НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль"|06.12.2016
  • Мы в социальных сетях

Итоги деятельности НП «ЖКХ Контроль» в 2015 году 

original
Сеть общественного контроля в сфере ЖКХ создана на основании п.2, пп. ж Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и функционирует в настоящее время в 84 субъектах РФ (региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (РЦОК) не создан в г. Севастополь).

Центры общественного контроля являются  ресурсными площадками для поддержки и развития активности граждан. Систематически проводятся консультации граждан по вопросам ЖКХ, организуются многочисленные мероприятия в сфере жилищного просвещения, ведется просветительская деятельность. В целом за год общественниками проведено более двух тысяч мероприятий: семинаров, совещаний, круглых столов, встреч с жилищным активом, лекториев и пр.

Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг и общественный контроль за организациями жилищно-коммунального комплекса по-прежнему являлись основными задачами региональных центров. Так, в 2015 году в приемные и на «горячие линии» РЦОК от граждан поступило более 33 тысяч обращений.

На основе анализа поступивших обращений ежеквартально составлялся потребительский рейтинг проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства, получивший широкую огласку в СМИ. По итогам 2015 г. данный рейтинг выглядит следующим образом:

 

Позиция в рейтинге Тематика проблем, волнующих граждан 2015 год
1 Начисление платы за ЖКУ 23,9 % (7648)
2 Управление МКД 16,8 % (5372)
3 Качество коммунальных услуг 12,9 % (4134)
4 Капитальный ремонт 12,4 % (3981)
5 Неудовлетворительное состояние МКД 11 %  (3511)
6 Неудовлетворительное придомовое благоустройство 3,6 % (1150)
7 Проблемы с приборами учета 2,6 % (845)
8 Аварийное и ветхое жилье 1,6 % (499)
9 Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами 1,3 % (404)
10 Иные 13,9 % (4435) — 10
  ИТОГО: 31979

 

В 2015 году пристальное внимание общественников было уделено мониторингу реализации региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов.

Производился анализ содержания региональных программ капитального ремонта МКД (и, где это требовалось, инициировались корректировки сроков и содержания программ); осуществлялись контроль за ходом, а также консультирование и обучение  собственников правилам приемки произведенных работ.

Также НП «ЖКХ Контроль» в течение всего 2015 года проводил работу по анкетированию граждан, участвующих в приемке домов после проведенного капитального ремонта. Анкета для представителей собственников предлагала оценить такие вопросы как:

  • Удовлетворенность проведенным капитальным ремонтом;
  • Наличие претензий к проведенному ремонту, сроку, полноте выполнения работ;
  • Наличие подписи в акте выполненных работ по капитальному ремонту представителя собственника.

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что качество проведенного капитального ремонта отличается по регионам незначительно и в  среднем оценено собственниками на 4,01 балла по 5-ти балльной шкале.

НП «ЖКХ Контроль» ведет постоянный мониторинг информационной открытости региональных операторов капитального ремонта. Рейтинг регионов по параметру «информационная открытость» за 2015 год был представлен в январе 2016 года.

Одним из основных направлений деятельности сети центров «ЖКХ Контроль» в 2015 году стал общественный контроль над процессом строительства домов по программам переселения из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 года.

В 2015 году региональные центры осуществляли:

— Фото-фиксацию процесса строительства домов по программам переселения;

— Мониторинг сведений, размещенных на cайте reformagkh.ru;

— Проведение анкетирования граждан, переехавших во вновь построенное жилье;

Также эксперты региональных центров приняли участие в большинстве выездных проверок Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Данные мероприятия проводились силами региональных и муниципальных (там где они созданы) центров общественного контроля. Вся информация о выявленных нарушениях передана в Фонд содействия реформированию ЖКХ.

В течение 2015 года представители РЦОК провели 2165 проверок многоквартирных домов, построенных в 2014-2015 годах по программам переселения граждан и выявили нарушения в более чем 520 сданных домах.

По итогам проверок представители НП «ЖКХ Контроль» продолжили осуществлять контроль за устранением выявленных нарушений. Основное внимание уделялось домам со сроком сдачи во второй половине 2015 года.

