В ситуации пандемии власти делают все возможное, чтобы защитить граждан и от вируса, и от последствий падения доходов. Однако в этих условиях очень важно не перегнуть палку, иначе принимаемые меры приведут к непредсказуемым последствиям.

Так, 2 апреля было принято 424-е постановление правительства, в соответствии с которым поставщикам жилищных и коммунальных ресурсов запрещается отключать коммунальные ресурсы для неплательщиков, а также взыскивать с них штрафы и пени за просрочку платежей. Безусловно, данная мера очень важна, и даже не столько для людей, чьи доходы сократились по вине кризиса, а для пожилых людей, которые привыкли платить за ЖКУ по старинке — лично приходя в банк или к платежному терминалу. Как правило, это люди старшего поколения, которые раньше других оказались на карантине. И здесь — как свидетельствуют обращения в общественные приемные НП «ЖКХ Контроль» — многие волновались и спрашивали: как теперь платить? Не отключат ли, если не заплатишь? Благодаря постановлению правительства теперь можно смело говорить: «Заплатите, когда закончится карантин, никаких санкций за просрочку не будет».

Однако в результате принятых мер, несомненно, сборы организаций, предоставляющих жилищные и коммунальные услуги, безусловно, снизятся. Причем, по мнению участников рынка, снижение это будет значительным. Так, по оценке Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, платежи граждан снизятся вдвое. Саморегулируемая организация «Национальный жилищный конгресс» прогнозирует, что максимальный сбор за жилищные услуги в апреле составит до 30 процентов от всех начислений. Такое серьезное падение платежей может случиться потому, что в отсутствии санкций желание не платить за ЖКУ может возникнуть не только у людей, потерявших работу и бабушек на самоизоляции, но и у вполне обеспеченных людей с пониженной социальной ответственностью. Возможно, представители бизнеса несколько преувеличивают масштаб трагедии, однако с тем, что уровень платежей за жилищно-коммунальные услуги серьезно упадет, согласны все.

В то же время у многих участников рынка с началом эпидемии серьезно увеличился объем работы. Речь идет в первую очередь об организациях, управляющих многоквартирными домами. В соответствии с рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека, в период эпидемии рекомендуется проведение дезинфекции мест общего пользования в многоквартирном доме. При этом Жилищный кодекс РФ гласит, что все расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме должны нести собственники. Однако граждане, владеющие помещениями в многоквартирном доме, решения об увеличении расходов на проведение мероприятий по санобработке не принимают.

Во-первых, потому, что для принятия подобного решения требуется провести общее собрание собственников, что практически невозможно в период карантина. Во-вторых, в условиях снижающихся доходов собственники вряд ли поддержат идею увеличить тарифы на содержание жилья.

При этом управляющие организации все-таки вынуждены выполнять распоряжение властей и заниматься дезинфекцией, что потребует у них серьезных вложений. Стоимость профессиональной дезинфекции — пять рублей с квадратного метра. Для большой девятиэтажки это примерно 25 тысяч руб. в день, или 750 тысяч рублей в месяц. У подавляющего большинства управляющих компаний таких денег нет.

Однако самая тяжелая ситуация складывается с жилищными кооперативами и ТСЖ (в современной редакции ТСН — товарищества собственников недвижимости). Эти объединения ответственных собственников, созданные для управления своим имуществом, являются некоммерческими предприятиями и не получают прибыль. Следовательно, у них нет возможности без увеличения тарифов изыскать деньги на дезинфекцию.

Однако власть этого в расчет не принимает. Более того, ТСЖ сегодня никто просто не замечает. Так, они не могут рассчитывать на те меры поддержки, которые предоставлены сегодня малому и среднему бизнесу — в виде отсрочек по кредитам, налоговых каникул, сокращения отчислений в социальные фонды и т. п. Таким образом, существующий подход очень скоро убьет эти объединения активных и ответственных собственников, оставив многие дома без управления.

Чуть позже череда банкротств захлестнет и управляющие организации, что приведет к очень тяжелым последствиям. В Российской Федерации появится огромное количество брошенных домов, которые никто не обслуживает. В них не будут проводиться осмотры газового оборудования, обслуживаться лифты, проводится текущий ремонт и подготовка к зиме. В итоге — ускоренное ветшание домов, череда техногенных катастроф и резкое падение качества жизни граждан 68 процентов граждан, проживающих в таких домах.

Можно ли избежать катастрофы? Безусловно. В качестве срочной меры правительству необходимо найти средства для компенсации выпадающих доходов для предприятий жилищно-коммунальной сферы. В качестве долгосрочной стратегии следует подумать о том, как настроить инструменты адресной помощи гражданам с низкими доходами. В первую очередь речь идет о субсидиях на оплату жилищно-коммунальных платежей.

Такой механизм сегодня существует, однако в разных регионах условия их предоставления разные, да и оформляют субсидию далеко не все граждане, реально нуждающиеся в поддержке. Многих останавливает сложность оформления субсидии, многих — 159-я статья Жилищного кодекса, в которой сказано, что субсидии выплачиваются только тем, у кого нет долгов. Кризис — хорошее время, чтобы наконец настроить инструменты адресной защиты, не перекладывая обязательства государства на бизнес.

Исполнительный директор НП “ЖКХ Контроль” Светлана Разворотнева

Tags:
Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account