Госдума РФ 26 июля приняла в окончательном третьем чтении поправки в Гражданский кодекс, которые определяют понятие «самовольная постройка», а также устанавливают основания для их сноса. Кроме того, документ предусматривает принудительное изъятие земельных участков в случаях невыполнения решений о ликвидации самостроя. Подробнее>>
Комментарий Светланы Развротневой:
— Принятие этих поправок можно только поприветствовать, потому что они позволят решить очень много спорных ситуаций. Действительно, есть очевидные случаи, когда на участках индивидуального жилищного строительства возводят многоквартирный дом или на землях сельхозназначения что-то строят. Но есть и другие истории. Например, у нас было обращение из деревни Абрамцево Балашихинского района, где живет три тысячи людей с имеющейся государственной регистрацией. Однажды обнаруживается, что они живут на территории Национального парка «Лосиный остров». Оказалось, что им нужно было получать специальные разрешения на строительство и люди не знали об этом. К этим людям природоохранная прокуратура начала предъявлять претензии, по отдельным домам — обращаться в суд с требованиями о сносе.
Благодаря новому закону уточнено само понятие самовольной постройки. Раньше это понятие достаточно произвольно трактовалось как органами местного самоуправления, так и судами, органами прокуратуры.
Очень важно, что отныне решение о сносе является не единственным выходом из сложившейся ситуации. Может быть принято решение об устранении выявленных нарушений. Если владелец эти требования выполнил, то претензий к нему в будущем уже не будет.
В соответствии с новым законом решение о сносе не может быть принято, если человек все-таки не был извещен о некоторых обстоятельствах, например, все схемы прохождения труб были секретными и человек не мог иметь к ним доступа. В итоге оказывается, что люди много лет жили на каком-то земельном участке, а потом выяснилось, что он находится в зоне отчуждения крупного трубопровода, и жильцам приходит требование эти дома снести.
Точно так же нельзя потребовать снести строение, если у человека есть государственная регистрация на объект недвижимости: подразумевается, что он действовал в рамках существующего действующего правового поля.
В соответствии с новым законом решение о сносе может быть принято органом местного самоуправления или судом. Причем права наиболее уязвимых застройщиков — владельцев частных домов — защищены в максимальной степени. В их отношении решения принимаются только через суд.
Ну и важная норма, на мой взгляд, это то, что орган государственной регистрации все-таки несет ответственность за неправильно принятое решение. У нас и в прошлом созыве Общественной палаты активно обсуждалась история жителей из Щербинки, которые приобрели квартиры в домах, а потом оказалось, что эти дома были незаконно отчуждены у департамента имущества Москвы, они были перепроданы. Оказалось, что эти квартиры должны были быть возвращены казне.
Сейчас в законе появилась норма, что органы государственной регистрации все-таки несут ответственность за свое решение. Если регистрация была осуществлена ошибочно, то полагается компенсация собственнику из казны.
Я надеюсь, что с принятием этого закона таких очевидных несправедливых случаев станет меньше.