В последние десятилетия  остро встала  проблема физического износа жилищного фонда. Отмечу, что на территории Российской Федерации расположена значительная доля многоквартирных домов, физический износ которых составляет более 50 %.

В связи с тем, что с каждым годом количество таких домов возрастает, федеральным органам государственной власти потребовалось довольно оперативно разработать и утвердить государственную политику, направленную на решение сложившейся ситуации, как на уровне регионов, так и на территории страны в целом. Необходимость создания эффективной системы обеспечения жилищного фонда страны, и регионов в частности, качественным и своевременным капитальным ремонтом, определила введение в 2012 году в Жилищном кодексе Российской Федерации нового раздела «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». В разделе включены положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах, порядке его финансирования, особенностях формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и счете регионального оператора. В соответствии с нововведениями в ряде федеральных нормативно-правовых актах в части изменения и (или) включения положений о порядке организации и проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, регионами были предприняты меры по урегулированию соответствующих вопросов на уровне субъектов Российской Федерации. Так, субъектами РФ были разработаны и утверждены областные программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, а также созданы региональные операторы. Собственниками многоквартирных домов стала производиться оплата взносов на капитальный ремонт. Другими словами, задача федерального законодательства перешла в плоскость практической реализации.

Однако, хочу отметить, одну из наиболее острых проблем при реализации программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах: это низкая гражданская инициатива, обусловленная отсутствием интереса граждан в принятии участия при реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства. А в соответствии с п. 7 ст. 170 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме в установленный законодательством срок, не выбран способ формирования фонда капитального ремонта, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора. В свою очередь, в виду того, что более 85 % многоквартирных домов формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, эффективность исполнения (реализации) областных программ капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов во многом определяет работа региональных операторов, расположенных на территории субъектов РФ.

В целях представления и защиты интересов региональных операторов, координации деятельности, объединения усилий для повышения эффективности  деятельности и иных связанных с деятельностью в качестве региональных операторов целях, не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер, жилищным законодательством допускается возможность создания ассоциаций и союзов региональных операторов, но такая возможность  практически не используется.

Полагаю, что причинами неисполнения в полном объёме краткосрочных планов реализации областных программ по  капитальному ремонту  общего имущества в многоквартирном доме  являются:

  1. Значительная часть объектов жилищного фонда представляют собой многоквартирные дома с физическим износом более 60-70 %, но не признанных в установленном порядке аварийными и подлежащих сносу или реконструкции (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции») по причине отсутствия соответствующих заявлений от собственников помещений.
  2. Действующие региональные программы были сформированы на основании информации, представленной организациями, осуществляющими управление жилищным фондом, а также муниципальными образованиями и могут содержать неточные и некорректные данные, которые подлежат уточнению, как правило, при наступлении сроков проведения капитального ремонта общего имущества на определенном объекте.

3.Не менее важной проблемой остается вопрос технического учёта объектов жилищного фонда. Технический учет, основанный на технической инвентаризации, является основным источником получения государственными и муниципальными органами объективных сведений об объектах жилищного фонда. Определенные проблемы возникли и у региональных операторов, связанные с объективным определением состояния многоквартирных жилых домов, включенных в областные программы и подлежащих капитальному ремонту. Поскольку деятельность БТИ сейчас полностью коммерциализирована, а в целях актуализации региональных программ необходимо осуществлять оперативный сбор данных, региональный оператор оказывается «заложником» сложившейся ситуации.

Одной из основных проблем при реализации программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах является проблема отсутствия надлежащего контроля за деятельностью подрядной организации при исполнении договорных отношений с региональным оператором.

При реализации программ капитального ремонта наиболее часто встречается проблема некачественного капитального ремонта, особенно при капитальном ремонте крыш многоквартирных домов. После первых осадков крыши  протекают,  происходит залив квартир собственников, в связи с чем, наносится  ущерб имуществу собственника.

Так, например, в июне 2018 г. с жалобой обратились  жители  многоквартирных жилых домов № 3 и № 5 , расположенных по ул.  Красной г. Ртищево, Саратовской области на некачественный  капитальный ремонт кровли жилых домов, так как после  дождя  квартиры собственников из-за протечки  кровли оказались залиты. В настоящее время принимается меры  по устранению недостатков, а также готовится пакет документов в претенциозном порядке истребовать возмещение вреда или обратиться в суд .

Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2021 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль". Сайт разработан AdLife Studio

Log in with your credentials

Forgot your details?