Что больше всего беспокоит граждан России в жилищно-коммунальной сфере?
(рейтинг обращений граждан в общественные приемные НП «ЖКХ Контроль»)
На последнем заседании Общественного совета Минстроя России исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль», член Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева рассказала о том, что больше всего беспокоит россиян в жилищно-коммунальной сфере.
Рейтинг сформирован на основании анализа обращений, поступивших в региональные приемные НП «ЖКХ Контроль» в 2017 и 1 квартале 2018 года. Всего за отчетный период было обработано 40955 обращений.
Отчетный период | I квл. 2017 (%) | II квл. 2017 (%) | III квл. 2017 (%) | IV квл. 2017 (%) | I квл. 2018 (%) | |
Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, перерасчеты, формирование платежных документов, дополнительные платежи, установление размера платы, тарифы, нормативы | 22,5 | 18,17 | 17,31 | 15,97 | 16,19 | |
Качество предоставляемых коммунальных услуг (в т.ч. составление актов, приостановление и ограничение предоставления услуг) | 9,3 | 6,21 | 7,91 | 14,19 | 14,13 | |
Управление МКД УК, ЖСК, ТСЖ: (договор управления, учредительные документы, бездействие, работа АДС, раскрытие информации, предоставление отчета и проч.) | 10,44 | 14,1 | 12,72 | 11,51 | 12,76 | |
Неудовлетворительное состояние МКД, ненадлежащее содержание и текущий ремонт общего имущества | 10,8 | 11,3 | 12,76 | 14,02 | 12,81 | |
Капитальный ремонт (реализация региональных адресных программ, их актуализация, качество проводимого ремонта) | 7,1 | 8,6 | 8,67 | 9,17 | 6,83 | |
Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории (в том числе состояние внутриквартальных проездов, зеленых насаждений, контейнерных площадок, образование свалок) | 5,3 | 4,06 | 5,84 | 5,49 | 6,29 | |
Общие собрания собственников (членов ТСЖ, ЖСК): проблемы при проведении, исполнение принятых решений | 3,1 | 4,99 | 5,24 | 3,94 | 3,58 | |
Аварийное и ветхое жилье: проблемы с признанием, реализация программы переселения | 1,6 | 1,2 | 0,8 | 0,82 | 1,1 | |
ИПУ и ОДПУ: приобретение, установка, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, поверка, замена | 3,3 | 3,06 | 2,86 | 3,27 | 2,33 | |
Коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды | 14,3 | 9,4 | 8,9 | 4,94 | 5,39 | |
Общее имущество: состав, использование, возврат из чужого незаконного владения | 1,1 | 2,18 | 1,77 | 2,16 | 3,04 | |
Жалобы на действия и бездействие уполномоченных органов власти, влияющие на соблюдение прав собственников | 0,9 | 0,99 | 1,31 | 1,14 | 1,04 | |
ГИС ЖКХ | 0,1 | 0,4 | 0,35 | 0,64 | 0,7 | |
Комфортная городская среда | 0 | 1,47 | 1,26 | 2,2 | 0,79 | |
Иные темы: социальный найм; ТКО, коррупционная составляющая; проч. | 10,16 | 13,87 | 12,3 | 10,54 | 13,02 | |
общее количество обращений | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Комментарий Светланы Разворотневой:
– По итогам мониторинга видно, что самым распространенным поводом для обращений граждан в 2017 году (также как и в предыдущие годы) являлся рост платы за коммунальные и жилищные услуги. При этом мы фиксируем пиковый рост этих обращений в отдельные периоды. Например, в 1 квартале 2017 года он сильно возрос из-за решения Минстроя о переносе платы за ОДН из графы «коммунальные услуги» в графу «содержание и ремонт». При этом в целом ряде регионов этот перенос сопровождался ростом платы граждан. Однако уже ко 2 кварталу острота этой проблемы была снята и процент обращений по данной теме в последующие периоды неуклонно снижался. Однако радикальных методов для решения этой проблемы так и не было найдено. По прежнему увеличение платы и непрозрачность начислений остаются главной темой для обращения граждан в общественные приемные.
На втором месте, как правило, жалобы граждан на управление МКД. Причем, они касаются как плохой работы УК, так и невозможности эту УК сменить. Значительное количество обращений связано с подделкой протоколов. Граждан также беспокоит тот факт, что контрольно-надзорные органы не желают разбираться с фактами подделки. При этом следует отметить, что жалобы на УК связаны не только с недобросовестностью участников рынка. Во многом «масло в огонь» подливают действия Правительства РФ, благодаря решениям которого плата за жилищные услуги постоянно увеличивается. В качестве примеров можно привести введение обязанности размещать информацию в системе ГИС ЖКХ, что потребовала от УК и ТСЖ серьезного увеличения трудовых и финансовых затрат, перенос платы за ОДН в графу «содержание» и т.п. Кроме того, по-прежнему не решена проблема управления ветхими и малоквартирными домами, плата в которых ниже реальной себестоимости управления. О необходимости решения этой проблемы говорилось в «Стратегии развития ЖКХ до 2020 года», однако никаких решений до сих пор не принято. В связи с этим часть затрат на управление такими домами перераспределяется на собственников других домов.
Жалобы на качество коммунальных ресурсов в целом занимает третье место в рейтинге обращений, однако жалобы эти носят резко выраженный сезонный характер (осенне-зимний период, жалобы на отопление) и региональный характер. Можно выделить ряд регионов, в которых этих жалоб значительно больше. Решение задачи повышения качества коммунальных ресурсов, безусловно, возможно только в результате тотальной модернизации коммунальной инфраструктура. Однако до сих пор темпы этой модернизации явно недостаточны. Очевидно, что единственный инструмент – концессионные соглашения – не позволяют решить эту проблему во всей стране, особенно в малых городах. По мнению исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Светланы Разворотневой, единственно возможный путь решения – это полноценная господдержка в реализации этих проектов, особенно в малых городах. Только создание полноценного института развития в сфере ЖКХ позволило бы обновить коммунальную инфраструктуру по всей стране в обозримом будущем.
В 2017 году и 1 квартале 2018 года в целом продолжало снижаться количество жалоб на капитальный ремонт в МКД.
В то же время 2017 год продемонстрировал появление новой проблемы, которая может стать чрезвычайно острой – проблемы, связанные с внедрением в регионах новых схем обращения с отходами. Поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019 г. предусмотрен Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который вступил в декабре 2016 г. Ответственность за организацию обращения с отходами перенесена с муниципального уровня на региональный. Обращение с твердыми коммунальными отходами может осуществляться собственником ТКО только по договорам с региональным оператором. Регионы, внедрившие новую схему досрочно, уже столкнулись с рядом проблем, вылившихся, в том числе, в рост обращений граждан по этой теме.