В настоящее время в Государственной Думе ФС РФ ведётся работа над проектом изменения в статью 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, касающегося проведения капитального ремонта многоквартирных домов
В соответствии с частью 3 статьи 168 Жилищного кодекса законом субъекта Российской Федерации устанавливаются критерии, исходя из которых определяется очередность проведения капитального ремонта многоквартирных домов в рамках региональной программы.
Анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации показал, что подходы к формированию очередности проведения капитального ремонта в многоквартирных домах весьма разнообразны.
Например, в Москве установлены следующие критерии:
— продолжительность эксплуатации инженерных систем и конструктивных элементов многоквартирного дома;
— оценка технического состояния инженерных систем и конструктивных элементов многоквартирного дома.
В Новгородской области применен иной подход к формированию очередности проведения капитального ремонта исходя из следующих критериев:
— техническое состояние объектов общего имущества в многоквартирном доме (наличие угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, сохранности общего имущества в многоквартирном доме и имущества граждан) по заключению органов государственного жилищного надзора Новгородской области;
— продолжительность эксплуатации многоквартирного дома после ввода в эксплуатацию или последнего комплексного капитального ремонта;
— многоквартирные дома, собственники помещений в которых приняли решения о финансировании капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме в большем размере, чем установленный Правительством Новгородской области минимальный размер взноса на капитальный ремонт;
— многоквартирные дома, собственники помещений в которых приняли решение о получении кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества своего многоквартирного дома;
— отклонение фактически поступивших взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Очевидно, что проведение капитального ремонта не должно зависеть от размера поступивших взносов на капитальный ремонт или принятия собственниками решений о проведении капитального ремонта.
Очередность проведения капитального ремонта в многоквартирных домах должна быть обусловлена возникновением необходимости в таком ремонте, то есть угрозы безопасности пользования помещениями и общим имуществом в многоквартирном доме.
Существующая на сегодняшний день разница в подходах к формированию очередности проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, происходящая в результате отсутствия единой нормативной базы для установления необходимости проведения капитального ремонта, приводит сегодня к дисбалансу между объемами капитального ремонта в разных регионах. Имеются ситуации, при которых недавно введенные в эксплуатацию многоквартирные дома включены в региональную программу капитального ремонта со сроком проведения его раньше, нежели дома, которые реально нуждаются в проведении капитального ремонта.
В целях исключения такого дисбаланса законопроектом предлагается установить единые критерии, исходя из которых определяется очередность проведения капитального ремонта многоквартирных домов в рамках региональной программы.
Кроме того, в части 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено условие, при котором должно предусматриваться проведение капитального ремонта в первоочередном порядке. Так, в первоочередном порядке подлежат проведению капитального ремонта многоквартирные дома, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
При этом согласно разъяснениям Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 1 августа 2007 года в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2007 года обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации не связывает возникновение у бывшего наймодателя обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома с моментом приватизации первого жилого помещения в этом доме.
Законопроектом предлагается привести указанное положение части 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации.
Пресс-Служба Санкт-Петербургской РОО
«Объединение Советов многоквартирных домов»
(РЦОК НП «ЖКХ Контроль»)
по материалам официальных источников