НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» 19 ноября подвел итоги общественного обсуждения (экспертизу) проекта федерального закона № 496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В общественной экспертизе законопроекта принимали участие эксперты региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ, члены Общественной палаты РФ, общественных палат субъектов Российской Федерации, иные общественные эксперты.

Законопроект подготовлен Министерством экономики РФ и внесен в Государственную Думу РФ. Согласно пояснительной записке предлагаемые в законопроекте изменения подготовлены по результатам анализа правоприменительной практики целого ряда федеральных законов, которые показали свою эффективность в ходе их реализации, и направлены на достижение положительных результатов в сфере земельных отношений и градостроительной деятельности в Российской Федерации, прежде всего в части, касающейся вопросов разрешенного использования земельных участков и устойчивого развития территорий. Принятие соответствующего федерального закона, по мнению его авторов, будет способствовать созданию необходимых условий для вовлечения земельных участков в гражданский оборот, эффективной работе органов государственной власти и местного самоуправления и устранению излишних административных барьеров в процессе взаимодействия с правообладателями земельных участков.

В целом участники общественной экспертизы поддержали законопроект. Вместе с тем они сформулировали целый ряд предложений и замечаний.

  1. Опасения вызывают проектируемые нормы, предусматривающие возможность строительства жилого дома на земельном участке сельскохозяйственного назначения, предоставленном крестьянскому (фермерскому) хозяйству. Предлагаемые в проекте федерального закона ограничения и запреты с целью недопущения злоупотребления данным правом представляются недостаточными. На практике встречаются случаи, когда зарегистрированные крестьянские (фермерские) хозяйства фактически не осуществляют сельскохозяйственную деятельность. При таких обстоятельствах проектируемая норма может привести к необоснованной застройке земель сельскохозяйственного назначения. Представляется целесообразным ввести дополнительные ограничения, предусматривающие возможность строительства жилого дома на земельном участке сельскохозяйственного назначения исключительно крестьянским (фермерским) хозяйствам, фактически осуществляющим сельскохозяйственную деятельность. Также предлагается рассмотреть возможность предоставления субъектам Российской Федерации права самостоятельно определять территории, на которых разрешается вышеуказанное строительство.
  2. Согласно пункту 6 проектируемой статьи 14.2 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях, когда использование не соответствующих регламенту использования земель, земельных участков и находящихся на них зданий, сооружений опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами возможно наложение запрета на их использование. Проектирование данной нормы с использованием слова «возможно» не отвечает целям и задачам обеспечения безопасности жизни или здоровья человека, охраны окружающей среды и сохранения объектов культурного наследия. В связи с этим предлагается установить в проектируемой норме обязательность запрета на использование земель и находящихся на них зданий, сооружений, а также установить порядок и критерии применения такого запрета.
  3. В дополнительном обсуждении нуждается предусмотренное в статье 9 законопроекта исключение из статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации части 4. Несмотря на положение части 11 проектируемой статьи 14.2 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательности установления регламентов использования земель с учетом требований, определенных Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об объектах культ 4 обстоятельство, что предусмотренная проектом федерального закона отмена положения части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса может трактоваться как возможность распространения действия градостроительного регламента, то есть строительства, на территории памятников и ансамблей. В связи с этим представляется необходимым уточнить положения проекта федерального закона, предусмотрев, что при определении видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах памятников и ансамблей, в обязательном порядке применяется норма подпункта 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона об объектах культурного наследия в части запрета строительства объектов капитального строительства и иных ограничениях хозяйственной деятельности на территориях памятников и ансамблей.
  4. В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 статьи 1 законопроекта предлагается подпункт 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации дополнить словами: «…за исключением случаев образования земельных участков, на которых расположены здания (кроме многоквартирных домов), сооружения, в целях предоставления таких земельных участков в соответствии со статьей 39.20 настоящего Кодекса…». Предусмотренные изменения могут повлечь негативные последствия в виде игнорирования общего правила образования земельного участка, сформулированного действующей редакцией пункта 4 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: «…в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами». Согласно пояснительной записке авторы законопроекта считают целесообразным предоставление правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах такой территории, права самостоятельно образовать земельный участок в целях реализации исключительного права на его приобретение, независимо от волеизъявления иных лиц. На практике это может привести к тому, что владелец здания самостоятельно, игнорируя градостроительное законодательство – «волеизъявление иных лиц», 5 сформирует земельный участок и будет претендовать на его получение в собственность, вопреки законным интересам иных собственников зданий, уже расположенных на этом земельном участке (собственников жилых помещений в многоквартирных и иных домах). Данная норма, по мнению экспертов, может спровоцировать новую волну «точечных застроек» и судебных споров. Предлагаемая в законопроекте редакция подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации вступает в противоречие со статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации и иными положениями рассматриваемого законопроекта, в которых установлено, что размер земельного участка определяется не на основании проекта владельца здания, а на основании градостроительного регламента.
  5. Согласно пункту 15 статьи 1 законопроекта пункт 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предлагается дополнить подпунктом 4 следующего содержания: «Отчуждение собственником принадлежащих ему зданий, сооружений, находящихся на неделимом земельном участке, проводится вместе с отчуждением доли в праве собственности на земельный участок, на котором расположены здания, сооружения. При этом право на преимущественную покупку такой доли у других участников долевой собственности не возникает». В пункте 1 статьи 250 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено только два исключения из общего правила о соблюдении права преимущественной покупки при продаже доли в праве общей собственности – публичные торги и продажа доли в праве общей собственности на земельный участок собственником части расположенного на таком земельном участке здания или сооружения либо собственником помещения в указанных здании или сооружении. Предлагаемый в законопроекте отказ от общего принципа предоставления одному из собственников преимущественного права приобретения доли в праве на недвижимое имущество противоречит 6 концепции имущественных правоотношений общей долевой собственности на неделимый земельный участок. В связи с этим необходимо привести проектируемую норму в соответствие с положениями пункта 1 статьи 250 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного участники общественного обсуждения рекомендовали доработать проект федерального закона № 496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков) с учетом вышеуказанных замечаний и предложений.

