13.06 Светлана Разворотнева выступила на совещании в Генеральной прокуратуре РФ под председательством генпрокурора Юрия Чайки. Она подняла вопросы исполнения законодательства в сфере капитального ремонта жилого фонда на территории Приволжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Центрального и Южного ФО.
Присутствовали — Министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев, Генеральный директор ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Константин Цицин, генеральный директор Единого института развития в жилищной сфере «ДОМ РФ» Александр Плутник, представители администрации Президента, депутаты ГД, прокуроры субъектов РФ и заинтересованных министерств и ведомств.

Говоря о качестве планирования региональных программ капремонта, Светлана Разворотнева отметила, что не все конструктивные элементы многоквартирных домов включаются в программы. Наибольшее беспокойство вызывают следующие регионы: Ивановская область, г.Санкт-Петербург, Р.Башкортостан. В Тверской области в программы включены даже не все дома. Указала на низкие темпы включения домов в краткосрочные программы. Наибольшее беспокойство вызывают Владимирская область, Республика Калмыкия, Республика Ингушетия, Республика Дагестан, Тамбовская область, КБР, Карелия, Смоленская область, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Коми, Республика Крым, Ленинградская область, Ненецкий автономный округ, Тверская область, город Севастополь, Архангельская область. Все этим регионы демонстрируют риск неисполнения программ в намеченные сроки. К примеру, центр «ЖКХ Контроль» Тверской области при проведении общественных проверок установил, что к концу этого года в ряде муниципальных образований программа будет выполнена лишь на 3-5 %. При этом значительное количество многоэтажек в данных муниципальных образованиях вообще не включены в программу.
Также она отметила проблему приоритетного ремонта ветхих и малоквартирных домов, которая приводит к увеличению внутренней задолженности Фонда капремонта (долги одних домов перед другими). Включение домов с высоким износом требует серьезных вложений и не приводит к существенному улучшению их состояния.
Говоря о выполнении ранее утвержденных программ, она выделила проблему низких показателей их выполнения (Астраханская, Курская, Псковская области, Пермский край). В Ставрополе, например, в 2017 году администрации заставляли собственников добровольно переносить срок ремонта домов, и на данный момент времени некоторые дома перенесены на более поздний срок без каких либо существенных причин, кроме одной — нехватка денег на счете ФКР. Есть случаи, когда собственники даже под давлением, не принимали решения на перенос, а дом все равно оказался передвинут на более поздний срок. А также указала на нарастающий рост неиспользованных денежных остатков на счетах. Наибольшее беспокойство тут вызывают Тверская область, Краснодарский край, Ленинградская область, Нижегородская область, Республика Коми, Кировская область, Волгоградская область, Республика Ингушетия, Псковская область, Пермский край.
Параллельно наблюдается финансовая неустойчивость региональных операторов. Причины:
• Взнос на капитальный ремонт – ниже экономически обоснованного, в среднем по стране он составляет 7-8 рублей. При этом по факту проведения капитальных ремонтов в стране в 2017 году разумный взнос равен 13 руб\м2.
• Отсутствие софинансирования фондов капитального ремонта со стороны региональных и местных бюджетов. В 2017 году предусмотрели средства на софинансирование следующие регионы: Владимирская область, город Москва, город Санкт-Петербург, Калининградская область, Костромская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия-Алания, Республика Татарстан, Ростовская область, Самарская область, Сахалинская область, Удмуртская Республика, но далеко не все регионы выделили на запланированные работы средства.
• Низкий уровень собираемости взносов на капитальный ремонт. Самые проблемные по итогам 2017 года – Республика Северная Осетия-Алания (21,28%), Республика Дагестан (27,54%), Республика Ингушентия (30,15%), Кабардино-Балкарская Республика (36,15%), Республика Крым (48,73%). Причиной тому целый комплекс проблем: отсутствие на Кавказе и в Крыму системы безналичных расчетов, отсутствие выверенных баз данных по плательщикам и реестров многоквартирных домов, плохая организация работы по сбору средств.
К примеру, в Тверской области многим юридическим лицам – собственникам помещений в многоквартирных домах региональный оператор не выставляет платежные документы и/или они не платят взносы на капремонт, из-за чего эти дома не могут попасть в краткосрочный план капремонта
• Слабая претензионная работа со стороны региональных операторов.
Региональный оператор Тверской области фактически не ведет претензионную работу. При сумме задолженности на 01.04.18г. 1 097 345 800 руб. исковые заявления поданы на сумму 59 433 541,88 или 5,4% от общей суммы, при этом задолженность за период 01.07.14 – 01.06.15 в сумме 232 986 000 руб. или 23% общей суммы задолженности находятся уже за пределами сроков исковой давности

