В минувшую пятницу состоялась встреча исполнительного руководства НП «ЖКХ Контроль» с представителем Контрольного Управления Президента РФ.
Во время встречи исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» отметила тенденцию к снижению количества обращений граждан, связанных с проблематикой капитального ремонта: так, в результате составления ежеквартального рейтинга проблем в сфере ЖКХ, с которыми чаще всего сталкиваются граждане (составляется НП «ЖКХ Контроль» с 2013 года на основании анализа обращений граждан) в 1-м квартале 2015 года проблематика капитального ремонта МКД занимала 2-ю строчку (15,2 % от всех обращений, поступивших в центры общественного контроля в сфере ЖКХ). Во 2-м квартале 2015 года с этой сферой было связано 13 % обращений, в 3 квартале 2015 года – 12,2 %, в 4 квартале 2015 года – 9,5%, в 1-м квартале 2016 года – 9,8 %, во 2-м – 12,34 %.
В 2014 и первой половине 2015 года граждане больше всего обращались с вопросами правомерности взимания взносов на капитальный ремонт, выбора способа формирования фонда капитального ремонта, формирования региональных программ капитального ремонта. Со второй половины 2015 года вопросы сменились жалобами, затрагивающими следующие проблемы: неудовлетворительное качество проводимого капитального ремонта, отсутствие реального контроля за проведением капитального ремонта; проблемы с начислением, сбором, учетом оплаты взносов на капитальный ремонт, формированием и доставкой платежных документов, (в т.ч. «двойные платежки»); проблемы с доступностью, обоснованностью, полнотой региональных адресных программ; отсутствие краткосрочных планов капитального ремонта; нарушение сроков реализации региональных программ; проблемы использования и сохранности фонда капитального ремонта, обоснованности стоимости проводимых работы, выбора и изменения способа формирования фонда капитального ремонта.
Вместе с тем, Разворотнева отметила, что анализ обращений граждан, поступающих в НП «ЖКХ Контроль», региональные центры общественного контроля в сфере ЖКХ, позволяет сделать вывод о существовании следующих системных проблем в сфере капитального ремонта многоквартирных домов (далее – МКД):
- Отсутствуют достоверные сведения о техническом состоянии МКД. В связи с этим возникают проблемы планирования региональных программ. Региональные власти вовремя не проводят работу по актуализации утвержденных ранее региональных программ, не принимаются краткосрочные программы, что приводит к тому, что собственники не успевают проводить общие собрания.
- Установленный размер взносов в большинстве субъектов РФ не позволяет аккумулировать необходимые срдества для проведения полноценного капитального ремонта. При этом софинансирование из местных и региональных бюджетов, как правило, отсутствует.
- На законодательном уровне отсутствует четкое определение понятий «текущий» и «капитальный» ремонт, что позволяет зачастую проводить работы по текущему ремонту под видом капитального.
- Капитальный ремонт не приводит, как правило, к качественному улучшению элементов МКД. Причин несколько. Возможности осуществления модернизации ограничены отсутствием средств (исключение – программа по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, утвержденная постановлением Правительства РФ от 26.12.2015 № 1451 «О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры»). По существу капитальный ремонт является восстановлению существующих конструктивных элеменов дома. Отсутствует комплексный подход к ремонту систем коммунальной инфраструктуры (например: ремонт водоотведения без ремонта выпусков). Также отсутствует юридически четкое разделение между модернизацией и капитальным ремонтом, что порождает вопросы со стороны надзорных органов при проведении ремонта, сопровождающегося улучшением качества конструктивных элементов. Неплатежи юридических лиц и органов власти – собственников помещений в МКД.
- Проблема взыскания задолженности взносов на капитальный ремонт осложняется тем, что долги по капитальному ремонту не попали в приказное производство: изменения процессуального законодательства в начале 2016 года в части введения механизма упрощенного взимания долгов за жилищно-коммунальные услуги не затронули взносы на капитальный ремонт.
- Отсутствие автоматического механизма начисления льгот по уплате взносов на капитальный ремонт лицам старше 70 лет в подавляющем большинстве регионов сильно усложняет для граждан порядок возврата этих средств.
- Существуют проблемы ремонта домов, являющихся объектами культурного наследия.
- Несинхронизированы работы по текущему и капитальному ремонту. Занижена роль управляющих организаций (составление дефектных ведомостей, проектов и т.п.)
- Существует проблема эффективного использования собираемых средств на капитальный ремонт. Например, при формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является ТСЖ, невозможно оплатить покупку строительных материалов и работу подрядной организации отдельно. По закону необходимо направлять все деньги подрядчику, который, в свою очередь, заказывает строительные материалы, что приводит к увеличению затрат на проведение капитального ремонта в сравнении с ситуацией, когда возможно было бы оплачивать работы по капитальному ремонту и стоимость строительных материалов отдельно.
Наибольшую обеспокоенность в сфере проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов у Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ вызывают следующие регионы: Московская область, Амурская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Новосибирская область.
Стороны договорились о дальнейшем сотрудничестве по выявлению не решенных вопросов в жилищно-коммунальной отрасли, касающихся потребителей услуг.