Региональные центры также оказывали значительную помощь региональным и местным органам власти, ведя разъяснительную и просветительскую работу среди населения, обеспечивая обратную связь от граждан, нивелируя конфликтные ситуации, выступая своеобразным медиатором между органами власти и населением, хозяйствующими субъектами. Так, РЦОКи участвовали в корректировке региональных программ капитального ремонта МКД, инициируют и участвуют в совместных проверках надзорных органов, проводят такие проверки самостоятельно, снимая нагрузку с контрольно-надзорных органов.

 Руководители региональных центров «ЖКХ Контроль» приняли активное участие в процессе лицензирования управляющих компаний. Представители региональных центров общественного контроля в 78 субъектах РФ вошли в состав региональных лицензионных комиссий. На протяжении 2015 года осуществлялся постоянный мониторинг внедрения лицензирования, итогом которого стали аналитические записки, представленные в Совет Федерации РФ, Главное контрольное управление администрации Президента РФ, органы Прокуратуры.

Традиционным предметом общественного контроля стал мониторинг подготовки к отопительному периоду и качество услуг по теплоснабжению. Осенью 2015 года по инициативе НП «ЖКХ Контроль» на базе центров общественного контроля более чем в 60 регионах России были открыты «горячие линии» по приему обращений граждан с жалобами на перебои в подаче тепла. На основании обращений в телеэфир вышло 12  резонансных сюжетов на центральных каналах.

 

Организация широкого общественного обсуждения проблем ЖКХ, общественная экспертиза федеральных и региональных нормативно-правовых актов также были в фокусе внимания Национального центра ЖКХ Контроль, а также региональных центров.

Так, в 2015 году проведены 4 общественных экспертных обсуждения. Среди них:

  • общественная экспертиза раздела IX Жилищного кодекса РФ «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», в части необходимого правого регулирования участия собственников помещений многоквартирных домов и или их представителей, в т.ч. некоммерческих (общественных) организаций в составе комиссий по приемке работ капитального характера;
  • экспертиза правоприменительной практики распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года N 1689-р (анализировался процесс создания и эффективность работы межотраслевых советов потребителей, развитие механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей);
  • экспертиза Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
  • а также общественная экспертиза раздела X Жилищного кодекса РФ «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами».

 

Центры – эффективная обратная связь для Минстроя РФ, ГК-Фонда содействия реформированию ЖКХ и профильных комитетов Парламента РФ.

Так в 2015г. проведено несколько всероссийских мониторингов: анализ правовых механизмов защиты прав собственников в реализации программ капитального ремонта МКД, мониторинг качества строительства объектов в рамках реализации региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также анализ коррупционных рисков в сфере ЖКХ.

Региональными центрами велся активный контроль за проведением работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, проводилось анкетирование собственников на предмет удовлетворенности проведенным ремонтом.

В 2015 году значительное внимание региональных центров уделялось построению на своей территории сети представителей центра в муниципальных образованиях. Планового показателя с охватом 50% городских округов и муниципальных районов достигли: Еврейская АО, Хабаровский край, Республики Бурятия, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми, Саха (Якутия), Татарстан, Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия – Алания, Хакасия, Чеченская республика, Архангельская, Белгородская, Владимирская, Воронежская, Калининградская, Кемеровская, Курская, Новгородская, Московская, Оренбургская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Томская, Тульская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская области.

При этом на территории Ярославской, Рязанской, Воронежской, Владимирской, Р.Бурятия, Кабардино-Балкарской Республики, Р.Коми, Р.Марий-Эл сетью представителей регионального центра охвачены 100 процентов городских округов и районов.

Создание сети региональных центров общественного контроля – лишь первый шаг в формировании полноценной сети общественного контроля. В 2016 году должна быть решена задача формирования представительств Центров общественного контроля во всех муниципальных районах и городских округах. В конечном итоге сеть общественного контроля должна иметь своего представителя в каждом многоквартирном доме.

