Избитый штамп советской прессы – «письмо позвало в дорогу» к этой поездке вряд ли применишь. Обращения и жалобы жителей города Ейска в практике Краснодарского центра общественного контроля привычное явление, жилищные активисты здесь работают постоянно. С открытием курортного сезона 2019 года количество жалоб возросло.
ГородокЪ основанный как резервная столица крымского хана Шагин-Гирея, уютно примостившийся на берегу Азовского моря, радостно встречает отдыхающих рекламой позиционирующей его чуть ли не как маленький Сочи. И правда, цены в кафе и гостиницах столичные, но с первых же шагов понимаешь, что притязания явно завышены. Инфраструктура города Ейска удручает, многие тротуары находится в запущенном состоянии, ливневая канализация не справляется со своей функцией, водоснабжение населения нестабильно, многоквартирные дома управляются как придется, капитальный ремонт идет сам собой. ЖКХ-Контроль может не уходить отсюда круглый год и работы не уменьшится.
Пытаемся посмотреть, что сделано муниципалитетом для реализации приоритетного федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», грешно ведь не использовать федеральные и краевые средства на благо родных горожан и отдыхающих, но оказывается не всегда. В 2018 году городское поселение участвовало в федеральной программе, однако сорвало сроки выполнения работ (на момент подведения итогов готовность объектов составляла только 94 процента), поэтому в программе 2019 года Ейск уже не участвует… Первым делом смотрим наиболее посещаемые общественные территории, парк Поддубного, парк Горького, сквер Пушкина, сквер Нижнесадовый, расположенные вдоль широкой зеленой прогулочной зоны, по пути к морю. Отдыхающих и горожан здесь много. Идет обычная курортная торговля, слышна музыка. Однако ощущения уюта и комфорта нет. За этой территорией конечно следят, но как-то примитивно по технологии прошлого века. Контейнеры стоят прямо на улице, часто соседствуют с лавочками для отдыха, мешки с убранным мусором лежат на газоне целыми днями в ожидании машины. Раздельного сбора мусора нами не обнаружено. Местами видны следы недавно проведенного ремонта парков и прогулочной зоны, но не более того. Нет ощущения свежести и новизны. Витает дух ушедшей эпохи и увядания. Качество выполненных по федеральной программе работ (которые видны лишь опытному взгляду) вызывает сомнение – местами проседает и идет волной плитка, местами покрытие и вовсе отсутствует. Лавочки, освещение, элементы озеленения – оставляют ощущения старого, подкрашенного, да подбеленного… Конечно в этом есть свой колорит, но где же «системное повышение качества и комфорта городской среды» о котором говорится в первых же строках программы? Похоже, у местной городской администрации возникло желание залатать старые дыры и недоделки, за счет целевых средств. Возможно деньги федеральной программы были «размазаны» на большом количестве объектов, вместо того сконцентрировать на основном? И результат на лицо. Однако чем ближе к морю, тем вид становится более приятный, новые тротуары и набережная радуют, но уже в нескольких метрах увядающая инфраструктура. Лишь святитель Николай Чудотворец сумел отстоять причитающуюся долю внимания – вокруг него на лицо новый, хорошо выполненный ремонт, на фоне которого резким диссонансом буквально звенит голая выжженная солнцем земля, покрытая скупыми пучками желтоватой травы. До настоящего озеленения здесь, как впрочем, и во многих других местах, не дошло. Потому-то и спешат прохожие, не желая лишний раз остановиться или присесть на лавочку в тени.
Дворовые территории оставляют еще больше вопросов. Расположенная напротив автостанции дворовая территория многоквартирных домов по улице Красная,66 с литерами от 1 до 8, отремонтирована по федеральной и по муниципальной программе. Но, сделано это не благодаря дальновидности местной власти, а для того чтобы хоть как-то успокоить местных жителей, длительное время живущих в стрессе от постоянных затоплений, приведших к разрушению дворовых проездов и подмыванию фундаментов домов, после их многократных обращений во все инстанции.
