Общественные экологические инспекторы РЦ “ЖКХ Контроль” в рамках совместного рейда с природоохранной прокуратурой и жилинспекцией выявили несколько крупных несанционированных свалок. В ходе осмотра территории прилегающей к одному из производственных предприятий экологи стали свидетелями закладки очередной “мусорной капсулы времени” с посланием от малого бизнеса 2018 года потомкам. С помощью экскаватора сотрудники предприятия попытались закопать несколько тонн мусора в грунт. Наряду с этим в ходе осмотра контейнерных площадок кировского района города Хабаровска выявлено несколько проблемных жилмассивов, мусор с которых не вывозится месяцами.
Анализ динамики образования несанкционированных свалок в черте поселений показывает значительный рост. Общественными экологическими организациями региона отмечается повышение на 20-30% количества контейнерных площадок в муниципальных образования края, городских округах, вывоз мусора на которых регулярно не производится, что приводит к накоплению отходов, ухудшению санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки, социальной напряженности.
Проблема хронической нехватки объемов контейнеров до сих пор не урегулирована на уровне нормативной базы регионального уровня.
Согласно пп. З п. 12 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО, утв. постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 N 881 (далее Правила №881), в обязанности регионального оператора входит создание и (или) содержание контейнерных площадок с указанием их мест нахождения и источника финансирования (при необходимости).
В ходе анализа причин сложившейся ситуации в работе с управляющими организациями и муниципалитетами выявлено, что население в должном объеме не оплачивает услуги по вывозу ТКО в составе платы за обслуживание МКД. В частном секторе и сельской местности ситуация обстоит еще хуже, так как договора на вывоз отходов с жилищными организациями собственниками не заключаются, эффективного механизма к понуждению нет в связи с утратой полномочий по муниципальному экологическому контролю в рамках КОАП.
Даже с введением в КОАП статьи за не заключение договора с регоператором правоприменительная практика данной меры остается под большим вопросом.
РЦ “ЖКХ Контроль” в преддверие начала работы регионального оператора в Хабаровском крае считает необходимым совместно с органами власти региона и муниципалитетами края детально проработать проблемные вопросы перехода на новую систему управления ТКО, коих накопилось немало. Вот, к примеру, некоторые из низ:
С кем регоператор будет заключать договора – с собственниками или управляющими организациями?
Включает ли установленный норматив крупногабаритные отходы?
Кто и за чей счет будет осуществлять замену поврежденных контейнеров не включенных в состав общего имущества?
Кем и как будет осуществляется сбор опасных отходов, входящих в структур ТКО (батарейки, люминесцентные лампы, электронный лом )
Кто будет оплачивать вывоз отходов сверх утверждённого норматива?
Как будет осуществляться организация раздельного сбора и будет ли применен дифференцированный тариф для экономического стимулирования уже имеющихся практик по раздельному сбору?
Наряду с этим не проработан механизм контроля за деятельностью регионального оператора со стороны органов экологического и жилищного надзора. В целях эффективного контроля и предупреждения нарушений необходима проработка правоприменительной практики, формирование ответственных подструктур, формирование планов совместной работы с муниципалитетами, собственниками, управляющими и общественными организациями.
Учитывая большую социальную значимость вопроса население должным образом не информировано. Только 15 % опрошенных знают о предстоящих изменениях. По нашему мнению работа по освещению предстоящих изменений в СМИ проводится недостаточно. Полномочия органов местного самоуправления в части просвещения в сфере управления отходов должны быть реализованы в полной мере с привлечением всех заинтересованных сторон.