10 сентября 2018 года эксперты «Регионального центра «ЖКХ. Контроль-Новосибирск» провели совещание с представителями отраслевого бизнеса в сфере управления многоквартирными домами. На совещании рассматривались наиболее острые проблемы в сфере управления многоквартирными домами, а так же возможные пути решения этих проблем, через внесение изменений в жилищное законодательство.
Эксперты совещания отмечают, что рынок управления и обслуживания МКД, является особым видом предпринимательской деятельности в сфере услуг населению, так как самым главным критерием предоставления данной услуги, является безопасность проживания населения в многоквартирных домах.
К сожалению, экспертное сообщество констатирует факт, что на данном рынке за частую спокойно функционируют непрофессиональные участники рынка, целью которых является только извлечение прибыли любым способом. Именно такие участники рынка, внедряют в сфере управления МКД различные мошеннические схемы, направленные на сокрытие от государства налогов, незаконное обогащение за счет собственников жилья, некачественное предоставление услуг и пр.
Причинами данных проявлений в равных степенях являются, как несовершенство действующего законодательства в сфере ЖКХ, так и человеческий фактор, и, неэффективность государственного жилищного надзора.
Внедрение процедуры лицензирования деятельности по управлению МКД и запущенные механизмы по санации рынка управления МКД от недобросовестных его участников, изначально сформировали высокий уровень ожидания у субъектов взаимоотношений в этой сфере. Это и созданные лицензионные комиссии в субъектах РФ, и обязанность руководителей управляющих организаций получать квалификационный аттестат, и усиление общественного контроля в этой сфере, и лицензионные требования. Но, к сожалению, в первый же год запуска механизма лицензирования, всем стало понятно, что никакого фильтра от недобросовестных участников рынка указанные мероприятия абсолютно не дали. Лицензионные требования не остановили аферистов и мошенников от проникновения на рынок управления МКД, деятельность лицензионных комиссий носит чисто формальный характер и практически выглядит, как церемониальное оглашение заключение ГЖИ о возможности выдачи соискателю лицензии. Вопросы для квалификационного экзамена устарели ввиду поменявшегося законодательства, а так же не отражают глубину знаний руководителей управляющих организаций жилищного законодательства.
Так же, большой проблемой является то, что многие нормы законодательства, описывающие права и обязанности собственников, носят формальный характер и не имеют практики применения в реальной жизни. А если где-то, и имеют, то в результате многолетних усилий активных граждан, проявляемых в хождении по судебным инстанциям, написаний обращений в законодательные и исполнительные органы власти.
Участники совещания – представители собственников МКД с разными способами управления общедомового имущества, представители бизнес-сообщества, осуществляющего деятельность в сфере управления МКД, представители СРО в сфере ЖКХ, представители Государственного жилищного надзора, общественных организаций, считают целесообразным довести свои предложения до Минстроя РФ, реализация которых, поможет сделать рынок управления МКД более цивилизованным.
- Введение обязательного лицензионного требования страхования ответственности управляющих организаций, в зависимости от величины управляемого жилого фонда. Для чего необходимо разработать необходимый «продукт» для страховых компаний.
- В целях исключения применения непосильных санкций в виде штрафов от надзорных органов, за нарушение лицензионных требований, внедрить четкие критерии понятий «угроза жизни» и их уровни, за которые могут быть наложены штрафные санкции разной величины.
- Ввести механизм принятия решений (ГЖИ или ОМС), о финансировании работ по устранению предписаний надзорных органов по безопасному содержанию МКД или исключению угрозы жизни проживающим, в случае если собственники отказываются принять такое решение, без судебных исков.
- Ввести механизм оперативного изменения срока проведения капитального ремонта МКД, в случае, когда ГЖИ внесла предписание об устранении дефектов, сопряженных с угрозой для безопасной эксплуатации дома и устранение которых не возможно без капитального ремонта. Бывают ситуации, когда дом стоит в программе капитального ремонта на 2030-е года и далее, а дефект требует незамедлительного устранения. Эта ситуация связана с тем, что программы капитального ремонта в регионах изначально были сформированы формально, без реальной картины технического состояния дома.
- Законодательно обязать управляющие организации выставлять на ГИС ЖКХ результаты сезонного осмотра общедомового имущества с дефектными ведомостями. Необходимо разработать четкий регламент сезонного осмотра общедомового имущества, исключающий формальные оценки состояния, типа «Удовлетворительно» или «Хорошо». В случае выявления необходимости проведения экстренных работ, дать право УК проведения таких работ, с безоговорочным выставления счетов собственникам.
- Признать факт, что ПП-290 «О минимальном перечне услуг и работ по…..» не работает, так как реальная стоимость таких услуг для собственников МКД не подъемна, если принципиально выполнять работы по данному документу. Более того, в соответствии с данным Постановлением, заказчиком по исполнению работ и услуг по содержанию на МКД, практически является государство, а не собственник имущества. Логично, что в таком случае, государство должно «доплачивать» за собственника, в случае, если его совокупные затраты семейного бюджета на услуги ЖКХ, превышают допустимые законом пределы. Предлагается внести изменения в данное постановление, оставив в нем, только работы, которые реально влияют на безопасность МКД. На государственном уровне оценить такие работы и ввести для них обязательные платежи, с учетом климатических зон, а так же технических особенностей строения. Все остальные виды работ полностью отдать на рассмотрение собственников жилья.
- Законодательно предусмотреть компенсацию управляющим организациям, являющимся исполнителями коммунальных услуг, со стороны ресурсоснабжающих организаций, расходов на работы по начислению, сборам и претензионной работы с неплательщиками.