На последнем заседании Общественного совета Минстроя России исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль», член Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева рассказала о том, что больше всего беспокоит россиян в жилищно-коммунальной сфере.
Рейтинг сформирован на основании анализа обращений, поступивших в региональные приемные НП «ЖКХ Контроль» в 2017 и 1 квартале 2018 года. Всего за отчетный период было обработано 40955 обращений.
С комментариями анализа обращений граждан перед членами Общественного совета Минстроя РФ выступила исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева, в частности, она сказала:
— По итогам мониторинга видно, что самым распространенным поводом для обращений граждан в 2017 году (также как и в предыдущие годы) являлся рост платы за коммунальные и жилищные услуги. При этом мы фиксируем пиковый рост этих обращений в отдельные периоды. Например, в 1 квартале 2017 года он сильно возрос из-за решения Минстроя о переносе платы за ОДН из графы «коммунальные услуги» в графу «содержание и ремонт». При этом в целом ряде регионов этот перенос сопровождался ростом платы граждан. Однако уже ко 2 кварталу острота этой проблемы была снята и процент обращений по данной теме в последующие периоды неуклонно снижался. Однако радикальных методов для решения этой проблемы так и не было найдено. По прежнему увеличение платы и непрозрачность начислений остаются главной темой для обращения граждан в общественные приемные.
На втором месте, – обратила внимание членов Общественного совета С.Разворотнева, – как правило, жалобы граждан на управление МКД. Причем, они касаются как плохой работы УК, так и невозможности эту УК сменить. Значительное количество обращений связано с подделкой протоколов. Граждан также беспокоит тот факт, что контрольно-надзорные органы не желают разбираться с фактами подделки. При этом следует отметить, что жалобы на УК связаны не только с недобросовестностью участников рынка. Во многом «масло в огонь» подливают действия Правительства РФ, благодаря решениям которого плата за жилищные услуги постоянно увеличивается. В качестве примеров можно привести введение обязанности размещать информацию в системе ГИС ЖКХ, что потребовала от УК и ТСЖ серьезного увеличения трудовых и финансовых затрат, перенос платы за ОДН в графу «содержание» и т.п. Кроме того, по-прежнему не решена проблема управления ветхими и малоквартирными домами, плата в которых ниже реальной себестоимости управления. О необходимости решения этой проблемы говорилось в «Стратегии развития ЖКХ до 2020 года», однако никаких решений до сих пор не принято. В связи с этим часть затрат на управление такими домами перераспределяется на собственников других домов.
Особое внимание С.Разворотнева обратила внимание на жалобы по качеству коммунальных ресурсов, которые занимают в целом третье место в рейтинге обращений, однако жалобы эти носят резко выраженный сезонный характер (осенне-зимний период, жалобы на отопление) и региональный характер. Можно выделить ряд регионов, в которых этих жалоб значительно больше. Решение задачи повышения качества коммунальных ресурсов, безусловно, возможно только в результате тотальной модернизации коммунальной инфраструктура. Однако до сих пор темпы этой модернизации явно недостаточны. Очевидно, что единственный инструмент – концессионные соглашения – не позволяют решить эту проблему во всей стране, особенно в малых городах. По мнению исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Светланы Разворотневой, единственно возможный путь решения – это полноценная господдержка в реализации этих проектов, особенно в малых городах. Только создание полноценного института развития в сфере ЖКХ позволило бы обновить коммунальную инфраструктуру по всей стране в обозримом будущем.
В 2017 году и 1 квартале 2018 года, – отметила С. Разворотнева, – в целом продолжало снижаться количество жалоб на капитальный ремонт в МКД.
В то же время 2017 год, – подчеркнула исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль», – продемонстрировал появление новой проблемы, которая может стать чрезвычайно острой – проблемы, связанные с внедрением в регионах новых схем обращения с отходами. Поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019 г. предусмотрен Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который вступил в декабре 2016 г. Ответственность за организацию обращения с отходами перенесена с муниципального уровня на региональный. Обращение с твердыми коммунальными отходами может осуществляться собственником ТКО только по договорам с региональным оператором. Регионы, внедрившие новую схему досрочно, уже столкнулись с рядом проблем, вылившихся, в том числе, в рост обращений граждан по этой теме.
Пресс-служба СПб РОО «ОСМКД»
по материалам НП «ЖКХ Контроль»