19-20 сентября в Ялте (республика Крым) прошло VI Всероссийское совещание по развитию общественного контроля и жилищного просвещения, организованное НП ЖКХ Контроль» совместно с Комиссией ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам при поддержке ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Участниками совещания стали некоммерческие организации, входящие в сеть общественного контроля в сфере ЖКХ, представляющие 48 субъектов РФ. Напомним, что сеть общественного контроля в сфере ЖКХ  была создана в соответствии с п.2, пп. ж Указа Президента РФ № 600 от 7.05.2012. Координацию сети осуществляет НП «ЖКХ Контроль», возглавляемо Светланой Разворотневой.

Совещания общественников стали традиционными — ежегодно некоммерческие организации, работающие в сфере ЖКХ собираются, чтобы обсудить итоги работы, услышать о последних новациях в законодательном регулировании отрасли, наметить планы на будущее.

Перед участниками совещания выступили Председатель Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Г.П.Хованская, заместитель Председателя Комитета П.Р.Качкаев, заместитель Генерального директора Фонда содействия реформированию ЖЗКХ О.С.Рурин, Советник Министра Строительства и ЖКХ РФ, ответственный секретарь общественного Совета Минстроя С.П.Кузьменко, Министр ЖКХ Республики Крым М.В.Горбатюк, представители научного сообщества и профессиональных объединений в сфере ЖКХ.

Промежуточные итоги работы сети за 2017 год озвучила исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль», член Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева. Она отметила, что в нынешнем году произошли изменения в сфере нормативного регулирования общественного жилищного контроля. Постановление Правительства № 1491 «О порядке осуществления общественного жилищного контроля» от 26 декабря 2016. – ввело правила осуществления жилищного контроля, упорядочило процедуры его проведения.

Также она сообщила, что организационная структура сети общественного контроля продолжает развиваться. Центры общественного контроля созданы сегодня во всех субъектах РФ. Формируется сеть муниципальных контролеров. Они сегодня работают в 1349  муниципальных образованиях. Около 3000 жилищных активистов присоединилось к работе сети общественного контроля в текущем году благодаря проекту «Создание сети жилищных консультантов в малых городах», реализованного на средства Президентского гранта.

Общественные мониторинги являются традиционным направлением работы сети общественного контроля. В 2017 году их было проведено восемь.

1)Традиционным стал мониторинг информационной открытости региональных операторов капитального ремонта (февраль).

2) Мониторинг изменения платы за общедомовые начисления после вступления в силу ППРФ 1498 (февраль-март)

3) В первом-втором квартале 2017 года проводилось выявление незаконных свалок твердых бытовых отходов.

4) В июле — формирование нормативов на общедомовые начисления в субъектах.

5) Июль — Мониторинг по подделке протоколов общего собрания.

6) Июль-август — мониторинг наличия льгот по оплате расходов на капремонт для собственников помещений в новостройках.

7)Август – традиционно – рост платежей после очередного повышения тарифов. В том числе – повышение платежей в связи с решениями органов местного самоуправления.

8) Сентябрь-октябрь — мониторинг готовности регионов к осенне-зимнему периоду.

Результаты проведенных мониторингов направлялись в Минстрой России, Госдуму, Совет Федерации, прокуратуру, другие министерства и ведомства, контрольно-надзорные органы.

Важнейшее направление работы сети — консультирование граждан и защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. С начала 2017 года в приемные НП «ЖКХ Контроль» и региональных РЦОК поступило 17 502 обращения.

Самыми распространенными темами для обращений стали:

  1. Начисление платы за ЖКУ (31,86 %)
  2. Управление МКД, не надлежащее состояние МКД (27,5 %)
  • Капитальный ремонт (7,77 %)
  1. Неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг (7,75 %)
  2. Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории (5,4 %),

Одно из главных направлений работы региональных центров  — проведение семинаров и иных мероприятий по жилищному просвещению – их только в текущем году было проведено Региональными центрами «ЖКХ Контроль» около 1000. Кроме того, НП «ЖКХ Контроль» провел 25 он-лайн семинаров для жилищных активистов.

Важнейшим инструментом общественного контроля и жилищного просвещения стали СМИ. С начала 2017 года общественники инициировали выход более 3000 публикаций в федеральных, региональных и местных СМИ, сети интернет, посвященных вопросам ЖКХ.

Общественный контроль за переселением из аварийного жилья продолжает оставаться важнейшим направлением работы сети.  На основании Поручения Д.Н.Козака от 28.11.2014 № 227 года в регионах и муниципалитетах создаются комиссии для приемки домов, построенных по программам переселения из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 года.

Только в 2017 году представители сети осуществили выезд более чем на 500 объектов строительства. Подготовлены заключения по 300 домам. Информация обо всех выявленных серьезных нарушениях передана в ГК – Фонд содействия реформированию ЖКХ. В первой половине 2017 года такие нарушения выявлены в 67 домах. Все эти дома включены в реестр обращений по качеству ГК – Фондом содействия реформированию ЖКХ.

Также в текущем году осуществлялся общественный контроль за реализацией региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов (МКД). Общественниками велась работа, направленная на разъяснение собственникам возможностей проведения энергоэффективного капитального ремонта и способов получения господдержки на эти цели.

