Правительство Москвы опубликовало постановление о принятии новых тарифов на коммунальные услуги, вступающих в силу со второй половины 2017 года. Москвичи с опасением ждали новых цифр — не будет ли повышение платы за коммунальные услуги весьма чувствительным для их кошельков? Сколько придется платить за воду, электричество, газ и тепло в ближайшем будущем?
Сухие цифры
13 декабря 2016 года постановлением правительства Москвы были приняты новые тарифы на коммунальные услуги, которые начнут действовать с 1 июля 2017 года. В среднем индексация коммунальных услуг составит 6,7 процента, что ниже среднегодовой инфляции за 2016 год (7,9 процента) и ниже предельного индекса роста коммунальных тарифов, установленного федеральным правительством для Москвы на 2017 год (7 процентов).
Что значат эти 6,7 процента в рублях для обычного москвича? Около 155 рублей в месяц на человека, то есть, по сути, меньше, чем стоит чашка кофе. Индексация для москвичей в 2017 году будет ниже, чем в 2016-м — прошедшим летом тарифы на коммунальные услуги в столице повышали на 7,5 процента.
По отдельным видам ресурсов рост тарифов выглядит следующим образом: на водоснабжение и водоотведение — 7,2 процента, на газ — 3,9 процента, на электроэнергию — до 7,2 процента, на горячую воду — 10,6 процента и на теплоснабжение — 4,7 процента. При этом доля расходов на оплату ЖКУ москвичей не превысит 3 процентов от их семейного бюджета.
Тарифы не могут совсем не расти в силу объективных экономических причин. И в первую очередь, из-за инфляции: повышается стоимость топлива, рабочей силы и других составляющих итоговой цены (тарифа) потребляемого жителями ресурса. Кроме того, коммунальная структура города постоянно требует новых инвестиций: поддержание необходимого уровня надежности коммунальной инфраструктуры, модернизация существующих объектов, содержание, ремонт и перекладка труб, поддержание электросетей, эксплуатация насосов, которые перегоняют огромные массы воды от источника ресурса к потребителю и так далее. Замораживание тарифов на нулевом уровне может лишить коммунальную отрасль средств на модернизацию, в то время как основная цель тарифной политики Москвы — обеспечение качества и надежности коммунальной инфраструктуры при сдерживании аппетитов естественных монополий.
Сегодня столичные власти вкладывают из бюджете города в поддержание жилищно-коммунального хозяйства в общей сложности около 100 миллиардов рублей, обеспечивая бесперебойную поставку качественных коммунальных услуг. В результате в «старой» Москве за последние четыре года не произошло ни одной значимой аварии, а износ инженерной инфраструктуры составляет около 40 процентов против 70 процентов в среднем по России. При этом износ инженерных сетей в Москве сократился на 2,5 процента за последние четыре года.
На этом фоне число москвичей, довольных качеством услуг ЖКХ, как сообщают в московском правительстве, постоянно растет.
Льготы и субсидии на 55 миллиардов рублей
Следует иметь в виду, что наряду с повышением тарифов на коммунальные услуги городские власти сохраняют и даже расширяют программу социальной поддержки москвичей — гражданам предоставляются весьма существенные льготы и субсидии.
3,3 миллиона москвичей в 2017 году получат льготы на сумму 34 миллиона рублей (столько же, сколько выделят на строительство и реконструкцию подмосковных школ на 2017-2019 годы).
Это означает, что практически каждый третий москвич сможет воспользоваться этой льготой. Всего на 2017 год в столице предусмотрено 52 льготные категории москвичей. Среди них основные: ветераны труда и члены их семей —1,7 миллиона человек, инвалиды и семьи с детьми-инвалидами — миллион человек, многодетные семьи — 96 тысяч человек, инвалиды и участники Великой Отечественной войны и их семьи — 30 тысяч человек.
Кроме льгот адресная поддержка москвичей предусматривает и выплату субсидий. Более 700 тысяч московских семей получат в 2017 году субсидий на общую сумму 19,7 миллиарда рублей (на 6 процентов больше чем в 2016 году). Это те семьи, чьи расходы на ЖКУ превышают 10 процентов совокупного семейного бюджета — самый низкий порог в стране (в среднем по стране этот показатель 22 процента). Всего же в Москве в 2017 году льготами и субсидиями смогут воспользоваться около четырех миллионов человек. На эти цели из городского бюджета планируется выделить около 55 миллиардов рублей.
