Что больше всего беспокоит россиян, обратившихся в «ЖКХ Контроль»  в течение 2019 г.

За минувший 2019 год на «горячие» линии региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ и в приемную Национального центра «ЖКХ Контроль» поступило 28 307 обращений. На основании анализа данных обращений Некоммерческим партнерством «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» был составлен список основных проблем в сфере ЖКХ (Рейтинг проблем) по сумме четырех кварталов. Итоги анализа приведены в сводной таблице (Приложение 1). Методика анализа (Приложение 2).

 

Тема Обращения за 2019 год, % Обращения за 2018 год, %
1. Плата за жилищно-коммунальные услуги 15,70% 19,31
2. Состояние МКД и качество услуг по ремонту и содержанию общего имущества 15.5% 13,75
3. Управление МКД УК, ЖСК, ТСЖ 11.2% 13,75
4. Капитальный ремонт 8.8% 8,32
5. ТКО 8.6% 0
6. Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории, Комфортная городская среда 8.8% 7,57
7. Качество предоставляемых коммунальных услуг                                                               8.% 12,43 
8. Общие собрания собственников 3.6% 3,71
9. Проблемы с приборами учета 2.4% 2,72
10. Общее имущество: состав, использование, возврат из чужого незаконного владения 2.4% 2,3
11. Иные темы 15. % 16,4
Общее количество обращений 27907 28307,0

 

Комментарий исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Разворотневой С.В.:

–  Итоги анализа обращений за 2019 год позволяют сделать несколько выводов. Во-первых, начисление платы за ЖКУ перестает быть главной проблемой, беспокоящей граждан. В первом и втором квартале эта тема, как и в прошлые годы, устойчиво занимает первое место. Это может быть связано и с двухэтапным повышением платежей за ЖКУ в 2019 году (первый раз они повышались в январе в связи с повышением НДС, второй – в июле), а также появлением новой коммунальной услуги – обращение с ТКО. Как показал выборочный анализ платежей домохозяйств, проведенный НП «ЖКХ Контроль» в 1 квартале 2019 года, в 68 % случаев при переходе услуги по обращению с ТКО из жилищной в коммунальную стоимость ее для граждан возросла. Однако уже со второй половины года, несмотря на июльское повышение тарифов, тема платежей для граждан уходит на второй план. На первое место при этом выходит состояние многоквартирных домов. Учитывая, что в нашем рейтинге теме управления и содержания МКД посвящены сразу несколько разделов – Неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт МКД, Управление МКД, Общие собрания собственников, Общее имущество (состав, возврат, распоряжение), можно без преувеличения сказать, что тема эта сегодня является наиболее острой и критической. Острота ее обусловлена крайней запутанностью законодательства в данной сфере, в соответствии с которым собственники жилых и нежилых помещений объявляются хозяевами своих МКД, однако не имеют необходимых финансовых и организационных рычагов влияния на управляющие организации, и, с другой стороны, не несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества. Эта ситуация усугубляется хроническим недофинансированием работ по содержанию МКД, что приводит к ухудшению их физического состояния.

Важнейшим событием 2019 года стало проведение реформы в сфере обращения с ТКО. Пик жалоб и недовольства, связанного с этим событием, пришелся на первую половину года. Однако во второй половине отмечается заметный спад интереса к данной теме.

В некоторых вопросах 2019 год похож на предыдущие годы. Так, ярко сезонной направленностью отличается тема качества коммунальных ресурсов. С началом отопительного периода наблюдается всплеск жалоб, главным образом связанный с подачей тепла. Однако в 2019 в связи с мягкой зимой во многих регионах количество обращений по этому вопросу сократилось. При этом следует заметить, что НП «ЖКХ Контроль» фиксирует последовательное сокращение жалоб граждан на качество коммунальных ресурсов на протяжении последних лет.

Такой же сезонный характер носят обращения по теме капитального ремонта. В весенние, летние и осенние месяцы, то есть в период проведения активных ремонтов, их больше, нежели в зимние. При этом средний процент жалоб по темам капитального ремонта остается неизменным на протяжении последних лет. Более или менее неизменным остается и количество обращений по другим острым темам.