 

Состав экспертов – участников общественного обсуждения:  

  1. Акимова Марина Яковлевна — председатель Ассоциации ТСЖ г.Санкт-Петербург
  2. Аксенов Сергей Викторович — Председатель правления НП «Ассоциация ТСЖ, ЖСК и УО Курской области»
  3. Альбова Елена Александровна — помощник председателя, эксперт Ивановского регионального общества активных собственников жилья «ЖКХ Контроль»
  4. Алябышева Наталья Михайловна — исполнительный директор ТОПОО «Качество жизни», депутата Совета депутатов Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области
  5. Бредец Алла Владимировна — исполнительный директор РОО «Ассоциация многоквартирных домов г. Санкт-Петербурга»
  6. Бородина Татьяна Алексеевна — руководитель Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Ярославской области, председатель правления НП «Ассоциация нанимателей жилья «РАНЖ»
  7. Вепрецкая Татьяна Павловна — директор Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Национальный Жилищный Конгресс»
  8. Вершинин Анатолий Сергеевич — депутат Законодательного Собрания Челябинской области
  9. Даврешян Темур Мамоевич — руководитель Ассоциации субъектов общественного контроля Саратовской области
  10. Дементьева Анастасия Олеговна — депутат Тульской городской Думы, Координатор проекта» Народный контроль. ЖКХ»
  11. Дзюба Галина Анатольевна — член ОПРФ от Сахалинской области
  12. Дроздова Татьяна Николаевна — депутат Законодательного собрания Калужской области, руководитель Калужского регионального центра Общественного контроля в сфере ЖКХ
  13. Дубовский Анатолий Николаевич — член Общественной Палаты Республики Башкортостан, руководитель центра общественного контроля в сфере ЖКХ Республики Башкортостан
  14. Евсеев Александр Николаевич — председатель общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республики»
  15. Жигаров Федор Алексеевич — заместитель председателя Липецкого городского Совета депутатов
  16. Застела Михаил Юрьевич — профессор НИУ «Казанский государственный технический университет», Республика Татарстан
  17. Зосименко Валентина Геннадьевна – исполнительный директор НП «Балтийский Жилищный Союз», Калининградская область
  18. Калинина Светлана Викторовна — региональное общественное движение по защите прав собственников помещений «Наш дом» (Брянская область)
  19. Кошечкина Валерия Анатольевна — руководитель Иркутского регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ
  20. Красноперова Наталья Ивановна — директор ГАУ «Ростовский областной учебный центр».
  21. Кливер Алексей Викторович — член общественной палаты Республики Мордовия, Региональная общественная организация «Центр общественного контроля в сфере жилищно коммунального хозяйства Республики Мордовия»
  22. Кирносенко Анатолий Владимирович — председатель координационного совета «Некоммерческое партнерство «Ассоциация председателей советов многоквартирных домов» Камчатский Край.
  23. Коваль Владимир Николаевич — Председатель Общественного совета по проблемам жилищно-коммунального хозяйства при департаменте строительства, транспорта и ЖКХ  Белгородской области
  24. Кочура Анатолий Сергеевич — эксперт Центра общественного контроля в фере ЖКХ по Рязанской области
  25. Костянов Андрей Викторович — заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль», г. Москва
  26. Курков Алексей Петрович — эксперт регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Республики Адыгея
  27. Мамчур Валерий Михайлович — член Общественной палаты Московской области, руководитель Московского областного центра общественного контроля в сфере ЖКХ.
  28. Мазлоев Руслан Беталович — председатель Комиссии по экономическому развитию и поддержке предпринимательства ОП Кабардино-Балкарской Республики
