25 марта в 13:00 (Мск) в пресс-центре ТАСС в онлайн-формате состоялась пресс-конференция по презентации специального доклада Общественной палаты РФ “Право на жилье есть у каждого”, посвященного анализу реализации национального проекта “Жилье и городская среда”.
О мерах, которые предлагают общественность, эксперты отрасли, бизнес, представители федеральных, региональных и местных органов власти для совершенствования жилищной политики, рассказали секретарь Общественной палаты РФ Лидия Михеева, председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев, члены Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева (исполнительный директор НП ЖКХ Контроль”) и Андрей Максимов.
Доклад содержит анализ ситуации в сфере обеспечения граждан доступным жильем, а также предложения по совершенствованию отечественной жилищной политики.
Зампред Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева (основной автор и редактор документа) остановилась на вопросах необходимости решить при помощи госпрограммы главную задачу – обеспечить жильем граждан с низкими доходами, которые не могут позволить себе приобрести никакое жилье в собственность.
По ее словам лишь 35% российских семей сейчас доступна ипотека, а квартиру площадью 18 кв м на одного человека могут приобрести 30,2% семей с одним ребенком и лишь 3,1% с тремя детьми. При этом материнский капитал делают жилье доступнее далеко не во всех регионах и тем более уж не в крупных городах…
Сейчас государство предлагает нуждающимся жилье в соцнайм. Делается это через органы местного самоуправления. Но в муниципалитетах нет достаточного количества подходящего муниципального жилья на эти цели. По данным Росстата доля семей, состоящих на учете более 10 лет составляет 52% (или 1,27 млн семей). А признанных нуждающимися у нас в стране аж 140 категорий. К примеру, только детей-сирот в 2018 году в очереди на получение жилья числилось более 250 тыс человек из них 65% старше 18 лет…
Проблема еще и в том, что никто не знает точное количество очередников по всей стране.
Что предлагают авторы доклада?
Для начала посчитать нуждающихся путем введения централизованного персонифицированного учета граждан, признанных нуждающимися. Это позволит более точно оценить объем публичных обязательств и повысить эффективность использования публичных средств, а также повысить адресность и эффективность льгот, связанных с предоставлением гражданам жилищных участков для индивидуального жилищного строительства.
Следует унифицировать основания и механизмы жилищной поддержки. Федеральным нормативным актом определить единый стандарт для признания граждан нуждающимися в жилищной поддержке (ввести т.н. минимальный жилищный стандарт) и способы предоставления такой поддержки (стандарт жилищного обеспечения) на территории всей страны.
Предлагается также расширить формы удовлетворения жилищной потребности. Кроме ипотеки нужно предложить гражданам и другие накопительные схемы – субсидии на покупку, предоставление в наем, через жилищно-строительную кооперацию финансовую и нефинансовую поддержку строительства частных домов индивидуальными застройщиками и т.п.
«Не обойтись без развития полноценного рынка арендного жилья – речь идет о воссоздании заброшенного федерального проекта. Вывести «серый» рынок частных квартир, сдаваемых в аренду из тени.
В проекте постановления Правительства порядка 138 млрд. руб. выделяется на поддержку ИЖС, но там еще много чего нужно донастраивать – в частности получение кредита под ИЖС и всесторонней поддержке ИЖС…. «Мы очень надеемся, что этот доклад это первый шаг в наших взаимоотношениях с правительством. Мы бы хотели встретиться с теми, кто принимает эти решения и проговорить программу реформ, распространение лучших практик застройки в регионах», – отметила Светлана Разворотнева.
Отдельное внимание в докладе уделено рискам, которые могут привести к неисполнению показателей Национального проекта «Жилье и городская среда»:
Угроза № 1: Жилье не будет построено по причине усложнения доступа к финансам и низкой эффективности строительного комплекса в отдельных регионах.
Угроза № 2: Жилье не будет куплено в силу низкой покупательной способности граждан.
Угроза № 3: Ставка на ипотеку как универсальный инструмент стимулирования покупательского спроса может не оправдать себя, поскольку доходы более 40% граждан не позволяют им использовать этот инструмент.
Угроза № 4. Заложенная в национальном проекте стратегия на увеличение доли индустриального многоэтажного домостроения в общей доле вводимого жилья неизбежно приведет к ускорению оттока жителей сел и малых городов в крупные мегаполисы, к депопуляции территорий, в том числе стратегически важных для России (Дальний Восток, приграничные территории), к разрушению традиционного уклада жизни.