В течение третьего квартала 2019 года на горячие линии региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ и в приемную Национального центра «ЖКХ Контроль» поступило 6 533 обращения. На основании анализа данных обращений Некоммерческим партнерством «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» был составлен список основных проблем в сфере ЖКХ (Рейтинг проблем). Итоги анализа приведены в сводной таблице (Приложение 1). Методика анализа  (Приложение 2).

ТОП-10 тем обращений по версии НП «ЖКХ Контроль»

Итоговый рубрикатор проблем выглядит следующим образом:

 

1. Неудовлетворительное состояние, содержание и текущий ремонт МКД (1 203 обращения, что составляет 18,4%) включает следующие проблемы:

2. Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги (993 обращения, что составляет 15,2%) и включает следующие проблемы:

  • соблюдение порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги;
  • перерасчеты;
  • формирование и доставка платежных документов;
  • дополнительные платежи, комиссии;
  • установление и изменение размера платы за жилое помещение
  • начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме –  202 обращений, что составляет  3,1 % от общего количества.

3. Управление МКД (765 обращений, что составляет 11,7%) включает следующие проблемы:

  • споры хозяйствующих субъектов о праве управления МКД (проблема двойных платежных документов);
  • законность действий ТСЖ, ЖСК, управляющих организаций (в том числе вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности);
  • раскрытие информации управляющими организациями;
  • лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами;
  • договор управления;
  • предоставление и содержание отчетов об исполнении договоров управления, актов выполненных работ;
  • ГИС ЖКХ – 46 обращений, что составляет 0,7% от общего количества обращений;

создание и деятельность советов МКД, выплата вознаграждения членам совета

4. Капитальный ремонт (674 обращения, что составляет 10,3%) и включает следующие проблемы:

  • сроки проведения капитального ремонта (обоснованность сроков, установленных регпрограммами, соблюдение сроков согласно договорам подряда);
  • размер взноса на проведение капитального ремонта;
  • отсутствие информации о региональных программах проведения капитального ремонта, их актуализации;
  • качество и соблюдение сроков выполнения работ в рамках проводимого капитального ремонта;
  • организация проведения капремонта (проведение общих собраний, утверждение документации и видов работ, доступность документов, приемка работ);
  • выполнение гарантийных обязательств;
  • прочее.

5. Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории (479 обращений, что составляет 7,3 %), в том числе:

  • реализация на территории Российской Федерации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» — 95 обращений, что составляет 1,5 % от общего количества обращений.

6. Проблемы, возникающие в связи с введение новой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (363 обращения, что составляет 5,6%) включает следующее:

    • исключение платы за ТБО из состава платы за содержание жилья;
    • начисление платы за ТКО, выставление платежных документов;
    • заключение договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственниками и региональным оператором, между управляющими организациями и региональным оператором;
    • уборка контейнерных площадок, их количество, доступность, бестарный вывоз, раздельное накопление;
    • норматив потребления услуги;
    • соблюдение периодичности предоставления услуги;
    • прочие вопросы.

7. Неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг (361 обращение, что составляет 5,5%) .

8. Общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах (236 обращений, что составляет 3,6% от общего количества обращений) включает следующие проблемы:

  • подготовка, проведение общих собраний, подведение итогов голосования, уведомление о принятых решениях и их исполнение;
  • — фальсификации документов;
  • — доступность сведений о собственниках помещений;
  • — другое;

 

9. Общее имущество в многоквартирном доме (183 обращения, что составляет 2,8 % от общего количества обращений), в т.ч.определение состава и порядка использования, законность отчуждения общего имущества, в том числе в муниципальную и государственную собственность, взаимодействие с органами власти в разрешении вопроса возврата имущества в общую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, возврат.

10. Проблемы с приборами учета (182 обращения, что составляет 2,8% от общего количества обращений)

11. Иные темы (1 276 обращений, что составляет 19,5%) включают следующие проблемы:

  • социальный найм;
  • жалобы на действия и бездействия уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, влияющих на соблюдение прав и законных интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе коррупционная составляющая (112 обращений, что составляет 1,7 %);
  • заключение договоров на обслуживание внутриквартирного газового оборудования;
  • сохранность жилых помещений и соблюдение назначения их использования, перепланировка, переоборудование;
  • прямые договоры собственников  с ресурсоснабжающими организациями (60 обращений, что составляет 0,9 %);
  • аварийное жилье: признание аварийным, переселение граждан, снос (122 обращений, что составляет 1,9 % от общего количества обращений);
  • споры между   физическими и юридическими лицами, прямо не связанные, но сопряженные со сферой оказания жилищно-коммунальных услуг;
  • проблемы, связанные с индивидуальными и общедомовыми приборами учета (137 обращений, что составляет 2,1%), включают вопросы:
  • приобретение, установка, ввод в эксплуатацию, поверка, эксплуатация;
  • установление факта наличия или отсутствия технической возможности установки;
  • стоимость оборудования, устанавливаемого ресурсоснабжающими организациями;
  • рассрочка платежа;
  • иное.
  • проч.

Комментарий исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Разворотневой С.В.:

Третий квартал 2019 года ознаменовался рекордным количеством жалоб на неудовлетворительное состояние МКД. При этом мы видим, что с каждым кварталом таких жалоб становится больше. Если добавить к этим показателям жалобы, связанные с управлением МКД и проведением общих собраний, то становится очевидно, что «жилищная» тема является сегодня самой острой, горящей. Несмотря на непрерывные попытки федеральных органов власти внести точечные изменения в законодательство (введение лицензирования управляющих организаций, введение грубых нарушений лицензионных требований, попытки упростить проведение общих собраний), ситуация с точки зрения граждан не улучшается. Сегодня на всех профессиональных площадках обсуждается проект  «Стратегии развития ЖКХ до 2035 года». НП «ЖКХ Контроль» подготовил целый пакет предложений в сфере изменения жилищного законодательства. Он направлен на то, чтобы сделать собственника настоящим хозяином в своем доме – дать ему контроль над платежами за жилищные услуги, право полноценно распоряжаться общим имуществом и т.п. Однако до сих пор Минстрой РФ никак не отреагировал на эти инициативы.

В 3-м квартале также несколько возросло количество жалоб, связанных с проведением капитального ремонта. Рост ожидаемый: на этот период приходится пик работ по этому направлению. Большинство обращений связано с качеством капитального ремонта.

Также отмечается снижение количества обращений по темам обращения с ТКО и благоустройства. Тема «мусора» является «горящей» с начала 2019 года в связи с переходом субъектов РФ на новую систему обращения с ТКО. Однако первый шок, связанный с повышением платежей и ошибками в начислениях, связанными с приходом на рынок коммунальных услуг новых игроков, прошел. Сеть общественного контроля фиксирует точечные проблемы, связанные с обращением с ТКО в разных регионах страны, однако в целом напряженность данного вопроса снижается.

уменьшение обращений, связанных с благоустройством придомовых территорий, возможно, связано с тем, что в целом конфликты по определению очередности благоустройства дворов остались в прошлом, в выбранных дворах проходят плановые работы, которые пока не завершились и нарушения качества не вполне очевидны.

При этом сеть общественного контроля в сфере ЖКХ совместно с Общественной палатой РФ проводит плановый мониторинг реализации проекта «Комфортная городская среда». В Общественной палате РФ открыта «горячая линия», на которую граждане направляют обращения, связанные с реализацией федерального проекта. Жалобы касаются как качества работ, так и случаев, когда мнение граждан не было учтено. Кроме того, в III квартале 2019 года сеть общественного контроля в сфере ЖКХ провела общественный мониторинг, касающихся постановки благоустроенных дворов на кадастровый учет.

Приложение 1.

Итоги мониторинга 

Сеть общественного контроля в сфере ЖКХ осуществляет постоянный мониторинг реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». В 2019 году общественниками проверено около 3000 объектов благоустройства (общественных и дворовых территорий) в разных субъектах страны. Проверки проходят не только по жалобам, но и в плановом порядке.

Результаты мониторинга выявили следующие проблемы.

Практически  все регионы столкнулись с проблемой пересмотра очередности ремонта дворов – власти необоснованно переносят работы на более поздние сроки.  Не во всех регионах формирование программ по дворам было прозрачно и очевидно.

Немало споров и конфликтов в городах связано с обустройством общественных пространств. Так, например, жители Вологды оказались недовольны проектом по переоборудованию исторической набережной. Региональный центр  «ЖКХ Контроль» Вологодской области организовал слушания с общественностью и архитектурным сообществом,  чтобы согласовать интересы различных социальных групп и определить параметры проекта, который устроит большинство горожан. На данный момент работы не ведутся.

В г.Иваново во время проверки было установлено, что граждане просили включить в проект сквера Интернационалистов мемориал и сцену для памятных мероприятий, вместо этого московское архитектурное бюро разработало детскую и спортивную площадки. Но работы так и не начались. Средства  (20 млн. руб.) оказались переброшены на другой объект… и теперь власти рекомендуют перенести работы на следующий год.

В г.Волжском Волгоградской области на рейтинговое голосование по выбору территорий были представлены одни проекты по благоустройству общественных зон, а по факту реализовались совершенно другие. Люди считают, что их просто обманули. Городской Комитет ЖКХ и ТЭК признал, что на бумаге жителям было предложено проголосовать за дизайн-проекты студентов Волжского ВУЗа, затем власти утвердили разработки городского Управления архитектуры и градостроительства – их же стали реализовывать. По факту все работы проведены некачественно, со срывом сроков и далеко не в том объеме, который был обозначен в публичных проектах. Пустырь в парке «Новый город» обустроен менее чем на четверть -детская площадка вызывает опасения у родителей, деревья, высаженные весной школьниками в рамках акции «Именное дерево», засыхают. В зеленой зоне на пересечении ул. Мира и ул. Нариманова отсутствует тротуарная  плитка, освещение, засыхают высаженные каштаны и обрезаны трубы системы полива, обустройство которого было в проекте. За газоном никто не следит с момента приемки территории. Итого более 3 млн. рублей потрачены впустую.

Вызывает тревогу г.Ейск, Краснодарского края — микрорайон Автовокзала с 2017, постоянно затопляемый во время паводков и дождей из-за некачественно выполненной ливневки, муниципалитет решил облагородить  за счет программ благоустройства. При этом главная проблема с ливневой канализацией решена не была. Отремонтированные дворы продолжают заиливаться – результатов и потраченных средств не видно. Жители 5-ти многоэтажных домов микрорайона жалуются, что дворы даже не огородили и через них после благоустройства продолжает ездить общественный транспорт. Остальные объекты Ейска выполнены на скорую руку, многие не завершены. Курортный город выглядит запущенным. В ходе согласования территории под программу «Комфортная городская среда» некоторые жители отказались от части дворов (например, бывшие площадки для сушки белья). Эти территории также пришли в запустение и стали бесхозными, хотя теперь принадлежат муниципалитету. Реализация программы «Комфортная городская среда» в Ейске не приводит к положительному результату — город не становится нарядным и  уютным, и даже вмешательство губернатора к положительным результатам пока не привело.

В ходе мониторинга благоустройства выяснилось, что в некоторых регионах ещё не на всех объектах приступили к работам. Например, в Пермском крае некоторые муниципалитеты не завершили конкурсные процедуры, а где-то подрядчики не приступили работам, так как не рассчитали силы и набрали большие объемы, но, несмотря ни на что объекты по программе 2019 года должны быть завершены в сентябре.

В Сургутском районе Ханты-Мансийского АО вообще не благоустраиваются дворовые территории в текущем году, несмотря на то, что есть запросы от жителей, и они готовы участвовать в программе софинансированием. Правительство не включило в программу дворы многоэтажек, отдав все средства общественным территориям.

Радует, что в некоторых случаях выявленные проблемы все же удалось  устранить.

Так,  в рамках реконструкции дворовой территории в городе Севастополе по ул.Свободы  подрядчику был выплачен аванс в размере 26 миллионов рублей, а работы остались незавершенными. Однако после обращений общественников в Минстрой РФ недоделки начали устранять. В г. Махачкала также были обнаружены дворы, в которых недосчитались детских и спортивных площадок, предусмотренных проектом. В настоящее время они устанавливаются.

Для координации работы в сфере мониторинга горсреды при НП «ЖКХ Контроль» была создана комиссия  по контролю за реализацией проекта «Формирование комфортной городской среды», которую возглавил член общественной палаты Пермского края Михаил Борисов. В июне-августе комиссия провела анализ прав собственности на дворовых территорий, благоустроенных по данной программе.  Изучено 12 943 дворовых территорий в 1719 годах 44 субъектов на предмет постановки земельных участков, на которых прошло благоустройство, на государственный кадастровый учет.  Выявлено 2360 замечаний.

В идеале каждый благоустроенный за счет средств бюджета двор должен иметь хозяина, который в дальнейшем будет его содержать (уборка, очистка, ремонт или восстановление малых архитектурных форм и т.п.) и нести ответственность за безопасность, расположенных на нем игровых площадок. Это предусмотрено в частности Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды. Но проверка показала, что в 19 из проверенных  субъектов это положение практически не соблюдается (соблюдено не всегда).

В рамках реализации проекта «Формирование комфортной городской среды» на территории Фаленского городского поселения Кировской области реализовано  всего два проекта. Интрига в том, что оба участка не принадлежат ни собственникам, ни муниципалитету…  Двор по ул. Тимирязева д.1 принадлежит «Роисимуществу» (проходит процедура межевания),  двор по ул. Железнодорожная, д.3 земля находится в ведении РЖД  и расположена в полосе отвода. (идет процедура согласования с железной дорогой и РФ). Вопросы межевания будут решаться с «Росимуществом» и РЖД и случится это нескоро. Кто все это время будет обслуживать и содержать отреставрированные дворы – непонятно.

