Сегодня исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» направила предложения  в готовящийся доклад Госсовета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития РФ «О мерах по исполнению указов Президента» по вопросу «О ликвидации аварийного жилищного фонда».

Предлагается:

В докладе добавить вводную часть, в которой перечислить цели, задачи и инструменты реализации жилищной политики в РФ, реализуемые в соответствии с 600 Указом Президента. Обоснование: переселение из аварийного жилья – одно из социальных обязательств РФ. Обсуждая механизмы его реализации после 2017 года, необходимо увязать его (как с точки зрения целей, так и с точки зрения инструментов) с реализацией других проектов, реализуемых за бюджетные средства субъектами РФ и ОМСУ, в первую очередь – предоставление квартир для детей-сирот, переселение из зоны БАМа.

 

  1. Выполнение социальных задач государства после 31 декабря 2017 года, в том числе – по переселению из аварийного жилья и переселения из зоны БАМа – требует разработки механизмов, позволяющих более эффективно использовать бюджетные средства и осуществлять более адресную защиту нуждающихся.

К числу таких механизмов следует отнести:

  • предоставление квартир в новых домах только для владельцев единственного жилья.
  • Безвозмездное предоставление новой квартиры равной площади («метр в метр») только на условиях социального найма, без права приватизации. При этом плата за наем в данных квартирах может быть дифференцирована в зависимости от уровня доходов домохозяйства.  Подтверждать доходы будет необходимо с определенной периодичностью (например, 1 раз  3 года). Данные меры могут стимулировать граждан со сравнительно высокими доходами к приобретению альтернативного жилья. При этом «социальное жилье» может повторно использоваться для адресной помощи наиболее нуждающимся.
  • Для граждан, не являющихся малообеспеченными и желающих приобрести квартиры в собственность, может быть использована схема, применяемой в настоящее время в республике Татарстан: собственники приобретают квартиру в новом доме по ипотеке. При этом из стоимости квартиры вычитается выкупная стоимость сносимого жилья. Для погашения оставшейся суммы гражданам может быть предоставлен ипотечный кредит на льготных условиях (не более 5 % годовых!).

 

  1. Выполнение социальных задач государства после 31 декабря 2017 года, в том числе – по переселению из аварийного жилья и переселения из зоны БАМа – требует дифференцированных подходов к разным типам территорий.
  • В ВВ в Решение задач переселения в субъектах следует увязать со стратегиями развития субъектов РФ. Бессмысленно строить новые дома в умирающих муниципальных образованиях (если только они не важны с геополитической точки зрения). В связи с этим на федеральном уровне должны быть приняты поправки в действующее законодательство, отменяющие обязательное переселение граждан в пределах одного муниципального образования. На региональном уровне должны быть разработаны и, после широкого общественного обсуждения, приняты программы развития территории и увязанные с ними планы жилищного строительства, в том числе – за счет бюджета.
  • В крупных городах с развитым жилищным строительством переселение необходимо осуществлять преимущественно за счет инвесторов, в том числе по программам развития застроенных территорий. Для полномасштабного использования этого инструмента необходимо внесение ряда изменений в Жилищный и Градостроительный кодексы РФ, позволяющие, с одной стороны, осуществлять поквартальную застройку, с другой – защитить права граждан, чьи дома оказались «в черте переселения».
  • В В ма Для малых городов (с населением до 250 тыс.  человек) требуется особая схема переселения граждан из аварийного жилья. Ее конфигурация обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, коммерческое жилищное строительство в них чаще всего не ведется и, следовательно, данные территории не представляют интереса для инвесторов. Во-вторых, в местных и региональных бюджетах чаще всего отсутствуют средства для строительства домов (выкупа квартир) для переселения нуждающихся. В-третьих,  эффективное решение задач по  обеспечению жильем нуждающихся требует комплексного подхода к развитию территорий –  не только строительства жилья, но и обеспечения его коммунальной и социальной инфраструктурой. Таким образом, решение задач переселения в малых городах требует финансовой поддержки из федерального бюджета. Однако для эффективного использования данных средств требуются не только деньги, но и полноценный институт развития на федеральном уровне, позволяющий осуществлять методическую поддержку органов местного самоуправления, не обладающий, как правило, необходимыми компетенциями. Создание института развития малых городов позволит оптимизировать использование бюджетных средств, в том числе за счет разработки типовых проектов и решений, привлечения инвесторов для решения отдельных задач и т.п. В роли подобного института развития, безусловно, после 2017 года может выступить ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ», наработавших огромный опыт по решению подобных задач.
  • РешенНеобходимо также принять ряд НПА, позволяющих органам местного самоуправления более активно использовать «брошенное» жилье для решения задач по переселению граждан и улучшению их жилищных условий. Сегодня во всех муниципалитетах, особенно в малых городах, существует значительное количество пустующих квартир, владельцы которых уехали на заработки или переселились в крупные города. При этом собственники зачастую не платят коммунальные платежи, что негативно сказывается на качестве жизни тех соседей, проживающих в доме. Предлагается следующее решение данной проблемы. В случае неуплаты коммунальных платежей в течение 6 месяцев по решению суда жилье переходит во временное пользование муниципалитета на срок не менее 5 лет. Муниципалитет гасит долги, накопленные собственником, и получает право использовать данное жилье в качестве маневренного фонда для улучшения жилищных условий нуждающихся и переселения граждан из аварийного жилья, а также в качестве служебного жилья. В случае если по истечении 5 лет собственник оплачивает прежние долги, ограничение для использования им данных помещений снимается. Если не оплачивает – жилье по решению суда передаются в собственность муниципалитета.

