Центром общественного контроля в сфере ЖКХ Тверской области подвел первые итоги работы в соответствии с Соглашением о взаимодействии между Региональным оператором – ООО «Тверьспецавтохозяйство» и Тверской областной правозащитной общественной организацией «Качество жизни», подписанным 29 июля 2019 г.
Соглашение подписано В целях реализации приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами, установленных ч. 2 ст. 3 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) “Об отходах производства и потребления”, а именно обеспечения максимальное использование исходных сырья и материалов, предотвращение образования отходов, сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования, обработка отходов, утилизация отходов.
Предметом Соглашения является организация взаимодействия САХ и ЦОК по вопросам, возникающим в сфере оборота твердых коммунальных отходов на территории Тверской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) при проведении мероприятий ЦОК по общественному контролю в сфере оборота ТКО, организации совместных мероприятий в сфере оборота ТКО, проведении правового просвещения получателей жилищно-коммунальных услуг, собственников помещений в многоквартирных домах, управляющих организаций в многоквартирных домах.
На 14 августа проведено 16 проверок, в т.ч. проведены 2 совместные с РО проверки в пос. Редкино и Новозавидово в Конаковском районе. Проверены трассы на Молоково, В. Волочек, Бологое, Лихославль, Оршин монастырь, Нелидово, Горицы, а также частично населенные пункты Тверь, Молоково, В. Волочек, Бологое, Лихославль, , Нелидово, Горицы, пос. Терелесовский, пос. Новозавидово в Конаковском районе. Полностью проверены места сбора ТКО в пос. Редкино Конаковского района, где на сайте Администрации опубликована схема размещения мест сбора ТКО. Всего проверены 79 площадок для сбора ТКО, из них вызывали нарекания 20 площадок – 25%, а также 59 мест установки кагатов или контейнеров, из них вызывают нарекания 17 мест – 29%. По ряду нарушений порядка вывоза ТКО получена реакция РО, например, из Новозавидово:
Было 30.07.19 Стало 08.08.19
В целом, ситуация нормальная. Мусорный коллапс в Конаковском районе на момент проверки не подтвердился. Общее впечатление о Тверской области – чисто.
Но расслабляться не стоит. Общие замечания первых двух недель активных проверок:
– нет схем размещения мест сбора ТКО – этот вопрос надо отработать с ОМСУ,
– на многих домах нет аншлагов с названием улицы и номера дома, это затрудняет, как проверки, так и формирование схем размещения мест сбора ТКО и работу по вывозу ТКО,
– на площадках и местах размещения контейнеров нет графика вывоза отходов, нет данных о лице которое ответственно за вывоз отходов, нет № телефона, по которому следует сообщить о проблемах с вывозом ТКО, это затрудняет, как проверки, так и и работу по вывозу ТКО,
– в большинстве своем контейнеры и кагаты страшные и ржавые, в т.ч. у коммерческих структур,
– ко многим местам сбора ТКО нет цивилизованного подъезда – тяжелые машины разрушают дороги и загрязняют населенные пункты, надо приблизить места сбора к асфальтированным дорогам, а не прятать их в закоулках,
– в Лихославле сбор ТКО машинами по графику не оправдывает себя – на местах сбора ТКО вне времени приезда машины для сбора ТКО грязно,
– не выявлены места сбора ТКО в большинстве просмотренных деревень,
– не выявлен раздельный сбор ТКО в большинстве просмотренных мест сбора ТКО,
Отдельные грязные места только усиливают это впечатление. По этому направлению предстоит работа, как ОМСУ по выявлению мест где необходимо установить контейнеры для ТКО, так и для РО по вывозу этих ТКО. Особая работа предстоит органам власти и общественности по воспитанию населения: бросить мусор на дороге, улице или в лесу должно стать невозможным для каждого человека.
Не устранено противоречие в законодательстве: все средства за вывоз ТКО от МКД переданы РО, за этим строго следили получатели услуги, ГЖИ и прокуратура, но управляющим организациям законодатель оставил функции по содержанию мест сбора ТКО. Чтобы выполнить эту работу в отсутствие средств, ранее предназначенных на ее исполнение, или собственники должны увеличить тариф по строке «Содержание» или УК должна сократить расходы непосредственно на содержание общего имущества в МКД. Оба решения очень болезненны для собственников помещений в МКД.