Жилищное просвещение

Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ, региональные центры общественного контроля проводят значительную работу по жилищному просвещению,  в том числе через реализацию образовательных проектов, выпуск и распространение справочных пособий, а также через взаимодействие со СМИ.

В течение 2015 года региональными центрами «ЖКХ Контроль» организовано более 2 тысяч образовательных мероприятий: семинаров, лекций, вебинаров, встреч с жилищным активом и т.п. Комплексные образовательные курсы для жилищных активистов реализованы в Архангельской, Калининградской, Кемеровской, Липецкой, Новгородской, Омской, Рязанской, Томской, Тульской, Ярославской областях, Приморском крае, Республиках Башкортостан, Бурятия.


НП ЖКХ Контроль проведены 12 видеосеминаров, доступных для просмотра всех желающих в режиме реального времени. Ведущими семинаров стали эксперты Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса, Института госуправления НИУ-ВШЭ, Фонда «Институт экономики города», руководители Министерства связи и массовых коммуникаций, Минстроя России, Фонда содействия реформированию ЖКХ, Ассоциации энергосервисных компаний, заместитель председателя комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству и другие. Записи всех мероприятий размещены в канале Youtube НП «ЖКХ Контроль» и доступны через официальный сайт организации. Общее количество просмотров данных семинаров превысило 12600.

В течение года увидели свет два справочных пособия: «Справочник собственника жилья в многоквартирном доме» и «Капитальный ремонт в вашем доме». Пособия размножены и распространены тиражом более 10 тыс. экземпляров.

В сентябре 2015г. НП «ЖКХ Контроль» запустил всероссийскую акцию «Диктант ЖКХ». Это on-line тест, где каждый желающий на любом компьютере, подключенном к интернету, может проверить свои знания законодательных основ жилищно-коммунального хозяйства. Это первая подобная образовательная акция в России, призванная привлечь внимание к проблемам в сфере жилищно-коммунального хозяйства. За первые месяцы «Диктант» написали почти 5 тысяч человек со всей России.

В сентябре 2015г. на Общественном телевидении России по инициативе «НП ЖКХ Контроль» стартовала тематическая передача «Все о ЖКХ», суть которой в доступной форме рассказать про способы решенеия типовых проблем, с которыми обычно сталкиваются потребители жилищно-коммунальных услуг. В течение 2015 года передача выходила еженедельно по понедельникам.

По итогам 2015 года, анализируя деятельность региональных центров «ЖКХ Контроль», можно сделать следующий вывод.

Наиболее эффективными региональными центрами стали: 

 Приволжского ФО – в Кировской, Нижегородской, Самарской, Саратовской, Республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртия;

Северо-Западного ФО — в Архангельской, Калининградской областях, Республиках Коми и Карелия

Центрального ФО – в Белгородской, Воронежской, Владимирской, Костромской, Рязанской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской областях;

Южного ФО –  в Астраханской, Волгоградской, Ростовской областях, Республиках Калмыкия, Адыгея;

Крымский ФО – в Республике Крым;

Северо-Кавказского ФО – в Республиках Дагестан, Кабардино-Балкарской республиках;

Сибирского ФО – Новосибирской, Омской, Томской, Кемеровской областях, Республике  Бурятия.

Дальневосточного ФО – в Магаданской и Сахалинской областях, Приморском  крае.

С развитием системы общественного контроля и жилищного просвещения дела обстоят лучше всего, как правило,  там, где общественники работают в тесном контакте с органами власти, и где созданы правовые и организационные механизмы развития системы общественного контроля в сфере ЖКХ.

Среди таких регионов: Республики Башкортостан, Татарстан, Калмыкия, Крым, Архангельская, Владимирская, Воронежская, Калининградская, Тульская, Ярославская области.

Впрочем, не везде общественные организации воспринимаются как партнеры органов власти. Так, в ряде регионов не оказывается поддержка по развитию сети общественного контроля. Среди десяти «худших»: Республики Алтай, Ингушетия, Тыва, Чувашия, Ивановская, Курганская,  Орловская, Чукотский и Ненецкий Автономные округа, город Севастополь.

Публикации схожей тематики: