Все, что вы хотели знать о ЖКХ в целом и о своем доме в частности, доступно в режиме 24/7 на двух федеральных интернет-площадках – в информационной системе «Реформа ЖКХ» и государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ)
Информацию о том, что происходит в отрасли в целом и с каждым многоквартирным домом (МКД) в частности, можно найти на Интернет-ресурсе «Реформа ЖКХ» www.www.reformagkh.ru. За его оперативное наполнение актуальной и достоверной информацией несут ответственность органы власти регионов России. По своей сути «Реформа ЖКХ» ‑ это большой Интернет-справочник, где можно – бесплатно и без регистрации – найти данные по всем многоквартирным домам – в разделе «Мой дом», и организациям, осуществляющим управление ими, – в разделе «Мой управляющий»: паспорт МКД, план работ по капремонту и количество собранных на него средств, контакты «управляйки, ее ежегодные отчеты» и даже место в рейтинге, который ежегодно составляет государственная корпорация – Фонд содействия развитию ЖКХ.
Фонд содействия реформированию ЖКХ также размещает на сайте «Реформа ЖКХ» результаты мониторинга исполнения регионами программ капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилья, а также информацию о реализации проектов модернизации коммунальной инфраструктуры.
У ресурса есть и бесплатное приложение для смартфонов – оно работает на платформах IOS и Android.
ГИС ЖКХ www.dom.gosuslugi.ru – это самый молодой ресурс. Его заказчик Министерство строительства и ЖКХ РФ, а автор – Минкомсвязи России. Главная его задача – аккумулировать всю информацию по отрасли и объединить на одной площадке всех участников рынка ЖКХ: органы власти, органы местного самоуправления, управляющие и ресурсоснабжающие организации, общественников и, конечно, собственников многоквартирных домов.
В ГИС ЖКХ есть открытая и закрытая часть. В открытой части можно узнать новости отрасли, принять участие в обсуждении актуальных вопросов на форуме, посмотреть реестр организаций сферы ЖКХ, зарегистрированных в системе, реестр объектов жилищного фонда, реестр лицензий управляющих организаций и т.д. Здесь также доступна подборка актуальных нормативно-правовых актов.
Для доступа в закрытую часть ГИС ЖКХ необходимо зарегистрироваться на портале «Госуслуги». Регистрация дает доступ в личный кабинет гражданина и позволяет передавать показаний приборов учета коммунальных ресурсов и оплачивать жилищно-коммунальные услуги, узнать размер задолженности по «квартплате», действующие тарифы на ЖКУ, дату очередной поверки счетчиков и статистику потребления ресурсов, направлять обращения поставщикам ЖКУ в профильные органы власти. Одна из новаций ГИС ЖКХ – проведение общих собраний собственников в режиме онлайн, что должно существенно облегчить принятие решений по актуальным вопросам «жизни» МКД.
‑ Повышение информационной открытости и доступности сферы ЖКХ для всех ее участников и, прежде всего, для потребителей услуг, – одна из важнейших составляющих проводимой в стране реформы отрасли, ‑ комментирует исполнительный директор НП «КХ Контроль светлана Разворотнева», – «Реформа ЖКХ» и ГИС ЖКХ упрощает взаимодействие граждан с управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями и органами власти. Значительную часть вопросов по управлению многоквартирным домов, решение которых раньше требовало значительных сил и временных затрат, сегодня можно снять парой кликов «мышки».
ГИС ЖКХ создавалась как информационная система, через которую гражданин-потребитель услуг ЖКХ сможет получить исчерпывающую информацию в данной сфере: сведения о конструктивных особенностях дома, об управляющей компании, которая этот дом обслуживает, о поставщиках коммунальных ресурсах, тарифах на жилищные и коммунальные услуги, сведения о региональной программе капитального ремонта и т.п. Позднее в систему ГИС ЖКХ был добавлен также раздел, касающейся реализации программы благоустройства на территории муниципального образования. Кроме того, на сайте ГИС ЖКХ содержится информация справочно-правового характера. В ней, к примеру, разъясняется порядок получения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. По замыслу организаторов, через ГИС ЖКХ также возможно провести собрание или оплатить жилищные и коммунальные услуги. Впрочем две последние функции сегодня используются достаточно редко.
Безусловно, в будущем проведение собраний в электронной форме будет использоваться чаще. В Москве, к примеру, началось массовое внедрение системы электронного голосования через московские локальные ресурсы. При этом вопросы проведения и оформления результатов электронного голосования еще не вполне урегулированы законодательно. Именно поэтому депутаты Государственной Думы РФ А.Г.Сидякин и П.Р.Качкаев подготовили законопроект, который подробно регулирует подготовку, проведение и оформление результатов «электронного собрания». В настоящее время документ находится на рассмотрении в Государственной думе.
Стоит обратить внимание, что для перехода на электронную форму проведения собрания, собственникам необходимо вначале провести собрание в традиционной форме (очное или заочное), на котором следует принять соответствующее решение.
При этом электронные формы взаимодействия между собственниками (различные чаты дома и их аналоги), а также между собственниками и управляющей компанией все активнее используются в различных регионах страны. Зачастую для организации внутридомовых чатов используется не ГИС ЖКХ, а различные оригинальные программы. Так, еще 10 лет назад в городе Гатчина Ленинградской области была внедрена электронная система, позволяющая управляющей компании в режиме он-лайн фиксировать ход ремонтных работ по дому (размещались фотографии выявленных нарушений и результаты работ по их устранению). В ходе проведения сезонных осмотров формировалась дефектная ведомость дома, выявленные проблемы ранжировались в зависимости от срочности их устранения. На основании выявленных проблем автоматически формировалась смета работ на следующий год. Аналогичные системы работают в отдельных домах во многих субъектах РФ.
В ряде регионов и муниципалитетов (Москва, Московская область, Якутск) властями активно внедряются различные «электронные приемные», которые позволяют гражданам быстро и просто направить жалобы на различные нарушения в сфере ЖКХ. При этом в Москве, например, срок ответа на обращение, поступившее через «электронную приемную» значительно короче, чем срок ответов на обычные обращения граждан. Это условие закреплено специальным законом.