С 2012 года администрация делает вид, что не понимает суть проблемы и как ее можно решить. А, секрет подтопления ливневыми водами на поверхности. Он в ошибке проектировщиков и своекорыстии строителей, которые при застройке отказались от первоначального «советского» плана водосброса самотоком через ливневый коллектор большего диаметра, проложенный под ул. Коммунистической, необдуманно заменили его принудительным отводом атмосферных осадков при помощи КНС с расширительным бассейном, нагрузив ее стоками с соседних улиц. Как верх безразличия они разрешили дальнейшую застройку проблемной ложбинки, в которую естественным образом уходит атмосферная вода. Если бы власти не знали, не понимали – полбеды, они действовали сознательно и самоуверенно. Результаты – на лицо. КНС должным образом не работает. Дети учатся плавать в знаменитых на весь город лужах. Мимо домов проносятся маршрутные такси, игнорирующие требования ПДД и СП о запрете сквозного проезда через дворы.
Внимательно осматривая результаты реализации программы «комфортная городская среда» мы увидели новенькую, но уже заиленную придомовую территорию, соседствующую с местами где от постоянного подмывания проваливается грунт, с заложенными кирпичом вентиляционными отверстиями подвалов (чтобы ливневая вода меньше затапливала), с треснувшими от просадки стенами домов. Жилищный фонд явно разрушается, но кроме жителей, похоже, никого это не беспокоит.
Также печально обстоит делом с ремонтом крыш в многоквартирных домах по ул. Красная, дом 47 литер 2 и Красная дом 57, на текущий ремонт которых, уже израсходовано больше средств, чем необходимо на их капремонт. А ведь есть механизм переноса сроков капремонта, об этом муниципалитет знает, но для его реализации нужно проявить желание и волю – но, не досуг.
К проведению работ по реализации краткосрочных планов капительного ремонта многоквартирных домов в 2018 и 2019 году тоже масса вопросов, но в глаза бросилось отсутствие повседневного контроля администрации города и «техзаказчика» за его ходом. Жители домов ни разу не видели здесь представителей муниципалитета, не понимают, как и для чего это делается. Их информированность о сроках, порядке капремонта и видах работ почти нулевая. В лучшем случае старших просили подписать заготовленные протоколы собраний, забыв о необходимости диалога с собственниками. Жилищное просвещение и учеба председателей советов и жилищных активистов МКД в Ейске не ведется, а специально изданная Фондом капремонта брошюра–методическое пособие «Сохраним свои дома для будущих поколений» не попала даже к старшим по домам, а ведь ее тиража хватит на актив всех многоквартирных домов края. Завершала картину не огороженная строительная площадка и не убиравшийся больше месяца строительный мусор у подъездов дома по ул. Красная, 47 литер 5, в котором по капремонту меняли лифты.
Водоснабжение Ейска и всего района многие годы является проблемным вопросом, имеется сезонный дефицит питьевой воды, а долги за коммуналку и прочее зашкалили. Дошло до того, что городские сети пришлось принудительно передать на обслуживание в ГУП «Кубаньводкомплекс» и лишь тогда замаячила надежда, что сам-то поставщик ресурса сможет решить вопрос о вводе дополнительных мощностей. Но и она слабая.
Пытаемся доехать до крупнейшего в городе санатория «Ейск», где нам назначена встреча с представителем ОНФ – но, не тут-то было, автобусных маршрутов в этом направлении нет, потому приходится воспользоваться такси. А, как быть отдыхающим с чемоданами? Такси? В этом смысле Ейск как положено на уровне – «Максим», «Везет», «Яндекс такси» готовы прийти на помощь круглосуточно, и заменить городской транспорт по сходной цене. Автовокзал оставляет ощущения безжизненности – ни тебе пассажиров, ни торговли, а единственный платный туалет вызывает воспоминания о начале 90-х.
К сожалению, город Ейск стагнирует. С 2012 года его население не растет, хотя жилье активно строится. Свою долю в это вложили местные муниципальные власти, мало озабоченные созданием комфортных условий для проживания и видимо занятые другими проблемами.
Балашов И. Карлеба А