 

  1. Обсуждение исполнения Указа Президента РФ № 600 от 07.05.12 требует также обсуждения дальнейшего существования сети общественного контроля в сфере ЖКХ, созданной на основании п.2, пп. «ж» данного Указа. Обязанности по развитию данной сети возлагались на федеральные и региональные органы власти. К настоящему моменту региональные центры общественного контроля, созданные на базе профильных некоммерческих организаций, эффективно работают во всех субъектах РФ. С 2015 года началось формирование сети представителей центра в муниципальных образованиях. В 1020 муниципальных образованиях России на начало 2017 года работает 1291 представитель регионального центра. Общественники на постоянной основе контролируют реализацию программ переселения из аварийного жилья и региональных программ капитального ремонта, ежедневно консультируют потребителей жилищно-коммунальных услуг, ведут большую просветительскую работу через очные и заочные семинары, а также через средства массовой информации. С 2013 года по настоящий момент ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» осуществляет методическую, организационную и финансовую поддержку в работе сети общественного контроля. В связи с окончанием работы Фонда исчезнет системный источник поддержки данной работы. Учитывая, что поддержка работы сети общественного контроля осуществляется далеко не всеми региональными органами власти, а также тот факт, что защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг и жилищное просвещение не вошли в перечень приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг, утвержденных Указом Президента № 308 от 8 августа 2016 года, при отсутствии поддержки со стороны Фонда сеть общественного контроля в сфере ЖКХ может быть полностью разрушена. Прошу в рамках проведения госсовета рассмотреть механизмы поддержки работы сети с 1 января 2017 года.

Напоминаем: 9 марта прошло первое заседание подгруппы рабочей группы по подготовке к совместному заседанию Госсовета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижений целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации «О мерах по исполнению указов Президента РФ о социально-экономическом развитии Россиии» по вопросу «О ликвидации аварийного жилья». Разворотнева вошла в состав рабочей группы.

Рабочую группу возглавил Глава Чувашской Республики Михаил Игнатьев. Он и замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис также готовят материалы по данному вопросу. На первой встрече Михаил Игнатьев заявил, что, по его мнению, работу Фонда ЖКХ необходимо продлить как минимум до 1 января 2019 года и, что Фонд содействия реформированию ЖКХ является самым успешным институтом развития на сегодняшний день.

 

 

Share
0 Comments

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2019 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль". Сайт разработан AdLife Studio

Log in with your credentials

Forgot your details?