Исполнительный директор НП “ЖКХ Контроль” Светлана Разворотнева комментирует инициативу депутатов по упрощению процедуры изъятия лицензий УК за грубые нарушения
Проблемы управления многоквартирными домами традиционно занимают «верхние» строчки в рейтингах проблем, выявленных по итогам обращений в приемные сети общественного контроля. Так, по итогам 2016 года данная тема вышла на второе место. С жалобами на проблемы в сфере управления МКД обратилось 4158 человека (12,94% процента от всех обращений). При этом большинство экспертов и специалистов-практиков подтверждают, что лицензирование деятельности управляющих организаций ожидаемых результатов не дало. Главная причина – изъятие лицензии является необычайно сложной задачей, решение которой может занять многие годы. О необходимости ускорить этот процесс, хотя бы в особых случаях, неоднократно говорили представители Министерства строительства и ЖКХ РФ. И вот к концу 2017 года намерения эти превратились в реальные планы. Правда, старт этому процесс дали представители Ростовского законодательного собрания. Они внесли в Государственную думу законопроект, в котором предложили считать грубым нарушением «воспрепятствывание деятельности ГЖИ». За 3 таких нарушения, зафиксированных решением суда, предлагалось отбирать лицензию на все дома, находящиеся в управлении данной компании.
Госдума поддержала законопроект, приняв его в первом чтении. А вот ко второму, что нередко случается у наших законодателей, он изменился до неузнаваемости. Кроме указанных, появились ссылки и на другие грубые нарушения. Кроме того, были введены ограничения на использование «нулевых» лицензий. Если за полгода компания не берет ни одного дома в управление – лицензия аннулируется. Вводится срок и для действующих лицензий. Она должна подтверждаться каждые 5 лет. Правда, в случае, если не было грубых нарушений, лицензия продлевается автоматически.
Дать определение грубым нарушениям, по мысли законодателей, должно Правительство. Проект Постановления уже разработан и размещен для общественного обсуждения на сайте «regulation.gov.ru».
В соответствии с данным документам, к грубым нарушениям лицензионных требований относятся:
а) несоблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан;
б) незаключение, а равно несвоевременное заключение договоров со специализированными организациями на выполнение работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства, вентиляционных каналов, предусмотренных перечнем услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»;
в) несвоевременное заключение, а равно уклонение от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
г) неисполнение обязанности по обеспечению работы аварийно-диспетчерской службы;
д) наличие у лицензиата подтвержденной решением суда или актом сверки расчетов по договору ресурсоснабжения задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс, потребляемый при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за три расчетных периода (расчетных месяца);
е) наличие у лицензиата подтвержденной решением суда или актом сверки расчетов по договору ресурсоснабжения задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за три расчетных периода (расчетных месяца);
ж) отказ от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации и управления многоквартирным домом, (далее – техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование) управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме, либо уклонение от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования указанным лицам, либо нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования ;
з) осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом, сведения о котором не включены в реестр лицензий субъекта Российской Федерации или исключены из указанного реестра.»
Если в течение года будут совершены два и более грубых нарушения, предусмотренные подпунктами «а», «е», «ж», из реестра лицензий субъекта Российской Федерации подлежат исключению сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом.
При совершении лицензиатом грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «б» – «д» настоящего пункта, из реестра лицензий подлежат исключению сведения о многоквартирных домах, в отношении которых при осуществлении лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом.
Заметные изменения вносит в Жилищную сферу еще один законопроект, подготовленный депутатами Государственной думы РФ А.Г.Сидякиным и П.Р.Качкаевым. Он допускает проведение общих собраний собственников МКД путем конференций. По замыслу законодателей, в собраниях могут принять участие «делегаты», которые выбираются от каждой лестничной площадки. Детали данных выборов, безусловно, еще необходимо обсуждать, однако нет сомнений, что данная мера позволит в больших домах решить проблему кворума.
К сожалению, пока не воплотились в конкретные законы предложения, сформулированные активистами сети общественного контроля. В частности, касались они оплаты работы управляющих компаний только после подписание председателем Совета МКД актов сдачи-приемки работ, усиления полномочий советов многоквартирных домов, смены управления многоквартирным домом непосредственно после проведения собрания. Сегодня новая управляющая компания может приступить к управлению МКД только после того, как будет удалена старая запись в реестре лицензий. А это, в свою очередь, становится возможным только после полного прекращения судебных разбирательств по данному дому. Этим положением активно пользуются некоторые управляющие компании, не желающие «уходить с домов» – процессы судебных споров могут тянуться годами, и все это время изрядно надоевшая собственникам УК продолжит выставлять платежи и собирать деньги.