21 – 22 ноября 2015 года в Москве состоялся 3-й Общероссийский гражданский форум. За два дня площадку форума посетили более тысячи активных граждан, представителей некоммерческих организаций со всех регионов России.
В рамках Форума прошло активное обсуждение на тематической площадке «Модернизация ЖКХ и жилищное просвещение». Модерировал работу площадки председатель комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства торгово-промышленной палаты России, декан факультета “Управление крупными городами” Международного университета в Москве Андрей Широков. Полсотни экспертов из двадцати двух регионов России обсудили целый ряд проблемных вопросов в сфере ЖКХ, рассказали о своем опыте успешного решения типичных проблем, а также поговорили о перспективах развития отечественного жилищного и коммунального хозяйства.
Работа площадки прошла в форме дебатов экспертных групп, которые попытались отстоять свою точку зрения по принципиальным на нынешнем этапе модернизации ЖКХ вопросам. При каких условиях возможна модернизация коммунальной инфраструктуры? А также, управление многоквартирными домами, что это – ответственность публичных органов власти или свободный рынок? Эксперты также обсудили актуальную для отрасли проблему: стоит ли ужесточать ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей для потребителей жилищных и коммунальных услуг?
Так, комментируя первый блок вопросов, исполнительный директор российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова отметила, что система ценообразования в отрасли привела к тому, что сегодня тариф на водоснабжение и водоотведение экономически необоснованный, более 80% предприятий убыточны, накопились миллиардные долги. В такой ситуации необходима сбалансированная государственная поддержка водоканалов из бюджетной системы. Но на текущий момент власть выбрала иной вектор развития – привлечение частных инвестиций через инструменты государственно-частного партнерства в виде концессии. «Модернизация коммунального хозяйства страны невозможна в условиях постоянного сдерживания тарифов в угоду политической конъюнктуре», – заключила Довлатова.
– Тарифы в ЖКХ действительно находятся в политической плоскости, а не в экономической, – поддержал коллегу по дискуссии профессор НИУ ВШЭ Сергей Сиваев. – Что касается граждан, то они сегодня забыли, что коммунальные услуги – это не общественное благо, а платная услуга.
В свою очередь генеральный директор «Региональные инвестиции и городское развитие» Михаил Никольский отметил необходимость наличия конкретной цели для деятельности коммунального хозяйства и предложил для этого провести сравнительный анализ функционирования отрасли в зарубежных странах со сходным экономическим развитием. «Все целевые программы Минстроя сегодня, по сути, являются операционными. Взамен этого нужен процесс стратегического планирования», – подчеркнул Никольский.
Прозвучало в ходе площадки и несколько практических советов из регионов. Так, руководитель регионального центра общественного контроля в Нижегородской области Александр Рыжов предложил ввести систему заключения фьючерсных контрактов на поставку коммунальных ресурсов.
Подводя промежуточные итоги работы площадки Андрей Широков подчеркнул, что одна из ключевых проблем, существующих в отрасли, – отсутствие многоквартирного дома, как единого объекта управления и предложил внедрить модели, при которой многоквартирный дом становился бы ассоциацией собственников со стопроцентным участием всех собственников помещений в доме.
Второй день Форума впервые прошел в формате выставки гражданской активности «Сделано гражданским обществом». На выставке состоялась презентация лучших практик, в том числе и по решению наиболее актуальных проблем в сфере ЖКХ. Так, специалисты Фонда содействия реформированию ЖКХ предложили всем желающим почувствовать себя в роли управляющего многоквартирным домом, сыграв в он-лайн игру ЖЭКА. Эксперты Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ дали консультации для посетителей выставки.
В ближайшее время будет завершена работа по редактированию раздела ЖКХ итогового документа общероссийского гражданского форума. Он будет направлен во все ключевые органы власти для ознакомления с позицией отечественных общественных организаций по стратегическим направлениям развития России.
