26-27 июня исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева приняла участие в работе XV конференции городов-партнеров России и германии «Пути взаимопонимания: партнерства как связующее звено в Германо-Российском диалоге», которая состоялась в гг Ахен и Дюрен.
На заседании рабочей группы «Муниципальное сотрудничество» С.В. Разворотнева выступила с докладом «Актуальные вопросы в жилищно-коммунальном хозяйстве, в особенности в сфере утилизации»:

«По данным Минприроды, в России образуется более 70 миллионов тонн твердых коммунальных отходов ежегодно, из них перерабатывается 5–7%, остальное захоранивается. Традиционно вывоз и утилизация отходов, включая обустройство полигонов,   являлись муниципальными полномочиями.

Проблемы отрасли: отсутствие собственных средств для создания мест накопления и полигонов, трудности привлечения инвесторов в эту сферу, непрозрачность.

Последствия: появление значительного количества несанкционированных свалок, отсутствие современных полигонов и переработки.

С 2017 в Российской Федерации началась большая реформа по обращению с отходами.

Важнейшие изменения:

— Превращение услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами из жилищной в коммунальную.

— Передача значительного количества полномочий и обязанностей на региональный уровень.

Задачи регионов:

— разработать и утвердить:

  • территориальные схемы обращения с отходами;
  • нормативы накопления твердых коммунальных отходов (ТКО);
  • региональные программы в области обращения с ТКО;
  • порядки накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления).

— На конкурсной основе выбрать региональных операторов по обращению с ТКО.

  • На территории каждого субъекта РФ должны работать один или несколько региональных операторов по обращению с ТКО, избираемые на конкурсной основе.
  • Тарифы на услуги региональных операторов утверждает регион

Ответственность органов местного самоуправления: обустройство контейнерных площадок

С 1.01.2019 на новую систему обращения с ТКО должны были перейти все субъекты РФ за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и г. Севастополя. Однако в связи с неготовностью ряда субъектов в конце 2018 года им предоставили право переносить реформу на более поздний срок.

С 1.01.2019 – запрет на использование полигонов, не соответствующих санитарным требованиям.

Проблемы текущего этапа

Не все субъекты РФ своевременно перешли на новую схему обращения с отходами

  • Не перешли полностью: 11 регионов (в том числе по причине незаконченных судов, расторжения ранее заключенных договоров)
  • Не перешли частично: 9 регионов (не работают операторы на части территории)

Несовершенство региональных нормативных актов

  • В ряде случаев – плохо проработанные региональные схемы обращения с отходами (например, 80 % регионов не предусмотрели в схемах раздельный сбор отходов)
  • Серьезные отличия тарифов и нормативов накопления в различных регионах

Отсутствие сертифицированных полигонов и предприятий по переработке ТКО

  • Не во всех контрактах с региональными операторами есть обязательство по обустройству новых полигонов
  • Недостаток инвестиций
  • Сложности по согласованию новых мест размещения отходов с гражданами (по данным опросов только 3 % граждан готовы поддержать строительство мусороперерабатывающего завода рядом с домом).

В итоге: разрешение вывозить мусор на несертифицированные полигоны продлили до 2023 года.

Отсутствие контейнерных площадок и средств на обустройство новых

Отсутствие актуальных баз данных о потребителях услуги для операторов по обращению с ТКО

  • Ошибки в начислениях и выставлении платежей

Недовольство граждан

  • Рост платы для граждан
  • Слабое информирование о целях и задачах реформы
  • проблемы с перерасчетом

Федеральное правительство как локомотив реформы по обращению с отходами

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» утвержден национальный проект «Экология».

В рамках национального проекта «Экология» реализуется федеральный проект «Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами».

Задачи:

  • формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены,
  • создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления.

Целевые показатели федерального проекта:

— доля ТКО, направленная на утилизацию, в общем объеме образованных ТКО в Российской Федерации – 36% к 2024 году;

— доля ТКО, направленная на обработку, в общем объеме образованных ТКО в Российской Федерации – 60% к 2024 году.

На реализацию проекта планируется потратить 296 223100 000  рублей, из них 107864 000 000 рублей — из федерального бюджета (свыше 1 500 000 000 евро)

Создан единый государственный реестр объектов размещения отходов

В январе 2019 года Указом Президента РФ создан уникальный институт развития в сфере обращения с ТКО – Публично-правовая компания «Единый экологический оператор» (ЕЭО)

Функции ЕЭО:

  • Совершенствование законодательства в сфере обращения с ТКО
  • Мониторинг работы регионов и органов МСУ в сфере обращения с ТКО, при необходимости – предложения по корректировке региональных и местных нормативных актов
  • Образовательная, просветительская и информационно-разъяснительная деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также популяризацию современных технологий обращения с такими отходами;
  • Международное сотрудничество по вопросам организации обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе заключает соглашения с международными организациями;
  • Разработка мер по привлечению частных инвесторов к реализации инвестиционных проектов, в том числе – софинансирование инвестиционных проектов, предоставление гарантии (поручительства) для инвесторов, осуществление эмиссию облигаций в целях финансирования инвестиционных проектов, участие в концессионных соглашениях и соглашениях о государственно-частном и (или) о муниципально-частном партнерстве, осуществление выкупа земельных участков и приобретение имущества для реализации инвестпроектов и т.д.
  • формирует библиотеку типовых проектов, реализуемых в области обращения с твердыми коммунальными отходами, осуществляет добровольную сертификацию технологий, оборудования, объектов капитального строительства, необходимых для осуществления деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
  • осуществляет научные разработки, проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на реализацию целей компании, установленных настоящим Указом и уставом компании;

В настоящее время через ЕЭО будет осуществляться финансирование контейнерных площадок для органов местного самоуправления (7 700 000 рублей)».

В результате сложившейся дискуссии с немецкими коллегами было достигнуто соглашение об образовании совместной рабочей группы по продвижению передовых технологий в сфере обращения ТКО.

Нет комментариев

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2019 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль". Сайт разработан AdLife Studio

Log in with your credentials

Forgot your details?