По данным статистики на 31.12.2015, с 1992 года в разных регионах страны в многоквартирных жилых домах (далее МКД) было приватизировано 70-80 % квартир:

  • В Тверской области на конец 2015 года приватизировано 84,5 % жилых помещений: 385 тыс. жилых помещений общей площадью 17,9 млн. кв. метров, из них 359,8 тыс. квартир общей площадью 17,4 млн. кв. метров.
  • В Ярославской области на конец 2016 г. в частную собственность граждан перешло 396,6 тыс. жилых помещений, или 85 % жилых помещений.
  • В Архангельской области в частной собственности 64 % жилой площади.
  • Во Владимирской области – 92 %.
  • В Смоленской области на 01.01.2016 – 75,4 %.

В соответствии с действующим законодательством  собственник квартиры в МКД несет бремя содержания принадлежащего ему имущества:

  • Статья 210 Гражданского кодекса РФ,
  • Ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ,
  • П. 28 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006

Ст. 16 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ»  установила, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома. В Тверской области  есть случаи, когда на основании этой нормы и соответствующего судебного решения  Администрация муниципального образования выполнила капитальный ремонт дома.  В частности, капремонт выполнен на этих условиях выполнен в Твери и Никулинском сельском поселении Калининского района. Однако, это редкие примеры исполнения бывшим собственником своей законной обязанности. По данным сайта «Союза городов Центра и Северо-запада России» на 01.01.2017 г. по 21 городу Союзе не исполнено более 1 200 аналогичных судебных решений на общую сумму чуть меньше 2 триллионов рублей, при этом средняя доля требуемой суммы в бюджете муниципального образования составляет 32 %, а в Калининграде, Архангельске, Великом Новгороде, Пскове и Рыбинске она составила 100% годового бюджета.

Кроме того, в прежние годы финансирование работ по улучшению состояния МКД финансировалось из бюджетов муниципальных образований. В последние годы, например, в г. Твери это финансирование последовательно сокращалось.

Динамика финансирования расходов из бюджета города Твери
по разделу  «Жилищно – коммунальное хозяйство» в тыс. руб.

Диагр 1

При этом, состояние МКД – вследствие существенных недоремонтов из-за отсутствия должного финансирования  – требовало более активных мер.

21 июля 2007 года Президентом РФ был подписан ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Закон установил правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов путем создания государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки.
Степень износа ряда МКД не позволяла восстановить их эксплуатационные характеристики путем проведения их капремонта. Эти дома были признаны аварийными, подлежащими расселению и сносу на основании норм Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 “Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции”. Бюджетные возможности большинства муниципальных образований и субъектов федерации не позволяли расселить аварийное жилье самостоятельно, поэтому еще одной функцией Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства стало финансирование работ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда
Фонд содействия реформированию ЖКХ на основании действующего законодательства и совместно с субъектами РФ на основе данных муниципальных образований разработал последовательно несколько программ расселения аварийного жилья. Программа фактически содержала пофамильные данные о жителях аварийных домов и адресах их переселения. В частности, в Твери в последнюю по времени программу расселения аварийного жилья были включены дома:

1 2 3 4 5 6 7 8

Всего в Твери по этой программе были расселены 12 аварийных домов, переселены 38 семей собственников и 59 семей нанимателей жилых помещений.

В Тверской области аварийные дома расселялись в Осташкове, Пено, Максатихе, Бологое, Сонково, Ржеве, Селижаровском и Ржевском районе, других муниципальных образованиях. В частности, расселялись аварийные дома в Пено, Калашниково, Кимрах, Осташкове:

1 2 3 4

Из представленных фотографий, даже без проведения экспертизы, видно, что восстановить эксплуатационные характеристики этих домов путем проведения и капремонта, а тем более, превратить их в благоустроенные современные жилища невозможно.

Поэтому программа расселения аварийного жилья стала единственно возможным способом улучшения жилищных условий граждан – как собственников жилых помещений, так и нанимателей, – проживающих в домах, не подлежащих капитальному ремонту, аварийных домах.

Жителей переселяли, в основном, в специально построенные под расселение аварийного жилья дома, в пределах населенного пункта, где расположены эти аварийные дома. В частности в Твери  собственники и наниматели жилья переселялись в дом, построенный в пос. в пос. Элеватор г. Твери.

Большинство МКД, построенных под расселение аварийного жилья, имеют все виды благоустройства. Например:

1 2

Лихославль                                                                                                                    Старая Торопа

Ряд МКД, построенных под расселение аварийного жилья, имеют виды благоустройства, соответствующие уроню благоустройства муниципального образования. Например, МКД в Селихово Селижаровского района, пос. Терелесовский Вышневолоцкого района, Сонково, частично Пено и Осташкова не имеют централизованной канализации и оснащены септиками.

 

По данным сайта «Союза городов Центра и Северо-запада России» Тверь по расселению аварийных домов – количество расселенных МКД, их площади и количеству переселенных граждан – находится на средне-статистическом уровне.

Всего в городах Союза, включая Тверь, на 01.01.17 года расселен  1 591 аварийный дом, общая площадь расселенных домов составила 308 059 кв. метров, средняя площадь расселенного дома – 193,6 кв. метра, общее количество жителей, которые улучшили жилищные условия по программе расселения аварийного жилья – 20 864. Общие затраты составили более 15 триллионов рублей.

Однако, в этих же городах на 01.01.17 года было признано аварийными 2 310 МКД, что составляет в среднем 5,6 % от общего количества МКД этих городов.

 

При этом по прогнозным расчетам 2017 года во Владимире на конец 2019 года должны быть признаны аварийными 27% от общего количества МКД в городе, в Нарьянмаре – 24%, в Архангельске – 17,5%. Общая сумма финансирования расселения аврийного жилья должна быть фактически удвоена. Справиться самостоятельно с такой задачей большинство субъектов РФ и муниципальных образований не могут и не смогут. Так, в бюджет Тверской области и муниципальных образований Тверской области на 2018 год не были заложены денежные средства на расселение аварийного жилья.
Поэтому представляется крайне своевременным и архиважным решение Президента РФ В.В. Путина о продолжении деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства с сохранением функции финансирование работ по   переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Антон Аржанов, директор ООО “Паритет”, студент 4 курса РАНХИГС, партнер Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Тверской области

Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account