НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль"|19.10.2018
  • Мы в социальных сетях

Светлана Разворотнева представила в Минстрое рейтинг обращений россиян в общественные приемные «ЖКХ Контроль» 

Минстрой
Share

Что больше всего беспокоит граждан России в жилищно-коммунальной сфере?

(рейтинг обращений граждан в общественные приемные НП «ЖКХ Контроль»)

На последнем заседании Общественного совета Минстроя России исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль», член Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева рассказала о том, что больше всего беспокоит россиян в жилищно-коммунальной сфере.

 

Рейтинг сформирован на основании анализа обращений, поступивших в региональные приемные НП «ЖКХ Контроль» в 2017 и 1 квартале 2018 года. Всего за отчетный период было обработано 40955 обращений.

 

Отчетный период I квл. 2017 (%) II квл.                 2017 (%) III квл.                       2017 (%) IV квл. 2017 (%) I квл.                 2018 (%)
Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги,  перерасчеты, формирование платежных документов, дополнительные платежи, установление размера платы, тарифы, нормативы 22,5 18,17 17,31 15,97 16,19
Качество предоставляемых коммунальных услуг (в т.ч. составление актов, приостановление и ограничение предоставления услуг) 9,3 6,21 7,91 14,19 14,13
Управление МКД УК, ЖСК, ТСЖ: (договор управления, учредительные документы, бездействие, работа АДС, раскрытие информации, предоставление отчета и проч.) 10,44 14,1 12,72 11,51 12,76
Неудовлетворительное состояние МКД, ненадлежащее содержание и текущий ремонт общего имущества 10,8 11,3 12,76 14,02 12,81
Капитальный ремонт (реализация региональных адресных программ, их актуализация, качество проводимого ремонта) 7,1 8,6 8,67 9,17 6,83
Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории (в том числе состояние внутриквартальных проездов,  зеленых насаждений,  контейнерных площадок, образование свалок) 5,3 4,06 5,84 5,49 6,29
Общие собрания собственников (членов ТСЖ, ЖСК): проблемы при проведении,  исполнение принятых решений 3,1 4,99 5,24 3,94 3,58
Аварийное и ветхое жилье: проблемы с признанием, реализация программы переселения 1,6 1,2 0,8 0,82 1,1
ИПУ и ОДПУ: приобретение, установка, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, поверка, замена 3,3 3,06 2,86 3,27 2,33
Коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды 14,3 9,4 8,9 4,94 5,39
Общее имущество: состав, использование, возврат из чужого незаконного владения 1,1 2,18 1,77 2,16 3,04
Жалобы на действия и бездействие уполномоченных органов власти, влияющие на соблюдение прав собственников 0,9 0,99 1,31 1,14 1,04
ГИС ЖКХ 0,1 0,4 0,35 0,64 0,7
Комфортная городская среда 0 1,47 1,26 2,2 0,79
Иные темы: социальный найм; ТКО,  коррупционная составляющая;  проч. 10,16 13,87 12,3 10,54 13,02
общее количество обращений 100 100 100 100 100

 

Комментарий Светланы Разворотневой:

— По итогам мониторинга видно, что самым распространенным поводом для обращений граждан в 2017 году (также как и в предыдущие годы) являлся рост платы за коммунальные и жилищные услуги. При этом мы фиксируем пиковый рост этих обращений в отдельные периоды. Например, в 1 квартале 2017 года он сильно возрос из-за решения Минстроя о переносе платы за ОДН из графы «коммунальные услуги» в графу «содержание и ремонт». При этом в целом ряде регионов этот перенос сопровождался ростом платы граждан. Однако уже ко 2 кварталу острота этой проблемы была снята и процент обращений по данной теме в последующие периоды неуклонно снижался. Однако радикальных методов для решения этой проблемы так и не было найдено. По прежнему увеличение платы и непрозрачность начислений остаются главной темой для обращения граждан в общественные приемные.

На втором месте, как правило, жалобы граждан на управление МКД. Причем, они касаются как плохой работы УК, так и невозможности эту УК сменить. Значительное количество обращений связано с подделкой протоколов. Граждан также беспокоит тот факт, что контрольно-надзорные органы не желают разбираться с фактами подделки. При этом следует отметить, что жалобы на УК связаны не только с недобросовестностью участников рынка. Во многом «масло в огонь» подливают действия Правительства РФ, благодаря решениям которого плата за жилищные услуги постоянно увеличивается. В качестве примеров можно привести введение обязанности размещать информацию в системе ГИС ЖКХ, что потребовала от УК и ТСЖ серьезного увеличения трудовых и финансовых затрат, перенос платы за ОДН в графу «содержание» и т.п. Кроме того, по-прежнему не решена проблема управления ветхими и малоквартирными домами, плата в которых ниже реальной себестоимости управления. О необходимости решения этой проблемы говорилось в «Стратегии развития ЖКХ до 2020 года», однако никаких решений до сих пор не принято. В связи с этим часть затрат на управление такими домами перераспределяется на собственников других домов.

Жалобы на качество коммунальных ресурсов в целом занимает третье место в рейтинге обращений, однако жалобы эти носят резко выраженный сезонный характер (осенне-зимний период, жалобы на отопление) и региональный характер. Можно выделить ряд регионов, в которых этих жалоб значительно больше. Решение задачи повышения качества коммунальных ресурсов, безусловно, возможно только в результате тотальной модернизации коммунальной инфраструктура. Однако до сих пор темпы этой модернизации явно недостаточны. Очевидно, что единственный инструмент – концессионные соглашения – не позволяют решить эту проблему во всей стране, особенно в малых городах. По мнению исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Светланы Разворотневой, единственно возможный путь решения – это полноценная господдержка в реализации этих проектов, особенно в малых городах. Только создание полноценного института развития в сфере ЖКХ позволило бы обновить коммунальную инфраструктуру по всей стране в обозримом будущем.

В 2017 году и 1 квартале 2018 года в целом продолжало снижаться количество жалоб на капитальный ремонт в МКД.

В то же время 2017 год продемонстрировал появление новой проблемы, которая может стать чрезвычайно острой – проблемы, связанные с внедрением в регионах новых схем обращения с отходами. Поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019 г. предусмотрен Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который вступил в декабре 2016 г. Ответственность за организацию обращения с отходами перенесена с муниципального уровня на региональный. Обращение с твердыми коммунальными отходами может осуществляться собственником ТКО только по договорам с региональным оператором. Регионы, внедрившие новую схему досрочно, уже столкнулись с рядом проблем, вылившихся, в том числе, в рост обращений граждан по этой теме.

Публикации схожей тематики:

Share