В Гулькевичском и Темрюкском районе Краснодарского края   все благоустроенные дворы не состоят на государственном кадастровом учете. А это значит, что содержание этих территорий ложился либо на бюджет, которого нет у муниципалитетов. Как следствие – скоро дворы зарастут, и все, что на них установлено, придет в негодность.

В Липецкой области администрация сообщает, что общая стоимость работ по формированию    ….. земельных участков с учетом придомовой территории, включая проведение кадастровых работ и разработку документации по планировке территории, составляет порядка 30,8 млн.р. У госоргана средств на эти процедуры нет поэтому благоустройство идет на неоформленных землях.

В Московской области — Дмитрове, Химках и Электростали из 384 благоустроенных дворов 165 не поставлены на государственный кадастровый учет. Точно такая же ситуация в Астраханской области из 129 — 86 земельных участков не оформлены. Республика Крым — 36 из 70. В Новгородской области объекты 2017 года —  из 188 оформлены 69, в 2018 году из 153 оформлены  55, а в 2019 из 121 аж 78 объектов не прошли межевание и постановку на государственный кадастровый учет.  Псковская область из 464 на учет не поставлены 176. В Архангельской области 88 объектов из 392 не стоят на учете. В Воронежской области — 91 из 426. В Костромской области — 43 из 136, в Курской области — 114 из 510 .

В Омской области 5 дворов благоустроены на территориях, принадлежащих Министерству обороны РФ.  Минобороны не давало добро на благоустройство своих земельных участков, а значит, содержать оно их тоже не будет, но может просто изъять их для других нужд.

В Ставропольском крае в 2019 году  по проекту «Формирование комфортной городской среды» за счет средств из федерального бюджета благоустройство проводилось только на общественных территориях.  Для благоустройства дворов из краевого бюджета выделено 200 млн. руб., но муниципалитеты массово перекидывают эти средства на общественные объекты.

В Тверской области благоустройство дворов выполнялось на земельных участках, у которых назначение в соответствии с публичной картой иное: для сельско-хозяйственных нужд, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства.  Благоустроенны дворы, которые не имеют никакого отношения к собственникам многоэтажек, и содержать они эти территории не будут.

В Ярославской области земельные участки части благоустроенных дворов отмежеваны только под домом.

Регионы, где прошло благоустройство в рамках программы «Формирование комфортной городской среды» и проведено межевание, а земельные участки поставлены кадастровый учет более 90%:

Республика Башкортостан, Кабардино-Балкария, Калужская область, Камчатский край, Кемеровская область, Кировская область, Карачаево-Черкессия, Нижегородская область, Новосибирск, Омская область, Оренбургская область, Пензенская область, Севастополь, Смоленская область, Тамбовская область, республика Удмуртия, Хакасия, ХМАО, Чувашия.

При этом в рамках мониторинга программы выявлены и другие проблемы, например, массовое исключение дворов из программы благоустройства.

Так, например, в Ивановской области после 2-х лет работы программы – с 2018 года – все муниципалитеты исключили дворы из благоустройства. Собственникам, которые хотят привести двор в порядок, было предложено сделать это за свой счет.

В Калининградской области дворовая территория по адресу: ул. Дарвина, 1а в программе благоустройства есть, а по факту такого дома нет…

 

Приложение 2

Методика формирования списка проблем

Общероссийский центр общественного контроля в сфере ЖКХ осуществляет формирование и координацию в субъектах РФ сети общественных организаций в сфере ЖКХ. В ходе отчетного периода в 78 субъектах РФ действовали Центры общественного контроля, объединяющие НКО, работающие в сфере жилищного просвещения и защиты прав граждан.

В центрах работали общественные приемные,  в ряде регионов открыты телефоны «горячих линий», которые в ежедневном режиме осуществляли прием обращений и жалоб от граждан.

При составлении рейтинга «список основных проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства» использованы обращения, поступившие в региональные центры общественного контроля на горячие линии, в рамках приема граждан, по электронной почте, посредством Почты России, через официальные сайты. В свою очередь, в Общероссийский центр обращения поступали аналогичными путями.

Формирование рейтинга проблем в сфере ЖКХ осуществлялось в несколько этапов.

На первоначальном этапе был составлен рубрикатор проблем (тем), встречающихся  в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Перечень направлен в Региональные центры.

На втором этапе Региональные центры общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства распределили все поступившие обращения по ранее сформулированным темам.

На следующем этапе все собранные данные из региональных центров были перенаправлены в Национальный центр.

На последнем этапе эксперты Национального центра суммировали информацию, полученную из регионов, с данными, сформированными на основании обращений, которые поступали в Национальный центр, обобщили некоторые рубрики между собой.

Нет комментариев

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2019 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль". Сайт разработан AdLife Studio

Log in with your credentials

Forgot your details?