30 мая в рамках Форума «Содружество» прошел «круглый» стол «Доступное и качественное жилье – ключевое условие развития территории и сбережения народа».

В работе «круглого» стола приняли участие Леонид Шафиров — член Комиссии ОПРФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, Олег Бетин — старший вице-президент банка «Российский Капитал», заместителя Председателя Общественного совета Минстроя, Евгений Коркин — Первый заместитель министра строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Светлана Гнездюх — начальник отдела сводной отчетности и прогнозирования Департамента региональных проектов.

Модератор встречи исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева, открывая собрание, отметила: улучшение жилищных условий граждан – одна из важнейших стратегических целей развития страны, поставленных Указом Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года. На основании Указа разработаны национальные проекты, в том числе —  проект «Жилье и городская среда», в соответствии с которым к 2024 году в стране должно строиться не менее 120 млн. квадратных метров жилья, а число семей, ежегодно улучшающих свои жилищные условия, должно достигнуть 5 миллионов в год.

Как выяснилось, данный национальный проект и в особенности его составляющая – федеральный проект «Жилище» стал одним из самых сложных и труднореализуемых.

Во-первых, не очень понятно, за счет чего добиваться резкого увеличения показателей в строительстве жилья. Тем более что во многих регионах его построено уже больше, чем покупается. В значительном количестве муниципалитетов многоэтажное жилье вообще не строится – нет платежеспособного спроса. Как в таких условиях выполнить показатели нацпроекта не знают не только регионы, но и Минстрой РФ.

Очевидно, что решением проблемы может быть либо резкое увеличение доходов населения (сопоставимого с ростом объемов строительства), либо значительное снижение стоимости жилья.

Прогнозов, касающихся существенного увеличения доходов граждан мы пока, к сожалению, не видим.

Однако – и это парадоксально – Правительством не предпринимается почти никаких усилий для снижения стоимости жилья.

Согласно паспорту национального проекта, в соответствии с прогнозными показателями средняя стоимость квадратного метра модельного жилья на первичном рынке к 2024 году возрастет до 88 тысяч рублей (против 68,9 тысяч рублей в 2019 году).

— Мы активно обсуждали эту тему на слушаниях в ОПРФ, подготовили рекомендации, в которых предлагали Правительству РФ дополнить паспорт нацпроекта системой мер и целевых показателей, направленных на снижение стоимости квадратного метра, — сообщила Разворотнева. — При этом есть опыт регионов, которые такую систему успешно внедряют. Например, Татарстан. Государственный жилищный фонд при Президенте РТ, который дает возможность снижать стоимость жилья существенно ниже рыночной.

Однако этот опыт не получил широкого распространения. Определение стоимости отдано на откуп девелоперам, спрос определяет предложение.

Государство, фактически, устранилось от решения жилищного вопроса, — заметила Разворотнева. —  Единственным способом улучшить жилищные условия является покупка жилья. Единственным государственным инструментом – ипотека.

Однако в федеральном проекте «Ипотека», фактически нет бюджетных денег. Опять-таки все отдано на откуп рынку.

За счет чего планируется достигать целевые показатели нацпроекта пока не понятно, но все обсуждают этот вопрос.

Как минимум, 40 % жилья, которое планируется построить в рамках нацпроекта – это малоэтажное жилищное строительство.

Очень актуально для малонаселенных, традиционно сельских территорий, каких большинство в Сибири и на дальнем Востоке.

В большинстве муниципалитетов многоэтажное жилищное строительство вообще отсутствует.

А индивидуальные дома люди строят медленно и долго. Мучаются с оформлением участков, с подключением коммуникаций, вопреки, а не благодаря помощи государства. Например, на индивидуальное строительство нельзя взять ипотечный кредит.

Однако возможны другие схемы. И малоэтажное строительство можно сделать более массовым, значительно более дешевым.

Есть примеры Белгорода и Тамбова.  Но этот опыт годами был не востребован.  Сейчас вроде бы государство начинает поворачиваться лицом к этой теме.

Как удешевляли в Тамбове жилищное строительство, рассказал старший вице-президент банка «Российский капитал», зампред Общественного совета Минстроя Олег Иванович Бетин.

Еще одна составляющая нацпроекта – проект по устойчивому сокращению непригодного к проживанию жилищного фонда.

Принимая данную программу в 2008 году государство утвердило очень важное и уникальное социальное решение. Которое, кстати, не только позволило на предыдущем этапе обеспечить новым жильем более 1 миллиона человек, но и дало серьезный мультипликативный эффект – возрождение строительного комплекса.

О новых инструментах переселения рассказала Светлана Гнездюх, начальник отдела сводной отчетности и прогнозирования ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ».

Но, пожалуй, главная проблема заключается в том, что за рамками нацпроекта остались многие аспекты жилищной политики, и, главным образом, обеспечение жильем граждан с низкими доходами, социально незащищенных категорий граждан.

Предыдущий приоритетный проект назывался «Ипотека и арендное жилье». Минстрой пытался обеспечить строительство наемных домов в регионах. Однако результаты показатели достигнуты не были, и тема аренды ушла из повестки. Это было закономерно, поскольку Минстрой и не мог реализовать программу в одиночку и только за счет бизнеса.

Если изучать зарубежный опыт, то выясняется, что развитие арендного жилья – это комплексная система мер, реализуемая как за счет строительства специализированных жилищных комплексов, так и за счет вовлечения в оборот частного жилья. Как это можно применить в России рассказала  Раиса Санжицыренова — руководитель «Регионального центра ЖКХ Контроль» в сфере ЖКХ в Республике Бурятия.

В результате круглого стола были проанализированы инструменты и механизмы, которые могут быть задействованы для реализации задач нацпроектов.  Озвучены проблемы и трудности, с которыми сталкиваются регионы и муниципалитеты, и устранить которые по силам федеральному центру. Систематизированы предложения по удешевлению стоимости строящегося жилья. Все предложения будут включены в итоговую резолюцию и направлены в федеральные органы власти.

Пресс-служба НП «ЖКХ Контроль»

Нет комментариев

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2019 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль". Сайт разработан AdLife Studio

Log in with your credentials

Forgot your details?