НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль"|25.03.2019
  • Мы в социальных сетях

Мусорный налог или ползучая реформа в сфере обращения с отходами 

Share
Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» введены понятия ТКО (твердые коммунальные отходы) и «региональный оператор», с которым собственники коммунальных отходов должны заключить договора на оказание услуг по обращению с ТКО. В конце 2015 года был принят федеральный закон от 29.10.2015 № 404-ФЗ, который предусматривал, что обращение с ТКО (вывоз мусора) должно стать такой же коммунальной услугой, как, например, горячая вода или канализация. Вышедший позже Федеральный закон от 02.06.2016 № 175-ФЗ окончательно закрепил, что обращение с ТКО становится коммунальной услугой. Во исполнение законодательства Правительство РФ издало 2 постановления, одним из которых утвердило «Правила обращения с твердыми коммунальными отходами» (ПП РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156), а другим (ПП РФ от 26.12.2016 N 1498) внесло новый раздел «XV.1. Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами» в старые Правила предоставления коммунальных услуг (ПП №354). Таким образом ТКО окончательно перешли из жилищных в коммунальные услуги, которые оказывает нам всем один и тот же региональный оператор. Переход не был безболезненным, и все еще остаются вопросы и по тарифам, и по способу формирования платежей для разных групп населения, и по превышению предельных уровней повышения платы за ЖКУ при ведении новых платежей, и по поводу отказа муниципалов от раздельного сбора мусора ввиду финансовой незаинтересованности и отсутствии господдержки и многое другое. Бытует мнение, что мусорный регоператор, как и предыдущий – по капремонту — всего лишь новый карман для перераспределения денег населения. Кто-то считает, что это прогрессивный шаг… А пока мы имеем то, что имеем. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов. При этом бремя содержания контейнерных площадок и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, несут собственники земельного участка или собственники помещений, если площадка расположена на придомовой территории, входящей в состав общего имущества МКД. Федеральным законом от 30.12.2017 N 503-ФЗ внесены изменения, позволяющие выбирать в одном субъекте РФ несколько региональных операторов по обращению с ТКО, на срок не более 10 лет, органы местного самоуправления определяют схему размещения площадок накопления ТКО и ведут их реестр, а мы — оплачиваем услуги регоператора то ли по вывозу, то ли по обращению с ТКО отдельной строкой в платежке. Всех волнует цена вопроса. Стоимость услуги регопреатора зависит от норматива, тарифа и единицы расчета. Согласно ФЗ «Об отходах производства и потребления» норматив накопления ТКО устанавливается региональными органами охраны окружающей среды, тариф – уполномоченным органом по регулированию тарифов субъекта федерации, а единицу расчета (с кв. метра или с человека) определяют региональные власти (п.148.30 Правил № 354, п.4.1 постановления Правительства РФ от 27.08.2012 г. № 857). Органы государственной власти вашего региона вправе принять решение о том, будет ли плата за вывоз мусора начисляться исходя из площади вашего жилого помещения (квартиры) или же плата будет начисляться исходя из количества проживающих в этой квартире людей. То есть, в первом случае размер платы будет равен произведению норматива, тарифа и количества проживающих, разделенному на 12. Во втором случае размер платы будет равен произведению норматива, тарифа и площади квартиры, разделенному на 12. Также, если в вашем доме сбор мусора осуществляется раздельно, либо при наличии договоренности с региональным оператором, расчет платы может производиться исходя из суммарного объема вывезенных контейнеров с мусором, разделенного между квартирами пропорционально их площади (абз. 3 п.148.30 Правил № 354). А что у нас? Для жителей Саратова переход на коммунальную услугу по обращению с ТКО под контролем Регионального оператора должен был произойти 1 августа 2018 года, но по факту платежки выставили в октябре только за период с 12 по 31 августа, а с1 по 12 в городе был мусорный коллапс. Региональным оператором Саратовской области является филиал АО «Управление отходами» (на основании соглашения от 23.01.2018 года с уполномоченным органом исполнительной власти Саратовской области). В качестве единицы расчета для определения размеры платы за услуги регионального оператора по обращению с ТКО в МКД правительство Саратовской области определило общую площадь жилого помещения (ПСО от 31 июля 2018 года N 420-П) Нормативы накопления ТКО установлены Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области (Приказы № 47 от 05.02.2018 и №626 от 03.08.2018). ͪ

Норматив накопления твердых коммунальных отходов для жилого сектора на территории Саратовской области. Наименование категории объектов расчетная единица Годовой норматив накопления, м3/год Годовой норматив накопления, кг/год 1 Для населенных пунктов с численностью населения 100 тыс. человек и более Многоквартирные дома 1 чел. 2,4 (с учетом крупногабаритных отходов) 288 (с учетом крупногабаритных отходов) Индивидуальное жилищное строительство (частный сектор) 1 чел. 3,0 (с учетом крупногабаритных отходов) 390 (с учетом крупногабаритных отходов) 2 для населенных пунктов с численностью населения от 5 тыс. до 100 тыс. человек Многоквартирные дома 1 чел. 2,2 (с учетом крупногабаритных отходов) 264,0 (с учетом крупногабаритных отходов) Индивидуальное жилищное строительство (частный сектор) 1 чел. 2,8 (с учетом крупногабаритных отходов) 364,0 (с учетом крупногабаритных отходов) Примечание: средняя плотность твердых коммунальных отходов по Саратовской области составляет 128 кг/м3 и применяется в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505. Стоимость единицы объема накопления (т.н. единый тариф регионального оператора) установлена Комитетом государственного регулирования тарифов на 2018-2019 г.г. установлен в размере 586,07 руб. за 1 куб.м (см. Прил.5. Постановление № 28\1 от 31.07.2018) Итого плата за услугу регионального оператора составляет 3,91 руб. за 1 кв. м для МКД и 146,52 руб. за 1 чел. в ИЖС. В результате плата за «вывоз мусора» выросла от 2 до 5 раз. В платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг за август 2018 года начисление платы за вывоз ТКО должно быть произведено: с 1 по 11 августа как за жилищную услугу; с 12 по 31 августа как за коммунальную услугу. Начиная с сентября 2018 года, стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО исключается из платы за содержание жилья, в том числе в МКД, расположенных в Левобережье Саратовской области, а также в Саратове, Вольском и Хвалынском районах, ЗАТО Шиханы в полном объеме. Для остальных жителей МКД Правобережья услуга по вывозу отходов остается жилищной, размер платы за которую устанавливается на общем собрании. Прогнозно, в случае перехода на расчет «на душу квартиронаселения» плата за вывоз мусора для обитателей густонаселенных малогабаритных «хрущевок» вырастет еще в несколько раз. А это в основном – малообеспеченные слои населения.

Сотрудник Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Саратовской области О.Пицунова

Публикации схожей тематики:

Share