Сформирован Некоммерческим партнерством «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» на основании обращений граждан в общественные приемные центров общественного контроля в 84 субъектах Российской Федерации (7565 обращений)
Что больше всего беспокоит граждан России в жилищно-коммунальной сфере по итогам III квартала 2016 года?
(ТОП-10 тем обращений по версии НП «ЖКХ Контроль»)
Позиция в рейтинге | Тематика проблем, волнующих граждан | Количество обращений | % от количества обращений | % во 2 квартале |
1 | Начисление платы за ЖКУ | 1531 | 20,24 | 22,14 |
2 | Управление МКД | 1336 | 17,66 | 18,42 |
3 | Неудовлетворительное состояние МКД | 1186 | 15,68 | 12,11 (4 место) |
4 | Капитальный ремонт | 843 | 11,14 | 12,34 (3 место) |
5 | Качество коммунальных услуг | 699 | 9,24 | 7,53 |
6 | Неудовлетворительное придомовое благоустройство | 433 | 5,72 | 4,50 |
7 | Проблемы с приборами учета | 167 | 2,21 | 2,84 |
8 | Жалобы на бездействие уполномоченных органов власти | 75 | 1 | 1,47 |
9 | Аварийное и ветхое жилье | 65 | 0,85 | 1,20 |
10 | Иные | 1230 | 16,26 | 17,45 |
ИТОГО: | 7565 |
- Начисление платы за ЖКУ включает следующие проблемы:
- проблемы с начислением платы за жилищно-коммунальные услуги;
- перерасчеты;
- формирование платежных документов;
- дополнительные платежи;
- в том числе проблемы с начислением платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды – 359 обращений (4,75 % от всего объема).
- Управление МКД включает следующие проблемы:
- управление многоквартирными домами (проблема двойных платежных документов);
- законность действий ТСЖ, ЖСК, управляющих организаций (в том числе вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности);
- лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами;
- в том числе раскрытие информации управляющими организациями (в т.ч. через ГИС ЖКХ – 49 обращений (0,65 % от всего объема);
- в том числе проведение общих собраний собственников – 240 обращений (3,2 % от всего объема):
– проблемы при проведении;
– проблемы исполнения принятых решений
– и другие.
- Неудовлетворительное состояние МКД включает следующие проблемы:
- ненадлежащее оказание услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов.
- Капитальный ремонт включает следующие проблемы:
- сроки проведения капитального ремонта;
- размер взноса на проведение капитального ремонта;
- отсутствие информации о региональных программах проведения капитального ремонта.
- Неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг
- Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории
- Проблемы, связанные с индивидуальными и общедомовыми приборами учета, включают вопросы:
- приобретения;
- установки;
- эксплуатации.
- Жалобы на действия и бездействия уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, влияющих на соблюдение прав и законных интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- Аварийное и ветхое жилье включает следующие проблемы:
- с признанием многоквартирных домов аварийными;
- со сроками переселения;
- с качеством вновь возводимых многоквартирных домов.
- Иные темы включают следующие проблемы:
- в том числе общее имущество: состав, использование, возврат из чужого незаконного владения – 158 обращений (2,09 % от всего объема);
- социальный найм;
- коррупционная составляющая;
- другие.
Комментарий исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Светланы Разворотневой:
– Главной тенденцией 3 квартала следует считать некоторое снижение доли вопросов, касающихся капитального ремонта. Этот вопрос в рейтинге переместился с 3 на 4 место. Данная тенденция может быть связана как с повышением качества реализации программ капитального ремонта, так и с окончанием избирательной компании.
Наиболее интересные тенденции прослеживаются внутри отдельных разделов. Так, все чаще фиксируются обращения, связанные с использованием и возвратом из чужого незаконного владения общего имущества многоквартирных домов. В соответствии с Жилищным кодексом РФ это имущество – чердаки, подвалы, колясочные, крыши и придомовые участки – является общедолевой собственностью граждан, владеющих в доме жилыми и нежилыми помещениями. Однако на деле зачастую это имущество отчуждено от дома, передано в собственность и владение юридическим и физическим лицам, не имеющим к дому никакого отношения. При этом все большее количество граждан понимает, что реальное владение общедомовым имуществом – это не только возможность обеспечить комфортную жизнь в доме или возможность заработка для собственников, но и зачастую вопрос безопасности.
НП “ЖКХ Контроль” осуществляет формирование и координацию в субъектах РФ сети общественных организаций в сфере ЖКХ. В настоящее время в 84 субъектах РФ созданы Центры общественного контроля, объединяющие НКО, работающие в сфере жилищного просвещения и защиты прав граждан.