Выдержка из проекта итогового документа
III Общероссийского гражданского форума
21-22 ноября 2015 г.
(материалы для рассмотрения на экспертных площадках)
Сфера жилищно-коммунального хозяйства является сферой услуг, оказывающей значительное влияние на качество жизни подавляющего большинства граждан страны. Кроме того, это важнейшая отрасль экономики, в которой работают десятки тысяч предприятий, обеспечивающая сотни тысяч рабочих мест и серьезно влияющая на социально-экономическую ситуацию в регионах и муниципалитетах.
В последние годы ЖКХ стало источником серьезного социального напряжения, и, по оценкам социологов, одной из главных проблем, волнующих граждан. Многочисленные проблемы порождены отсутствием целостной и последовательной государственной стратегии развития отрасли, наличием ряда серьезных противоречий, которые также являются следствием отсутствия целостного подхода. В частности, до сих пор не выработаны единые подходы, касающиеся:
1. Меры ответственности бизнеса и органов власти в реализации государственной политики в сфере ЖКХ.
2. Распределения полномочий и ответственности между государственными органами власти различного уровня и органами местного самоуправления.
3. Распределения ответственности за качество жилищно-коммунальных услуг между гражданами, бизнесом и властью.
4. Принципов взаимодействия между различными субъектами бизнеса, работающими в сфере ЖКХ. Их взаимоотношения регулируются двумя основнополагающими документами – Гражданским и Жилищным кодексами РФ.
При этом их нормы нередко противоречат друг другу.
Общероссийский гражданский форум предлагает:
В сфере повышения качества управления многоквартирными домами
– превратить управление многоквартирными домами из обязанности в право собственников. В соответствии с Жилищным кодексом РФ вся ответственность за управление такими домами лежит на собственниках, являющихся, главным образом, физическими лицами. Зачастую, в силу своей многочисленности, незнания законов, сложности процедур собственники неспособны принять необходимые решения по управлению домом. Поэтому следует дать им право делегировать управление органам местного самоуправления;
– нацелить государственную политику на формирование класса активных собственников, стимулирования граждан, взявших на себя управление домом. Для этого, в частности, предлагается на федеральном уровне предусмотреть комплекс мер стимулирования создания товариществ собственников жилья. В том числе налогового свойства, через очередность в программах капитального ремонта, упрощение государственной регистрации, формирование земельных участков и последовательный возврат муниципальных помещений в общедолевую собственность. На местном уровне должна быть принята концепция содействия самоорганизации в жилищной сфере;
– повысить меру ответственности за неисполнение собственниками своих обязанностей по управлению многоквартирным домом. Распределить ответственность за принятие решений между собственниками, управляющими организациями и органами власти. Прописать принципы определения экономически обоснованной цены управления домом, ответственность органов местного самоуправления в случаях определения тарифов на содержание и ремонт муниципальных квартир ниже себестоимости. Необходимо выработать нормы, в соответствии с которыми управляющие организации будут освобождаться от ответственности за ненадлежащее содержание дома в случае, если собственниками не определены источники финансирования таких работ. Целесообразно определить подход к управлению многоквартирным домом, при котором сборы на содержание и текущий ремонт оказываются ниже себестоимости. В том числе предусмотреть механизм субсидий на управление такими домами;
– восстановить государственную регистрацию имущественного комплекса многоквартирных жилых домов – кондоминиум. В противном случае защита прав собственности на общее имущество, в том числе на землю, весьма проблематична. Для эффективного планирования работ по текущему и капитальному ремонту необходимо восстановить государственную систему технической инвентаризации многоквартирных домов.
