В России все чаще случаются аварии на теплотрассах. Только за текущий отопительный сезон серьезные происшествия случились в Челябинске, Якутии, Томске, Самаре и Санкт-Петербурге. Страдают десятки тысяч человек, останавливают свою работу социальные учреждения. Причинами чаще всего являются изношенные трубы, по оценкам экспертов нужно менять треть труб в стране, около пяти процентов в год. Но финансовых возможностей у городов, муниципалитетов и компаний не хватает.
Как предотвратить аварии во время морозов, исключить риски для потребителей и при этом удержать рост тарифов на тепло, обсудили участники мультимедийного круглого стола, прошедшего в пресс-центре РИА «Новости» в формате видеомоста Москва — Новосибирск — Барнаул на тему «Промежуточные итоги прохождения отопительного сезона».
Одним из модераторов встречи выступила заместитель председателя Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Светлана Разворотнева. Она рассказала о сложностях, которые возникли при подготовке индекса качества городской среды муниципальных образований Российской Федерации, который готовится Минстроем РФ при участии ОП РФ. Это новый инструмент, который позволит российским городам выявить пространства, наиболее остро нуждающиеся в изменениях, – сообщает пресс служба ОП РФ.
«Сегодня мы даже не можем сказать, хорошо или плохо проходит нынешний отопительный сезон, потому что регионы говорят: это не авария, а инцидент. Мы с Минстроем активно обсуждаем индекс качества городской среды и как Общественная палата считаем, что количество аварий в муниципалитетах должно стать ключевым показателем индекса качества, но на данный момент нет единой статистики в разрезе муниципалитетов. К нам поступают обращения по проблемам теплоснабжения, но причины жалоб не всегда аварии, иногда это и неготовность многоквартирных домов или некачественная работа управляющих организаций и т.д.», — сообщила член ОП РФ.
Заместитель министра энергетики Российской Федерации Андрей Черезов рассказал, что за последние пять лет наблюдается положительная динамика по снижению аварийности на тепловых станциях.
«Одна из основных проблем, с которыми мы сталкиваемся, связана с высоким уровнем неплатежей теплоснабжающим организациям — это в свою очередь является причиной несвоевременной модернизация распределительных сетей. Мы считаем, что основные теплоснабжающие организации должны иметь в своей ответственности распределительную сеть, в таком случае затраты на содержание будут прозрачнее», — считает Андрей Черезов.
Начальник отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями Ростехнадзора Роман Кутасин обратил внимание участников на ситуацию, связанную с проблемами прохождения проверок муниципальными образованиями.
«Мы контролируем готовность к отопительному сезону, проверки начинаются с раннего лета. Мы расследуем ветхость тепловых сетей и причины аварий. Из 4705 муниципальных образований паспорта готовности получили только 3736. Следовательно, 969 муниципальных образования должны были продолжить работу по подготовке и обратиться к нам повторно для оценки, но сделали это только 23 процента из них, остальные даже не заявились», — сказал Роман Кутасин.
Участники дискуссии отмечают, что системного решения проблемы аварий и нарушений при обслуживании тепловых сетей в муниципалитетах на сегодняшний день не существует. В большей степени это касается малых городов, так как в крупных городах функционируют лидеры, владеющие источниками тепла, распределительными сетями; они несут ответственность за весь процесс поступления тепла от источника до потребителя.
В качестве решения задачи Минэнерго предлагает переход на альтернативные котельные. Пилотной моделью такой котельной является город Рубцовск Алтайского края. Метод альтернативной котельной призван изменить систему регулирования тарифов в сфере теплоснабжения и найти деньги на модернизацию теплосетей. Этот метод предполагает формирование тарифа на долгосрочный период (на 10 лет и более). Инвестор и местные власти просчитывают изначально затраты, необходимые вложения в инфраструктуру, после чего устанавливается верхнее значение тарифа, при этом фактическое может быть ниже. В настоящее время тариф устанавливается регулирующим органом, исходя из затрат ресурсоснабжающих организаций (ремонт, модернизация оборудования, зарплата и так далее), а также прибыли, которую может получить поставщик тепла. При рассмотрении тарифа до его утверждения из него могут исключаться необоснованные затраты.
Заместитель начальника управления контроля электроэнергетики ФАС России Елена Цышевская уверена, что важным аспектом в работе является коммуникация с населением. Важно вести диалог с гражданами, объяснять им, почему поднимается тариф и какие именно дополнительные услуги будут у людей.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по энергетике Валерий Селезнев считает, что необходимо ужесточать требования к теплоснабжающим организациям, чтобы на рынке работали только поставщики, имеющие необходимое оборудование, квалифицированных специалистов, чтобы они проводили мониторинг состояния труб, и над этими компаниями был соответствующий строгий контроль.
В рамках видеомоста выступил начальник Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска Дмитрий Перязев: «На сегодняшний день отопительный сезон в нашем регионе проходит спокойно, сейчас к нам пришло потепление. В начале месяца средняя температура была минус 30–40 градусов, и мы выходили на верхнюю срезку по теплоносителю, то есть температура теплоносителя доходила до 130 градусов, и тепловая станция работала в таком режиме около 10 дней. Сейчас эта температура снижена до 80 градусов. При необходимости мы проводим наладку и мелкий ремонт трубопровода, устраняем текущие дефекты. Мы считаем, что самые аномальные морозы Новосибирск прошел спокойно».
Заместитель главы администрации города Барнаула по городскому хозяйству Александр Алексеенко также сообщил о промежуточных результатах в регионе: «В Барнауле отопительный сезон протекает стабильно. Тепловые станции работают в штатном режиме. Повреждения происходят на инженерных сетях, по итогам 2018 года увеличение аварий составляет семь процентов по сравнению с 2017 годом. В качестве причин мы отмечаем, высокий износ тепловых сетей, при этом износ внутриквартальных сетей выше, чем магистральных».
Участники телемоста сошлись во мнении, что ситуацию может переломить приход крупного инвестора, которые будет способен вложить значительные средства в капитальный ремонт тепловых сетей. Это шаг к развитию концессии и государственно-частного партнерства.
Но с данным утверждением не согласен первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по энергетике Сергей Есяков. Он утверждает, что инвестиции брать неоткуда, потому что тепловой бизнес сегодня убыточен и вкладывать деньги компаниям экономически невыгодно.
Светлана Разворотнева считает, что необходим широкий ассортимент механизмов государственной поддержки для поиска и вхождения инвесторов и частного бизнеса в тепловую отрасль.
«Нужны государственные гарантии, помощь в софинансировании и т.д. Конечно, у государства нет средств, чтобы из бюджета финансировать модернизацию всей огромной инфраструктуры, но важно на этапе вхождения поддержать бизнес. Есть позитивный опыт — один год действия подобной программы в Фонде содействия реформированию ЖКХ, но потом Минстрой прекратил действие этой программы», — отметила Разворотнева.
Общественница уверена, что необходимо прекратить устанавливать тарифы на федеральном уровне и полностью передать эту ответственность в регионы.