Судя по обращениям, серьезную озабоченность граждан вызывает сфера управления многоквартирными домами. Деятельность общественников была направлена на устранение противоречий между управляющими организациями и собственниками жилья. Традиционными формами такой работы является консультирование собственников, помощь в создании советов МКД, внедрение договоров управления, максимально конкретизирующих права и обязанности как собственников, так и УК. Традиционной формой работы в ряде регионов стало формирование общественных рейтингов УК. Серьезное развитие в 2017 году получила работа по выявлению и возврату незаконно изъятого из дома общедомового имущества (чердаков, подвалов, колясочных, лифтерских и пр. помещений). Для осуществления этого проекта НП «ЖКХ Контроль» создал специализированную рабочую группу под руководством Председателя Костромской Ассоциации ТСЖ А.П.Пинчукова, оказывающую консультационную поддержку не только собственникам, но и региональным и местным властям.

В целом, как отметила Светлана Разворотнева, сеть общественного контроля может гордиться результатами своей работы. Однако эффективность работы некоммерческих организаций, входящих в сеть общественного жилищного контроля, снижается вследствие отсутствия системной финансовой поддержки. Работа по организации жилищного просвещения, консультированию и правовой поддержке потребителей жилищно-коммунальных услуг не входит в перечень приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно-полезных услуг, утвержденных Указом Президента РФ № 398 от 8 августа 2016. В связи с этим НКО, работающим в сфере ЖКХ, затруднен доступ к региональным и федеральным грантам. Зачастую даже тематика выделяемых грантов не соответствует той деятельности, которую ведут организации, входящие в сеть общественного жилищного контроля. Также этим организациям, фактически, закрыт доступ к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление услуг в социальной сфере.

В своем Послании к Федеральному собранию 2015 года Президент РФ В.В.Путин отметил: «считаю правильным поэтапно направлять некоммерческим организациям до 10% средств региональных и муниципальных программ, чтобы НКО могли участвовать в оказании социальных услуг, которые финансируются за счет бюджетов».

При этом у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия в сфере здравоохранения и социальной защиты, что существенно сужает круг некоммерческих организаций, способных оказывать социальные услуги на местном уровне. Напротив, вопросы ЖКХ занимают существенное место в перечне предметов ведения органов местного самоуправления. Некоммерческие организации, работающие в сфере ЖКХ, могли бы эффективно взаимодействовать с местными органами власти по данным вопросам, однако пока законодательство такой возможности не предоставляет.

По итогам обсуждения общественники сформулировали ряд предложений к федеральным и региональным органам власти.

Обращаясь к Президенту РФ В.В.Путину и Председателю Правительства Д.А.Медведеву, общественники потребовали сохранить государственную поддержку программы переселения из аварийного жилья, а также поддержать идею специализированного института развития отрасли в лице Фонда содействия реформированию ЖКХ. Основными направлениями его деятельности должны стать реализация проектов по переселению граждан из аварийного жилья на условиях непрерывности процесса, постепенного снижения доли бюджетных средств и увеличения притока инвестиций; реализация проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры; поддержка проектов, способствующих повышению уровня энергосбережения и энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве, развитие энергосервисных контрактов и мероприятий по энергоэффективному капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Его создание позволит обеспечить масштабную модернизацию коммунальной инфраструктуры, повысить эффективность использования бюджетных средств, увеличить приток инвестиций в отрасль и, в конечном итоге – повысить качество жизни граждан.

Также участники сети общественного жилищного контроля считают необходимым расширить перечень приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно-полезных услуг, утвержденных Указом Президента РФ № 398 от 8 августа 2016 года, дополнив его п.22 «Деятельность по организации жилищного просвещения, оказанию правовой и консультационной поддержки потребителям жилищно-коммунальных услуг».

По мнению участников совещания, Правительству РФ необходимо ввести практику формирования госзадания на подготовку кадров для ЖКХ, что позволит повысить уровень профессионализма в отрасли и качество услуг ЖКХ.

Законодателям предложили еще раз усовершенствовать Жилищный кодекс РФ, создав дополнительные механизмы защиты интересов собственников при взаимодействии с управляющими и ресурсоснабжающими организациями.

Минстрою России предложили усовершенствовать Постановление «Об основах общественного жилищного контроля», в том числе прописать в нем институт общественных жилищных инспекторов, конкретизировать требования к общественным жилищным экспертам и ввести обязанность для субъектов общественного контроля извещать о проведении проверок объекты контроля.

Бурную реакцию вызвало обсуждение проблем, связанных с работой государственной информационной системы ГИС ЖКХ. По мнению участников совещания, ТСЖ необходимо освободить от размещения информации в системе. Такое размещение должно стать дополнительной возможностью, а не обязанностью. Введение штрафов за неразмещение информации по отношению к ТСЖ, являющимися объединением собственников, недопустимо.

Общественники сформулировали требования и к себе. В частности, резолюция предлагает активнее использовать в работе формы общественного контроля, прописанные в Постановлении 1491, в первую очередь – общественные проверки и общественную экспертизу.

 

Нет комментариев

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2019 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль". Сайт разработан AdLife Studio

Log in with your credentials

Forgot your details?