 

Расшифровка рубрикатора проблем выглядит следующим образом:

 

  1. Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги (4447 обращений или 15,7% от общего количества) и включает следующие проблемы:
  • соблюдение порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги;
  • перерасчеты;
  • формирование и доставка платежных документов;
  • дополнительные платежи, комиссии;
  • установление и изменение размера платы за жилое помещение
  • начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме

 

  1. Неудовлетворительное состояние, содержание и текущий ремонт МКД (4372 обращения или 15.5% от общего количества)

 

  1. Управление МКД (3152 обращения или 11.2%) включает следующие проблемы:
  • споры хозяйствующих субъектов о праве управления МКД (проблема двойных платежных документов);
  • законность действий ТСЖ, ЖСК, управляющих организаций (в том числе вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности);
  • раскрытие информации управляющими организациями;
  • лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами;
  • договор управления;
  • предоставление и содержание отчетов об исполнении договоров управления, актов выполненных работ;
  • работа с системой ГИС ЖКХ;
  • создание и деятельность советов МКД, выплата вознаграждения членам совета
  1. Капитальный ремонт (2500 обращений или 8.8%) и включает следующие проблемы:
  • сроки проведения капитального ремонта (обоснованность сроков, установленных регпрограммами, соблюдение сроков согласно договорам подряда);
  • размер взноса на проведение капитального ремонта;
  • отсутствие информации о региональных программах проведения капитального ремонта, их актуализации;
  • качество и соблюдение сроков выполнения работ в рамках проводимого капитального ремонта;
  • организация проведения капремонта (проведение общих собраний, утверждение документации и видов работ, доступность документов, приемка работ);
  • выполнение гарантийных обязательств;
  • прочее.
  1. Обращение с твердыми коммунальными отходами (2439 заявлений или 8.6%) включает следующее:
    • исключение платы за ТБО из состава платы за содержание жилья;
    • начисление платы за ТКО, выставление платежных документов;
    • заключение договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственниками и региональным оператором, между управляющими организациями и региональным оператором;
    • уборка контейнерных площадок, их количество, доступность, бестарный вывоз, раздельное накопление;
    • норматив потребления услуги;
    • соблюдение периодичности предоставления услуги;
    • прочие вопросы

 

  1. Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории (2524 обращения или 8.8%), в том числе:
  • реализация на территории Российской Федерации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды»
  1. Неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг (2252 обращения или 8%).
  2. Общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах (1005 обращений или 3.6%) включает следующие проблемы:
  • подготовка, проведение общих собраний, подведение итогов голосования, уведомление о принятых решениях и их исполнение;
  • – фальсификации документов;
  • – доступность сведений о собственниках помещений;
  • – прочее

 

  1. Проблемы с приборами учета (684 обращений или 2.4%) включает следующие проблемы:
  • приобретение, установка, ввод в эксплуатацию, поверка, эксплуатация приборов учета;
  • установление факта наличия или отсутствия технической возможности установки;
  • стоимость оборудования, устанавливаемого ресурсоснабжающими организациями;
  • рассрочка платежа;
  • иное

 

  1. Общее имущество в многоквартирном доме (677 обращений или 2.4%) включает следующие проблемы:
  • определение состава и порядка использования
  • законность отчуждения общего имущества, в том числе в муниципальную и государственную собственность
  • взаимодействие с органами власти в разрешении вопроса возврата имущества в общую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

 

  1. Иные темы (4249 обращений или 15%) включают следующие проблемы:
  • социальный наем;
  • жалобы на действия и бездействия уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, влияющих на соблюдение прав и законных интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе коррупционная составляющая;
  • заключение договоров на обслуживание внутриквартирного газового оборудования;
  • сохранность жилых помещений и соблюдение назначения их использования, перепланировка, переоборудование;
  • прямые договоры собственников с ресурсоснабжающими организациями;
  • аварийное жилье: признание аварийным, переселение граждан, снос;
  • споры между   физическими и юридическими лицами, прямо не связанные, но сопряженные со сферой оказания жилищно-коммунальных услуг;
  • проч.

Приложение 1

Методика формирования рейтинга

Общероссийский центр общественного контроля в сфере ЖКХ осуществляет формирование и координацию в субъектах РФ сети общественных организаций в сфере ЖКХ. В ходе отчетного периода в 78 субъектах РФ действовали Центры общественного контроля, объединяющие НКО, работающие в сфере жилищного просвещения и защиты прав граждан.

В центрах работали общественные приемные, в ряде регионов открыты телефоны «горячих линий», которые в ежедневном режиме осуществляли прием обращений и жалоб от граждан.

При составлении рейтинга «список основных проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства» использованы обращения, поступившие в региональные центры общественного контроля на горячие линии, в рамках приема граждан, по электронной почте, посредством Почты России, через официальные сайты. В свою очередь, в Общероссийский центр обращения поступали аналогичными путями.

Формирование рейтинга проблем в сфере ЖКХ осуществлялось в несколько этапов.

На первоначальном этапе был составлен рубрикатор проблем (тем), встречающихся в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Перечень направлен в Региональные центры.

На втором этапе Региональные центры общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства распределили все поступившие обращения по ранее сформулированным темам.

На следующем этапе все собранные данные из региональных центров были перенаправлены в Национальный центр.

На последнем этапе эксперты Национального центра суммировали информацию, полученную из регионов, с данными, сформированными на основании обращений, которые поступали в Национальный центр, обобщили некоторые рубрики между собой.

Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account