложена такая возможность.

Все указанные выше мероприятия будут содействовать борьбе с коррупцией на территории Волгоградской области.

Публикации схожей тематики:

Share