Размер общей задолженности по услугам ЖКХ в России достиг 1,34 триллиона рублей. Об этом “Российской газете” сообщил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаил Мень.
Комментарий Разворотневой С.В., первого заместителя председателя комиссии ОПРФ по ЖКХ, строительству и дорогам.
– Рост задолженности за ЖКХ является прямым следствием крайне противоречивого и запутанного законодательства в этой сфере. Действительно, существует много примеров, когда управляющие компании задолжали ресурсникам и долги выплачивать не торопятся. А в некоторых случаях и вовсе банкротятся, чтобы деньги не отдавать. При этом ни ужесточение штрафных санкций за долги по коммунальным ресурсам, ни введение лицензирования ситуацию не исправили. При этом зачастую управляющие организации сами являются «жертвами» ситуации. Собирая плату за коммунальные ресурсы, они вынуждены компенсировать ресурсникам «выпадающие доходы», т.е. долги физических лиц. При этом единственный источник этой компенсации – средства, собранные за содержание и текущий ремонт. То есть действующее законодательство толкает управляющие организации на финансовые махинации и нарушения действующих законов и договора управления. Большинство экспертов уверены, что решением этой проблемы могло бы стать принятие закона «о прямых договорах», позволяющее потребителям ЖКХ услуг заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, однако после двух половиной лет обсуждения законопроект, похоже, окончательно забуксовал в недрах Правительства.
Еще одной застарелой проблемой является ответственность граждан-неплательщиков. Даже если суд признал существующую задолженность, не факт, что ее удастся взыскать. Службы судебных приставов такие решения, как правило, отрабатывают вяло – долги копеечные, возни много. Меры воздействия у коммунальщиков минимальные. Можно отключить свет. Теоретически можно «заткнуть» канализацию. (Хотя зачастую стоимость такой процедуры сравнима с размером долга). Прочие ресурсы у нас являются неотключаемыми. Серьезным стимулом в борьбе с неплательщиками могло бы стать продажа квартиры за долги. Однако против такой меры решительно возражают различные «защитники народа». А расплачиваются за популистские решение добросовестные плательщики, поскольку в конечном итоге накопившиеся долги распределяются между ними, увеличивая и без того тяжелое бремя коммунальных платежей. При этом бедные люди, как правило, самые добросовестные плательщики – ведь при наличии долга невозможно получить субсидию на оплату ЖКУ. При этом согласно данным социологических опросов самые распространенные типы неплательщиков – это либо асоциальные элементы, либо владельцы инвестиционного жилья, граждане, имеющие экономическое или юридическое образование, с положением в обществе, хорошо понимающие, что долги их при нынешнем законодательстве никто платить не заставит. Интересы именно таких людей и отстаивают «защитники народа», протестуя против мер по усилению ответственности за неплатежи.
Безусловно, ужесточение ответственности позволит отчасти решить проблему неплатежей – это подтверждает опыт других стран. Однако рост неплательщиков говорит о том, что у неплатежей есть еще и другая – экономическая причина. Постоянный рост платежей за ЖКУ тяжело давит и на семьи со средним достатком. Большинство обращений в общественные приемные сети общественного контроля в ЖКХ говорит о том, что треть обращений посвящена вопросам начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. И вопросы здесь не только в росте платежей, но и в абсолютно непрозрачной системе начислений. При этом меры, предпринимаемые сегодня Правительством для повышения прозрачности данной сферы и снижения платежей явно недостаточны. Безусловно, самым эффективным инструментом для снижения платежей является модернизация жилищной и коммунальной инфраструктуры, внедрение тотального учета и контроля – инструментального, с помощью современных приборов учета – а не через принятие ограничивающих решений различными чиновниками. Сегодня россияне во много платят не за коммунальные ресурсы, а за воровство и потери. При этом опыт отдельных регионов свидетельствует о том, что проведение мероприятий, направленных на модернизацию и повышение энергоэффективности многоквартирных домов, коммунальной инфраструктуры способны существенно сократить платежи. На мой взгляд, решение этой проблемы невозможно без серьезной поддержки и инвестиций со стороны бюджетов различных уровней. Но игра стоит свеч! Один раз вложившись в подобный масштабный проект, страна, безусловно, получит мультипликативный эффект – и в плане повышения качества услуг, и через снижения платежей и через серьезные стимулы для отечественной экономики.
Решить проблему неплатежей невозможно без максимально честной позиции со стороны власти. Не только ограничивать и требовать, но и помогать и развивать. И еще самой демонстрировать образцы платежной дисциплины. Сегодня же серьезные должники в сфере ЖКХ – это, зачастую, органы власти различных уровней. Причины неплатежей со стороны органов местного самоуправления и местных бюджетных учреждений еще понять можно – состояние большинства местных бюджетов можно охарактеризовать как критическое. Но вот когда в числе крупнейших должников у нас появляется Министерство обороны – этому вообще нет никаких объяснений.
Честность, системный подход и масштабная модернизация – вот три кита, на которых может быть построена эффективная борьба с неплатежами в ЖКХ. Дождемся ли мы от Правительства серьезного продвижения по этим направлениям – покажет время.