В сфере реализации региональных программ капитального ремонта
Становление системы капитального ремонта МКД в первые годы невозможно без поддержки на федеральном уровне. Низкие платежи собственников и отсутствие средств в бюджетах может привести к срыву намеченных программ, что неизбежно вызовет социальный взрыв. В связи с этим в 2016–2017 гг. необходимо:
– предусмотреть возможность финансирования из федерального бюджета на поддержку региональных программ капитального ремонта;
– постепенно изменить подходы к капитальному ремонту МКД. Переход от поддерживающего ремонта к работам, улучшающим качество и энергоэффективность дома. Переход от отдельных видов работ к комплексным капитальным ремонтам. Переход от предоплаты за капитальный ремонт к механизмам кредитования собственников на льготных условиях, реализация механизма «сначала ремонт – а потом сбор платежей за ремонт». Реализация этого принципа невозможна без одновременной программы поощрения и стимулирования собственников, выбравших специальный счет в качестве способа накопления на капитальный ремонт;
– расширить права и полномочия собственников при планировании капитального ремонта, приемке законченных работ. В частности, обеспечить право собственников выбирать подрядчиков, законодательно закрепить механизмы учета замечаний собственников в ходе капитального ремонта и приемке работ.
В сфере поставки коммунальных ресурсов необходимо
– перейти от практики регулярного повышения тарифов на коммунальные услуги во всех субъектах России в одно и то же время к практике разработки и реализации программ модернизации коммунальной инфраструктуры в отдельных регионах. Предприятия коммунального комплекса при повышении тарифов должны будут пройти открытый аудит их активов и издержек. Аудит должен носить профессиональный и публичный характер. Тарифы на коммунальные услуги должны приниматься после утверждения таких программ, быть увязаны с конкретными результатами данных программ. Полномочия по контролю за платежами и тарифами на коммунальные услуги должны быть полностью переданы властям субъектов;
– установить главным направлением стратегии модернизации ЖКХ повышение прозрачности расчетов. В том числе необходимо перейти от практики административного контроля за ростом платежей к практике повсеместного внедрения приборов учета. В связи с этим необходимо принятие и реализация государственной программы по установке общедомовых и поквартирных современных приборов учета с дистанционным считыванием показаний, усилению ответственности за отсутствие таких приборов (при наличии технической возможности), оплате по нормативам при наличии приборов учета;
– разработать программу по стимулированию энергоэффективного потребления и снижения издержек потребителей жилищно-коммунальных услуг, обеспечить стимулы для предприятий и организаций, реализующих данные задачи. Главным инструментом снижения издержек потребителей должна стать реализация государственной программы модернизации коммунальной инфраструктуры. Для реализации данной программы на федеральном уровне должен быть сформирован полноценный институт развития, обеспечивающий условия для привлечения инвестиций в отрасль, в том числе и через дешевые возвратные кредиты из федерального бюджета на проекты по модернизации коммунальной инфраструктуры;
– обеспечить прямое софинансирование из федерального бюджета программ модернизации коммунальной инфраструктуры в малых и средних городах, сельской местности. Такие решения не только позволят повысить качество жилищно-коммунальных услуг, снизить издержки потребителей, но и позволят серьезно стимулировать экономическую активность на уровне регионов и муниципалитетов, создать новые рабочие места, увеличить налоговые поступления в региональные и местные бюджеты.
В жилищной сфере
– принять комплексные меры, направленные на развитие сектора арендного жилья. Решить проблему обеспечения граждан доступным жильем только за счет программ приобретения жилья или субсидирования ставки по ипотеке невозможно. В том числе следует ликвидировать существующий институт социального найма (в силу архаичности), ввести единые правила найма жилья как в частном секторе, так и в специализированных арендных комплексах. При этом на законодательном уровне должна быть усилена защита прав нанимателей, введены субсидии для поддержки социально незащищенных нанимателей, созданы экономические стимулы для сдачи жилья собственниками жилых помещений;
– в то же время должны быть сохранены меры государственной поддержки при решении задачи переселения из аварийного жилья. Целесообразно рассмотреть возможность сохранения после 2017 г. финансирования на данные цели из федерального бюджета.