Депутатами Государственной Думы ФС РФ в настоящее время разрабатывается проект федерального закона «О внесении изменения в статью 47 Федерального закона «Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
в части регулирования размещения кондиционеров и иных технических средств на фасадах объектов культурного наследия».

Законопроект разработан Минкультуры России в инициативном порядке в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия (далее — ОКН), неизменности их визуального восприятия, предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика, связанного
с размещением на их фасадах различных технических устройств.

В статье 473 действующей редакции Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — 73-ФЗ) содержится общий запрет проводить работы, изменяющие предмет охраны ОКН, ухудшающие условия, необходимые для его сохранности, а также работы, изменяющие его облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры и интерьер в случае, если предмет охраны объекта не определен.

По итогам проведенного Минкультуры России анализа информации
о размещении на фасадах объектов технических устройств, в том числе кондиционеров и тарелок спутникового телевидения, был сделан вывод
о недостаточности правового регулирования данного вопроса. В отсутствие прямого запрета на размещение указанных устройств, в значительном количестве случаев они размещаются пользователями ОКН самостийно.

Проблема размещения технических устройств на фасадах ОКН носит
не только эстетический характер. Применяемые средства и способы монтажа (крепления) технических устройств могут нанести вред объекту культурного наследия. В процессе монтажа-демонтажа в здании памятника делаются сквозные отверстия без учета имеющихся трещин и деформации, на объект оказывается механическое воздействие без учета его технического состояния.

Отсутствие однозначного правового запрета на размещение кондиционеров и иных технических устройств на фасадах ОКН создает дополнительные административные барьеры и факторы, стимулирующие коррупцию.

Законопроектом устанавливается запрет на установку внешних блоков кондиционеров, антенн, в том числе спутниковой связи, и других технических устройств и (или) их частей на фасадах ОКН в случае, если фасад объекта культурного наследия относится к его предмету охраны (за исключением технических устройств охраны и сигнализации).

Закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней со дня его официального опубликования.

Законопроектом предусмотрен переходный период:

1) в отношении ОКН, отнесенных к жилищному фонду:

демонтаж с фасада здания кондиционеров, антенн и других технических устройств, которые были установлены до вступления закона в силу, будет осуществляться только при проведении работ по сохранению такого ОКН, включающих реставрацию и приспособление ОКН для современного использования;

проектная документация на проведение работ по сохранению ОКН должна содержать техническое решение системы кондиционирования воздуха с учетом необходимости создания благоприятных санитарно-гигиенических условий для проживания.

2) в отношении ОКН, не отнесенных к жилищному фонду:

демонтаж с фасада здания кондиционеров, антенн и других технических устройств, которые были установлены до вступления закона в силу, будет осуществляться в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу закона.

Проектируемые Законопроектом требования будут предъявляться, в силу положений статей 473 и 476 73-ФЗ, к собственнику ОКН, либо унитарному предприятию или учреждению, использующим ОКН на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, или юридическому лицу, которым он передан безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора. На иные формы владения и использования ОКН, в том числе
на отношения аренды, данные требования распространяться не будут.

В случае, если арендаторы, иные пользователи ОКН, не упомянутые
в статьях 473 и 476 73-ФЗ, будут нести какие-либо издержки в связи
с реализацией Законопроекта, их возмещение будет осуществляться
в гражданско-правовом порядке по следующим основаниям:

в соответствии с пунктом 11 статьи 476 73-ФЗ охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому ОКН принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

в соответствии с пунктом 6 статьи 476 73-ФЗ охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 статьи 476 по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 472 — 474 73-ФЗ.

Требование, содержащее запрет на установку кондиционеров, прописывается в статье 473 (в редакции законопроекта).

Таким образом, закон уже предусматривает, что демонтаж будет осуществлен за счет собственника помещения в случае передачи ОКН
в аренду.

Размещение технических средств в целях сохранения памятника возможно только в рамках проведения работ по его сохранению.
В соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия это потребует разработки проекта работ по сохранению объекта, получения положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы и согласования органа государственной охраны объектов культурного наследия. Таким образом, если установка технических средств вызвана необходимостью сохранения ОКН, его защиты и безопасности, на нее не будет распространяться установленный законопроектом запрет.

В настоящее время 142 112 памятников и ансамблей включено в реестр. В 2018 году региональными органами охраны объектов культурного наследия были проведены мероприятия по контролю за состоянием памятников,
в результате которых были установлены факты незаконного размещения навесного оборудования в 40 регионах.

В реестр включено 8726 ОКН, являющихся многоквартирными домами, из которых 35% имеют на фасадах кондиционеры или спутниковые антенны.

Законопроектом предусматривается вступление в силу в течение ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования. Указанный период необходим для приведения в соответствие с вводимыми требованиями проектной документации, по которой еще не начаты ремонтно-реставрационные работы, возможной корректировки актов историко-культурной экспертизы, проведения органами государственной охраны объектов культурного наследия фиксации состояния фасадов охраняемых памятников. Данная работа будет организована и проведена Минкультуры России совместно с региональными органами охраны объектов культурного наследия.

Реализация Законопроекта будет осуществляться в рамках имеющейся кадровой обеспеченности органов охраны объектов культурного наследия и
не потребует дополнительных бюджетных ассигнований.

Положения Законопроекта соответствуют положениям Договора
о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Федеральные законы и проекты федеральных законов, аналогичные
по содержанию законопроекту, на рассмотрении в Федеральном Собрании Российской Федерации не находятся.

Пресс-служба Санкт-Петербургской РОО

«Объединение Советов многоквартирных домов»

(РЦОК НП «ЖКХ Контроль») по материалам

официальных источников

Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2021 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль". Сайт разработан AdLife Studio

Log in with your credentials

Forgot your details?