Разворотнева отметила и проблему качества выполнения работ: «Жалобы на качество работ по капитальному ремонту приходят в НП «ЖКХ Контроль» из всех субъектов РФ и составляют более 60 % от всех обращений. Жалуются на залитые квартиры вследствие некачественных или затянувшихся ремонтных работ кровли, неработающую систему теплоснабжения… Во многих регионах общественные проверки фиксируют ухудшение состояния дома после проведения капитального ремонта!». Почему это происходит? Мы проанализировали: очень часто у исполнителей работ отсутствуют достоверные сведения о техническом состоянии дома, а сами работы начинаются при отсутствии проекта и методических указаний относительно видов работ. К тому же в настоящее время состав работ по капитальному ремонту не определен – Фонды капремонта используют устаревшие методические рекомендации по формированию состава работ. Не добавляют порядка и многочисленные субподрядчики с непонятным качеством исполнения работ (Реестр квалифицированных подрядчиков не в состоянии решить эту проблему). Пример из Ставропольского края – на торги выставляют громадные лоты. Подрядчик, который выигрывает этот лот, просто не в состоянии все сделать сам. Снимая определенный процент (от 20 до 30), он отдает свой подряд субподрядчику, тот по такой же схеме передает дальше. В самом конце цепочки стоят шабашники, которые не знакомы даже с технологией ведения работ, работают без плана и опыта. Зато такие работники стоят дешево. В Крыму Фонд капремонта не расторг ни одного договора с подрядными организациями-халтурщиками в судебном или в одностороннем порядке. Таким образом, ни одна из компаний не попала в реестр недобросовестных подрядчиков, так как просто нет основания для включения их в этот реестр…

В свою очередь процесс контроля собственников за качеством ремонта осложняет то, что проекты и сметы работ по конкретным домам не размещаются в открытом доступе и не всегда доступны общественности. Так, в Ленинградской области системно вводятся в заблуждение собственники при согласовании смет на производство проектных работ и работ по капитальному ремонту. Под давлением: «…если завтра не подпишете, дом ремонтироваться не будет и сдвинется на сколько-то лет назад…», фонд принуждает согласовывать финансовые документы. Общественниками зафиксирован ряд случаев, когда при проведении капитального ремонта региональный оператор выполняет работы, не предусмотренные сметной документацией, о чем были поставлены в известность специалисты комитета государственного жилищного надзора. И обратная сторона, когда регоператор осваивает средства собственников, включая в сметы и выполняя работы, не входящие в перечень работ по капитальному ремонту.

Одной из серьезных проблем нынешней системы капитального ремонта является то, что работы не являются комплексными и не улучшают характеристик дома, не повышают в итоге его энергоэффективность. Практически все общественники и эксперты указывают на то, что нам необходима государственная система поддержки энергоэффективного капитального ремонта, но это невозможно, так как изменения в Постановление Правительства № 18 от 17.01.2017 так и не внесены!
По словам докладчика, фактический срыв региональных программ капитального ремонта зафиксирован в следующих субъектах:
• Республика Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Крым.
Исправить ситуацию невозможно только усилиями региональных фондов капитального ремонта. Необходимо, чтобы ситуацию взяли под личный контроль главы субъектов.

Также серьезное беспокойство у НП «ЖКХ Контроль» вызывает ситуация в следующих регионах:
• Краснодарский край, Курская, Тверская, Ленинградская области, Ставропольский край.

Скачать презентацию

 

Нет комментариев

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2019 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль". Сайт разработан AdLife Studio

Log in with your credentials

Forgot your details?