Кстати, подготовиться к «неожиданности» в виде роста тарифов можно будет заранее. Не так давно столичный департамент экономики опубликовал на сайте калькулятор для расчета платежей за ЖКУ, который позволяет оценить свои расходы на коммуналку, а также проверить правомерность применяемых цен и тарифов.
Кроме того, после открытия многофункциональных центров государственных услуг стало значительно проще контролировать счета за ЖКУ. Каждый житель Москвы может обратиться в МФЦ своего района и быстро, в течение 10–15 минут, прояснить обоснованность выставленных счетов, уточнить сроки и историю платежей, а также узнать положенные ему льготы. Все большую популярность для оплаты услуг ЖКХ приобретает московский портал госуслуг, где «Оплата ЖКУ» стала хитом в 2016 году. Эти меры значительно упрощают процедуры и экономят время.
Но это не единственный способ снизить расходы на коммуналку. Ранее банк «Тинькофф» в своем журнале разместил статью, посвященную экономии на услугах ЖКХ. Эксперты банка посчитали, что рачительные граждане могут сэкономить в год до 32 060 рублей, если установят счетчики на воду (экономия до 50 процентов), многотарифный счетчик на свет (минус 25 процентов), энергосберегающие лампы накаливания (минус 75 процентов), датчики движения (минус 30 процентов), современные рычажные краны в ванной и на кухне (минус 25 процентов расхода воды). Таким образом, современные технологии позволяют экономить не только энергию или воду, но и время и деньги. А в Москве для этого есть все условия.
С поправкой на доходы
Если обратиться к теории тарифообразования, то, по мнению экспертов, возможны разные подходы при расчете коммунальных тарифов. Например, Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) уже предложил привязать региональные тарифы на жилищно-коммунальные услуги к уровню и росту доходов населения. Минстрой скептически оценил эту идею, напомнив, что индексы по коммунальным услугам утверждаются с учетом среднего роста платы по стране не более четырех процентов.
Если все же воспользоваться методологией ИПЕМ, то лидером по росту тарифов окажется Петербург. Так, по данным Росстата, в сентябре 2016 года средняя зарплата жителей Москвы составила 66920 рублей, в то время как на Камчатке — 58716 рублей, в Якутии — 54143 рубля, а в Петербурге — лишь 47191 рубль. Таким образом, в пересчете на доход жителей петербуржцы заплатят за ЖКУ большую долю от своих доходов по сравнению с москвичами.
На Камчатке, в Ингушетии и Омской области зарплата растет медленнее платежей по ЖКУ: минус 3,9 процента против 6 процентов, минус 3,7 процента против 3,6 процента и 3,1 процента против 4,5 процента соответственно. Таким образом, нагрузка по ЖКХ на жителей этих регионов оказывается значительно выше, чем для жителей Москвы, где наблюдается динамичный рост заработной платы.
Летом 2015 года Ассоциация компаний, обслуживающих недвижимость, (АКОН) представила исследование, согласно которому москвичи и петербуржцы тратят на ЖКУ в среднем 3 процента от ежемесячного дохода, в то время как жители Нижнего Новгорода — 8 процентов, а Екатеринбурга, Перми, Самары, Казани, Новосибирска, Ростова-на-Дону — 5-6 процентов.
На фоне других мировых столиц Москва также выгодно смотрится. Так, кубометр воды в Москве стоит около 40 евроцентов, а в Париже может достигать 4 евро, в Брюсселе — 2,7 евро, в Барселоне — 1 евро + 5 евро абонентской платы в месяц, в Берлине — чуть больше 2 евро, свидетельствуют данные портала о недвижимости «ГдеТотДом».
Проанализировав средние показатели по зарубежным странам, «Лента.ру» пришла к выводу, что немцы тратят на ЖКУ в среднем 13–14 процентов от зарплаты, норвежцы — 11 процентов, а британцы — 22 процентов. А москвичи — 3 процента!