  29. Максимов Андрей Николаевич — председатель Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению ОП РФ, г. Москва
  30. Николаев Григорий Анатольевич — директора НП «СРО «Симбирский дом», Ульяновская область
  31. Никонов Семен Юрьевич — руководитель Центра устойчивого развития Псковской области
  32. Нуриджанов Арсен Эдвинович — генеральный директор ООО «Альянс», издательство «Альянс Медиа Пресс», Председатель правления регионального общественного движения «Башдомком»
  33. Пинчуков Андрей Петрович — руководитель Костромского областного центра “ЖКХ Контроль”,
  34. Пронькин Андрей Николаевич — руководитель Регионального Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Тамбовской области
  35. Разворотнева Светлана Викторовна — исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль», г. Москва
  36. Романов Дмитрий Сергеевич — член Общественной палаты Республики Татарстан
  37. Русанен Алберт Анатольевич — руководитель ВРОО «ЖКХ-Контроль» Владимирской области
  38. Рыжов Александр Борисович — руководитель аппарата комитета по вопросам градостроительной деятельности, ЖКХ и топливно-энергетического комплекса зак.собрания Нижегородской области
  39. Санжицыренова Раиса Константиновна — директор Государственное бюджетное учреждение Республики Бурятия «Агентство развития жилищного строительства, коммунального комплекса и энергоэффективности Республики Бурятия»
  40. Седых Алла Владимировна — исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Ставропольского края.
  41. Сивакова Ирина Владимировна — руководитель городского центра общественного контроля в сфере ЖКХ, председатель правления Амурской региональной общественной организации «Союз старших домов»
  42. Сидоров Владимир Олегович — руководитель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Хабаровского края
  43. Скибин Сергей Николаевич — руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ г. Севастополь
  44. Сокин Алексей Анатольевич — депутат городского совета г. Омска
  45. Солтаев Мансур Муссаевич — руководитель Чеченского регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ, член ОПРФ от Р.Чечня
  46. Сохранов Сергей Сергеевич — первый заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль»
  47. Столыга Ирина Александровна — заместитель председателя Совета МКД Ленина94, город Мурманск
  48. Тармаева Надежда Владимировна — юрист НП «ЖКХ Контроль», г. Москва
  49. Упадышев Анатолий Игоревич — председатель Комиссии по вопросам местного самоуправления и жилищно-коммунальной политики Общественной палаты Ярославской области
  50. Фролова Ольга Евгеньевна — председатель Общественного совета ЖКХ при главе города Воронеж, председатель Правления НП «Воронежское содружество ТСЖ»
  51. Цыренжапов Чингис Дымбрылович — руководитель общественной приемной региональной общественной организации «Томский союз собственников жилья»
  52. Челышев Игорь Владиславович — руководитель Ивановского регионального центра общественного контроля, председатель Ивановской общественной организации активных собственников жилья «ЖК контроль».
  53. Часовских Виктор Иванович — председатель комиссии по местному самоуправлению строительству, жилищно-коммунальному хозяйству Общественной палаты Самарской области
  54. Шучалина Дарья Дмитриевна — член ОП Республики Коми
  55. Юлегина Елена Евгеньевна — руководитель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Тверской области

 

 

Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2020 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль". Сайт разработан AdLife Studio

Log in with your credentials

Forgot your details?